Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Возрастные периодизации




Творческая работа по дисциплине

«Возрастная и педагогическая психология»

Выполнила студентка ОРГФ, группы 10-21424

Лазарева Ксения

Проверила Гредюшко О. П.

 

Казань 2013

Возрастные периодизации.

Автор Название периодизации (основа) Возраст Название периода Содержание Итог
Жан Жак Руссо Возрастная периодизация (содержание воспитания) 0-2 года   Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание). Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми им идеями и конкретными представлениями.
    2-12 лет (период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идеи частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных сельскохозяйственных работ.  
    12-15 лет   Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). В основе методики обучения - исследование различных явлений, самостоятельное открытие научных истин, наглядность. Трудовое воспитание (овладение столярным ремеслом).    
    С 15 лет до совершеннолетия   Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучения биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел). Половое воспитание.    
А. Гезелл Теория созревания Гезелла (повторяющиеся срезы) От рождения до 1 года Высокий период развития Наиболее высокий «прирост» поведения  
    От 1 года до 3 лет Средний период развития    
    от 3 до 18 лет Низкий период развития    
С. Холл Периодизацию психического развития (способ добывания пищи) От рождения до 5 лет Стадия рытья и копания Дети любят играть в песке.  
    От 5 до 11 лет Стадия охоты и захвата На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых и стремление делать многие вещи тайком.  
    От 8 до 12 лет Пастушеская стадия Дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они любят животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться. У них, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности.  
    От 11 до 15 лет Земледельческая стадия Связана с интересом к погоде, к явлениям природы, с любовью к садоводству и цветоводству. У детей появляются наблюдательность и осмотрительность.  
    От 14 до 20 лет Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук. У них возникает желание обмениваться предметами.  
Кольберг Периодизация Л. Кольберга (становление морального сознания ребенка) Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%), у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет. Доморальный уровень Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать  
    В среднем 13 лет. Уровень конвенциональной морали Ребёнок начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.  
      Уровень автономной морали Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе».  
      4 стадия Ориентация в своем поведении на авторитет  
      5 стадия Появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом  
      6 стадия Появляется ориентация на на общечеловеческие этические принципы  
Эриксон Стадии развития личности (область социальных отношений, полярные качества личности) 0-1 год Младенче­ство Область социальных отношений: мать или за­мещающее ее лицо. Полярные качества личности: доверие к ми­ру — недове­рие к миру Энергия и жизненная радость
    1-3 года Раннее детст­во Область социальных отношений: родители. Полярные качества личности: самостоятель­ность — стыд, сомнения Независи­мость
    3-6 лет Детство Область социальных отношений: родители, бра­тья и сестры. Полярные качества личности: инициатива — пассивность, вина Целеустрем­ленность
    6-12 лет Школьный возраст Область социальных отношений: школа, соседи. Полярные качества личности: компетентность — неполноцен­ность Овладение знаниями и умениями
    12-20 лет Отрочество и юность Область социальных отношений: группы сверстников. Полярные качества личности: идентичность личности — непризнание Самоопределе­ние, предан­ность и верность
    20-25 лет Ранняя зрелость Область социальных отношений: друзья, любимые. Полярные качества личности: близость — изоляция Сотрудниче­ство, любовь
    25-65 лет Средний возраст Область социальных отношений: профессия, родной дом. Полярные качества личности: продуктив­ность — застой Творчество и заботы
    После 65 Поздняя зрелость Область социальных отношений: человечество, ближние. Полярные качества личности: Целостность личности - отчаяние Мудрость
Пиаже Интеллектуальное развитие ребенка 0—2 года Сенсомоторный ин­теллект Подпериоды и стадии: 1 . Упражнение рефлексов 90-1 месяц), 2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции (1-4 месяца), 3. Вторичные круговые реакции (4—8 меся­цев), 4. Начало практического интеллекта (8— 12 месяцев), 5. Третичные круговые реакции (12- 18 ме­сяцев), 6. Начато интериоризации схем действий (18-24 ме­сяца)  
    2-11 лет Репрезентативный интеллект и конкрет­ные операции Подпериоды и стадии: 1 . Дооперациональные представления (2—7 лет), 2. Конкретные операции (7-11 лет)  
    11-15 лет Формальные операции Подросток освобожда­ется от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные след­ствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным.  
Фрейд Периодизация развития личности (психосексуальное развитие) До года Оральная стадия Эрогенная зона-полость рта Фиксация:инфантилизм.
    1-3 года Анальная стадия. Эрогенная зона-кишечник. Фиксация:полярные качества. (педант-грязнуля;расточительство-жадность)
    3-6(7) лет Фалическая стадия. Идентификация с родителем своего же пола.У мальчиков появляется эдипов комплекс;у девочек-комплекс Электры.Фиксация не возникает, если своевременно хвалить ребёнка, сравнивая их с родителями.  
    6(7)-12 лет. Латентный период. Период инфантильной сексуальности, характеризующийся ослаблением активности в сфере половой деятельности и скрытым проявлением психосексуальных процессов. В классическом психоанализе латентный период относится к временному интервалу, начинающемуся в пяти-шестилетнем возрасте ребенка и завершающемуся к пубертату, то есть к наступлению половой зрелости.  
    От 12 лет (половое созревание) Генетальная стадия. Заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.  
Блонский. Периодизация (появление и смена зубов) От рождения до 8 месяцев Беззубое детство    
    Примерно до 6,5 лет Детство молочных зубов    
    До появления зубов мудрости Детство постоянных зубов    
Выготский Стадиальное развитие (чередование стабильных и кризисных периодов) 0-2 месяца Кризис новорожденности Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.  
    2 месяца - 1 год Младенческий возраст Эмоциональное общение с близкими взрослыми. Совершенно специфическая, глубоко своеобразная социальность ребенка. Новообразования: 1) к году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); 2) осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия)  
    1 год Кризис 1 года Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные реакции при очередном "нельзя" или "нет" могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Главное приобретение кризисного периода - своеобразная детская речь.  
    1—3 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность. Эмоционально-личностное общение. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Новообразования: 1) пассивная речь в развитии опережает активную; 2)предложения из 2-3 слов; 3)мелкая моторика отстаёт от крупных движений; 4)узнавания себя в зеркале, появление понятия «я»  
    3 года. Кризис 3 лет Семизвездие кризиса трёх лет: ниготивизм, упрямство, строптивость, своеволие (я-сам), протест,обесценивание взрослых, деспотизм. Ребёнку нужно предоставлять самостоятельность, «выбор без выбора».  
    3—7 лет Дошкольный возраст Игровая деятельность. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения. Новообразования: Воображение, образное мышление, произвольные память и внимание  
    7 лет. Кризис 7 лет Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что делает ребенок, касается не только его самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет. Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Основные симптомы: потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты», когда ребёнок пытается скрывать, что ему плохо в его внутреннем мире.  
    7— 13 лет Школьный возраст Учебная деятельность. Мотивационное общение. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, – то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Новообразования: Память, восприятие, воля, мышление, теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов.  
    13 лет. Кризис 13 лет Ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основную причину столь бурных поведенческих проявлений многие психологи видели в том, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и воспитателями (23; 24; 9). Другие авторы рассматривают кризис 13 лет как прямое отражение процесса полового созревания, считая его мало связанным с особенностями воспитания. Наконец, третьи полагают, что этот кризис вообще далеко не обязателен, что у многих подростков его просто не бывает (12).  
    13—17 лет Пубертатный возраст Интимно-личностное общение со сверстниками. Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом. Новообразования: Чувство взрослости, критичность мышления, перестройка в организме, интерес к противоположному полу, частая смена настроения, неуравновешенность, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл    
    17 лет. Кри­зис 17 лет.   Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.  

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)