Занятие 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом. Рассматривая общество, социальная философия исследует четыре основных аспекта общественной жизни: - Исследует само содержание понятия «общество». Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества. - Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы. - Соотношение материальных и идеальных факторов в жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание. - Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности. Вопросы для подготовки 1. Социальная философия как наука об обществе. Предмет и функции социальной философии. 2. Общество как система и полиструктурное образование. Отличия природной и общественной систем. 3. Полемика материализма и идеализма. В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием общества. 4. Законы развития общества и законы развития природы, их сходство и отличия. 5. Деятельность как способ общественного бытия. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность. 6. Потребности и их классификация. Мотивы.
Основные понятия темы. Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.
Домашняя письменная работа Основные концепции общественного развития (для получения дополнительных баллов). Для выполнения задания можно использовать: 1. Философия. Учебное пособие. Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск, Издательство БГУЭП. 2008. 2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., изд-во Эксмо, 2006.
Заполните таблицу Основные сферы общественной жизни
Контрольные вопросы 1. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества. 2. Традиционно выделяются следующие типы социального познания: · гуманитарное знание, · социально-экономическое знание, · социально-философское знание. В чем особенности каждого из этих типов? 3. Как изменялось представление об обществе на различных этапах развития философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и новейшее время)? 4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе? 5. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества? 6. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются? 7. Чем отличаются идеалистический и материалистический подходы к трактовке общества? Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из сфер.
Занятие 3.2. Философская антропология и проблема человека Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека: - то он «разумное существо» (animal rationale), - то «общественное животное» (zoon politikon), - то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens. Вопросы для подготовки
1. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата). 2. Биологизаторские и социологизаторские концепции. 3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. 4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура. 5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата) 6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата) 7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах) Литература для подготовки 1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008. 2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009. Основные понятия темы. Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм. Контрольные вопросы 1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов? 2. Какова структура личности? 3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность? 4. Какова структура личности? 5. Как определяется понятие деятельности в философии? 6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека? 7. Назовите основные атрибуты деятельности?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |