Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Эстетическое сознание. Эстетика как наука




Эстетика как наука.

Эстетика -наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки.

Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственностъ.



 


2.Эстетическое как категория эстетики.

Эстетическое, в широком смысле, есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, социального или духовного бытия.

Поэтому свойством эстетического обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия.

Эстетическим является не только прекрасное (что не вызывает сомнений), но и уродливое, и низменное, и трагическое в том случае, если в нем наиболее совершенно выражена его сущность -- сущность рода.

Онтологическое значение эстетического заключается в том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое -- в многообразии явлений, обладающих этим свойством как полнотой существования, социологическое -- в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую широту и глубину, становясь, фигурально выражаясь, более демократичным.

Эстетическое как совершенное обнаруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно и осваивается и преобразуется в практике (например, прекрасное в природе и обществе), с другой -- оно есть объективированный результат этой практики (например, в эстетическом идеале и искусстве). В результате такого «столкновения» в процессе духовно-практического освоения мира, объективного состояния и субъекта социальной жизни, природного (материального) и идеального (духовного) возникает и функционирует совершенно новый объективный феномен -- эстетическое.

Эстетическое есть результат материально-духовной практики человека, оно не является только проекцией идеала на «потухшую» природу, оно есть совершенно новое, специфическое реальное образование, своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного.

Диалектика взаимосвязи объективно-эстетического с эстетическим познанием заключается также в том, что общественная практика -- это единый процесс воздействия на человека объективных эстетических сторон действительности и их раскрытия и преобразования по законам красоты.

«Вторая природа», возникающая в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и преобразования. Человек, творя по законам красоты, вместе с тем объективирует и превращает все созданное в предмет эстетического познания и совершенствования.

Эстетическое в действительности не есть нечто застывшее и неизменное, оно изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития природы, и главным образом человеческого общества. Объективность эстетического доказывается не только практикой общественного развития, но и великими достижениями современной науки.

Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель -- действие -- операция эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.

А.В. Луначарский в свое время писал: «Эстетическая деятельность -- это стремление к гармонии впечатлений, переживаний», и в этом смысле она есть проявление позитивного совершенства. Но все же главная ее особенность связана не только с переживаниями и впечатлениями, а с действием, развертывающимся через общественные и индивидуальные интересы, потребности, способности, чувства человека.


3. Эстетическая деятельность и её виды.

Эстетическое - всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетические в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность или творчество по “законам красоты”; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятие, потребности, идеалы, и т. д.).

В понятие эстетическое входит и художественная культура.

Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура. Общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки.

Эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия, ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность).1

Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетичных чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д. .

Художественная культура - высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности: познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека.

Эстетическая деятельность:

Эстетическое включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством.

Эстетическое освоение понимается с материальной точки зрения, как грань практической деятельности, как момент целостного, практически материального и практически духовного преобразования мира. Это изменение природных и общественных явлений выступает и как формирование самой личности, и как свободное и сознательное ее утверждение.

В эстетическом освоении следует отличать эстетическую деятельность, составляющую момент материального и духовного производства, и практических отношений, и самостоятельное эстетическое творчество, когда оно преследует непосредственное решение эстетических задач. Сюда относится, например, художественная деятельность.

Эстетическое сознание.


Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта (см.: Эстетическое). Она означает совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов, составлющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения. Э. с. является необходимым компонентом человеческого сознания, человека как homo sapiens. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии. Эстетический опыт был с древности присущ человеку и находил выражение в зачаточных формах древнего искусства, украшения тела, предметов обихода, оружия, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т. п. Неразрывно с ним была связана и интуитивная эстетическая оценка на основе еще слабо развитого чувства не-только-чувственного удовольствия-неудовольствия. На более поздних этапах культуры — в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта, и соответственно Э. с., появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составит основу категориального аппарата науки эстетики. Однако вербально-рефлективный уровень Э. с. до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения сущности Э. с., тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации.


5.Эстетическая мысль о древнегреческой культуре.

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. У греков именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии... Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками... Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений...

Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам в настоящее время, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости.

У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное то, что можно непосредственно воспринять чувством, так Афина преображает внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом.


6.Понятие идеала человека в древнегреческом классическом искусстве.

ркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции - реальный человек.

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.

Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии [7].

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.


7. Винкельман И.И. и Гегель Г.В.Ф. об идеале древнегреческого искусства.

ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717-68) - немецкий историк искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма.

Искусство, по Гегелю, это еще несовершенная ступень истины, оно скрывает истину в образе.


8. Система эстетических категорий.

Существуют политических подхода к определению сущности эстетических категорий:

1) Понимание категорий как отражение существенных состояний и свойств

2) Понимание категорий как узловых моментов отражения действительности.

Однако на протяжении истории эстетики обнаруживаются разные системы эстетических категорий.

Интересен подход И. Канта. В основу системы эстетических категорий Кант ставит суждение. Эстетическое суждение реализуется через чувства прекрасного, которые имеют общие признаки (бескорыстность, целесообразность без цели…) и логические основания (качество, количество…). Вокруг прекрасного стоят разум, рассудок, воображение, чувство. К эстетическому суждению наиболее близко стоит категория эстетической идеей, которая понимается как единство, представление воображение и понятие, не характеризуемое понятием и понимаемая как обнаружение вкуса и духа. Следующая категория по своей значимости «Эстетическая идея» который понимается как представление о существе, ровном идея (идея разума) и наиболее полно выражается в человеке. Человек идея красоты, человечество идея совершенства. Проявление возвышенности раскрывается через категорию «Гений». Для суждения о прекрасных предметах нужен вкус, а для художественного искусства, то есть для создания таких предметов, нужен гений.

Искусство – порождение свободы творчества, в его основе лежит акт разума, и в нем реализуется эстетическая идея и эстетический идеал (идеала нет в природе, он только в человеке и разуме).

Шарль Лало видит категории эстетики как модальности закона организации умственных сил. Задача системы заключается в сведении разнообразия к единству. В основе лежит категория гармонии, которая рождается тремя главными человеческими способностями: умом, деятельностью и эмоциональностью. Отношение между этими способностями выражаются через 9 эстетических категорий.

В схеме это выглядит:

Гармония Наличная Отыскиваемая Утраченное
Ум Прекрасное Возвышенное Остроумие
Деятельность Грандиозное Трагическое Комическое
Эмоция Изящное Драматическое Смешное

 

Гармония рассматривается в развитии разных состояниях. Прекрасное понимается как гармония, основанная на разуме и вкусе: грандиозная – как гармония победы над сопротивляющимся объектом: изящное - как гармония рождающаяся из симпатии к незначительному.

Вторая группа категорий есть выражение возможной гармонии, где возвышенное понимается как конфликт идей; трагическое – бомба против фатальности или внешней необходимости; драматическое стремление – взволновать человека, возбудить в нем чувство жизни.

Третья группа отражает внешнюю (фальшивую) гармонию, где остроумие есть продолжение «игры словами» и отражение к «игре идей»; комическое – юмор действие, смешное. Комических эмоций, удовлетворение эмоциональным обращением.

Безобразное – неэстетическая категория.

Ум – восприятие чувственных отношений, деятельность – воплощение свободной воли, эмоции – удовольствие от функционирования индивидуальных или жизненных коллективных сил.

Современный подход к системе эстетических категорий выражен так:

 

Эстетически – универсальная категория
I II III
Прекрасное Эстетический идеал Искусство
Возвышенное Эстетический вкус Художественный образ
Трагическое Эстетическое чувство Творчество
Комическое    
     
Объективные состояния Духовно практическое построение мира Субъект социально духовной жизни

 


9.
Существуют политических подхода к определению сущности эстетических категорий:

1) Понимание категорий как отражение существенных состояний и свойств

2) Понимание категорий как узловых моментов отражения действительности.

Однако на протяжении истории эстетики обнаруживаются разные системы эстетических категорий.

Интересен подход И. Канта. В основу системы эстетических категорий Кант ставит суждение. Эстетическое суждение реализуется через чувства прекрасного, которые имеют общие признаки (бескорыстность, целесообразность без цели…) и логические основания (качество, количество…). Вокруг прекрасного стоят разум, рассудок, воображение, чувство. К эстетическому суждению наиболее близко стоит категория эстетической идеей, которая понимается как единство, представление воображение и понятие, не характеризуемое понятием и понимаемая как обнаружение вкуса и духа. Следующая категория по своей значимости «Эстетическая идея» который понимается как представление о существе, ровном идея (идея разума) и наиболее полно выражается в человеке. Человек идея красоты, человечество идея совершенства. Проявление возвышенности раскрывается через категорию «Гений». Для суждения о прекрасных предметах нужен вкус, а для художественного искусства, то есть для создания таких предметов, нужен гений.

Искусство – порождение свободы творчества, в его основе лежит акт разума, и в нем реализуется эстетическая идея и эстетический идеал (идеала нет в природе, он только в человеке и разуме).

Шарль Лало видит категории эстетики как модальности закона организации умственных сил. Задача системы заключается в сведении разнообразия к единству. В основе лежит категория гармонии, которая рождается тремя главными человеческими способностями: умом, деятельностью и эмоциональностью. Отношение между этими способностями выражаются через 9 эстетических категорий.

В схеме это выглядит:

Гармония Наличная Отыскиваемая Утраченное
Ум Прекрасное Возвышенное Остроумие
Деятельность Грандиозное Трагическое Комическое
Эмоция Изящное Драматическое Смешное

 

Гармония рассматривается в развитии разных состояниях. Прекрасное понимается как гармония, основанная на разуме и вкусе: грандиозная – как гармония победы над сопротивляющимся объектом: изящное - как гармония рождающаяся из симпатии к незначительному.

Е. Г. Яковлев, эстетика, Москва, 1999г, стр. 15

Вторая группа категорий есть выражение возможной гармонии, где возвышенное понимается как конфликт идей; трагическое – бомба против фатальности или внешней необходимости; драматическое стремление – взволновать человека, возбудить в нем чувство жизни.

Третья группа отражает внешнюю (фальшивую) гармонию, где остроумие есть продолжение «игры словами» и отражение к «игре идей»; комическое – юмор действие, смешное. Комических эмоций, удовлетворение эмоциональным обращением.

Безобразное – неэстетическая категория.

Ум – восприятие чувственных отношений, деятельность – воплощение свободной воли, эмоции – удовольствие от функционирования индивидуальных или жизненных коллективных сил.

Современный подход к системе эстетических категорий выражен так:

 

Эстетически – универсальная категория
I II III
Прекрасное Эстетический идеал Искусство
Возвышенное Эстетический вкус Художественный образ
Трагическое Эстетическое чувство Творчество
Комическое    
     
Объективные состояния Духовно практическое построение мира Субъект социально духовной жизни

 

.


10. Прекрасное и модификации.

Прекра́сное — центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как философской дисциплины. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», однако не тождественно с ним.

Противоположностью прекрасного является безобразное.

В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное — наивысшая эстетичекая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе. В философии Прекрасное — основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое.

В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.
Материалистическая модель. Прекрасное — естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
Релятивистская модель. Прекрасное — это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.

Характерные особенности прекрасного:
Прекрасное имеет объективную основу, отраженную в так называемых универсальных канонах или законах красоты: гармонии, симметрии, меры;
как правило, прекрасное имеет также конкретно-исторический характер;
представления о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни человека, от его образа жизни и стиля жизни;
идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры;
субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности.


11. Основные идеи "Поэтики" Аристотеля.

Первым развернутым систематическим трудом по поэтике нужно считать «Поэтику» Аристотеля [384—322], появившуюся на почве довольно развитых теоретических представлений в условиях оживленной борьбы критических мнений. Будучи носителем идеологии землевладельческо-рабовладельческой олигархии, Аристотель выступил в период, когда политическая экспансия Греции росла чрезвычайно быстро и требовала культурной мобилизации во всех областях, в том числе и таких, как теория искусства. Представляя класс жизнеспособный и активный, но вместе с тем и паразитический, Аристотель своеобразно соединял в своем учении о поэзии черты гедонизма (цель искусства — удовольствие) с глубоким пониманием познавательной сущности поэзии, и если общая трактовка эстетических проблем восходит у него к идеалистической философии, то метод анализа поэтической структуры — метод поэтики — создан им несомненно на основе эмпирического метода естественных наук. Начиная с раскрытия сущности поэтического искусства, Аристотель последовательно проводит свой анализ (в дошедшей до нас части — на материале трагедии и эпоса) через все стороны поэтической структуры, вплоть до языка.

Охватив в пределах рассматриваемого материала едва ли не все проблемы поэтического искусства, Аристотель поражает глубиной и верностью понимания задач поэтики, её отношения к литературе, самого принципа её построения. «Поэтика» Аристотеля — не свод догматически преподносимых рецептов, но и не отвлеченная теоретическая схема. Ясно осознавая практическое значение поэтики для литературного творчества, а следовательно и присущую ей нормативность, Аристотель идет путем решения практических вопросов на основе изучения конкретных фактов литературы и развернутой системы теоретических представлений, выводимой из общефилософского понимания самой сущности поэзии. Отсюда глубочайшая связь «Поэтики» Аристотеля с поэтическим творчеством его современников, с художественной культурой его класса, и отсюда же принципиальное её значение, её величайшая поучительность. Оказав огромное влияние на последующее развитие этой дисциплины, «Поэтика» Аристотеля на протяжении многих веков оставалась непревзойденным образцом глубокого единства теоретической мысли и конкретных задач современной поэзии. Более того, целый ряд последующих авторов (вплоть до XVIII—XIX вв.) во многом (и существеннейшем) повторяли Аристотеля и, снизив научно-принципиальный уровень поэтики, превратили её в свод догматических правил.


12. Платон о прекрасном и искусстве.


13. Безобразное как эстетическая категория.

Безобра́зное — категория из области эстетики, противопоставляемая прекрасному. Также является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово «безобразное» означает «отсутствие образа», то есть нечто хаотичное, бесформенное.

Часто к воспроизведению безобразного, как к символу отрицательных проявлений действительности, обращается искусство. Следует отметить, что с давних пор (начиная с Аристотеля в его работе «Поэтика»), изображение безобразного средствами искусства способно доставлять эстетическое удовольствие, вызванное искусностью отражения и разгрузкой отрицательных эмоций.
14. Возвышенное. Героическое.

Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.
ГЕРОИЧЕСКОЕ

Это эстетическая и этическая категория, занимающая прочное место в литературе во все эпохи и во многом определяющая характер отражения социально-исторической действительности в художественных произведениях.

Героическое неразрывно связано с такой древней эстетической категорией, как возвышенное, и в сущности представляет собой чисто человеческий аспект возвышенного. В литературе героическое обыкновенно развертывается в художественные картины индивидуальных или коллективных подвигов, обнаруживающих величие и благородство личности или народа. Вместе с тем в разные эпохи мирового литературного развития героическое воплощается различными художественными средствами.
15. Трагическое (в реальности и в искусстве).

Трагическое — философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате актов их свободной воли и (или) предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катартический характер, поскольку зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.
16. Комическое и его виды.

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. κωμικός – смешной) – категория эстетики, характеризующая смешные, ничтожные, нелепые или безобразные стороны действительности и душевной жизни. В истории эстетической мысли существует большое разнообразие определений комического, которые исходят из противопоставления трагическому, возвышенному, серьезному, совершенному, трогательному, нормальному либо из его объекта или состояния субъекта (переживания, эмоции – от гомерического хохота до легкой улыбки). Выделяются также виды комического (остроумие, юмор, ирония, гротеск, насмешка), а также жанры комического в искусстве (комедия, сатира, бурлеск, шутка, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура) и приемы искусства (преувеличение, преуменьшение, игра слов, двойной смысл, знаково-смешные жесты, ситуации, положения). Кроме того, каждый вид и жанр искусства предоставляет свои особые средства для выражения комического и достижения соответствующего эффекта, смеха или улыбки, иногда просто удовольствия, одобрения. Механизмом действия комического является игра со смыслом. Все многообразие определений комического вызвано многообразием типов игры, ее стратегий, правил, различающихся в зависимости как от социальной, так и от культурной среды в разные времена и у разных народов.


17. Романтическое как мироотношение.

Романтизм (от французского слова romantique, которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное) составил в истории философии целую эпоху (конец XVIII— начало ХIХ вв.) и зачастую рассматривается только как литературно-художественное направление.

Однако, термин «романтизм» имеет два значения. Первое – конкретно-историческое направление в искусстве и литературе конца XVIII - первой половины XIX в.в. Второе - определённое мировоззрение.

Основные черты романтизма как мировоззрения:

1. Романтизм признаёт свободу выбора личности, более того, свобода выбора личности становится главным предметом романтической рефлексии.

2. Бытие для романтика чётко разграничивается на два антагонистически враждебных начала - на «Я» и «не - Я». Эти начала активно взаимодействуют друг с другом.

3. Основная идея романтического произведения всегда связана с взаимодействием между «Я» и «не – Я».
Вся история Нового времени, начиная с Возрождения, разрешала тему личности и её соотнесения с миром и космосом. Человек – герой художественного произведения, к началу XIX века, после Великой французской революции, оказался наедине с самим собой. Диапазон этого одиночества простирался от Наполеона, способного подчинить себе всё, до одинокого художника, способного всё от себя отринуть. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия в искусстве. На смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы личной независимости. Если Просвещение предлагало бороться со своими чувствами, то романтизм утверждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рассудительность и логику — болезнью.

Воздействие романтической идеологии испытали все культуры европейского типа, включая Россию. В художественной культуре современной России прослеживается романтическое наследие. Но чтобы лучше понять, где и как оно проявляется, следует рассмотреть романтизм в тех странах, где, в своё время, он получил наибольшее развитие. Это Франция (страна, оказывавшая сильнейшее политическое и культурное влияние на весь европейско-христианский мир), Великобритания (страна промышленно развитая и сравнительно мало пострадавшая от наполеоновских войн) и Германия (раздробленная, политически и экономически слабая). Такое разнообразие политических и экономических условий всё же позволяет выделить в романтизме некие общие черты.
18. Романтизм как художественное направление.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)