Проблемное обучение: определение, задачи, формы, технология
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Задачи проблемного обучения: – развитие мышления (прежде всего творческого, или диалектического) и способностей учащихся, их творческих умений; – усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в результате этого знания характеризуются прочностью; – воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы. Технология проблемного обучения включает в себя этапы: – осознание общей проблемной ситуации и ее анализ; – формулировка конкретной проблемы; – решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка; – проверка правильности решения проблемы. Условия успешного проблемного обучения: 1) возникновение у учащихся познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале; 2) значимость в учебно-профессиональном плане приобретаемой в результате решения проблемы информации; 3) посильность выполняемых заданий для учащихся; 4) определенный стиль общения преподавателя и учащихся, при котором возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу учащихся. Формы проблемного обучения: 1) проблемное изложение – преподаватель сам ставит и решает проблему (проблемная лекция); 2) совместное обучение – частично-поисковая деятельность, при которой педагог ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися (семинарское занятие); 3) творческое обучение – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, при которой они сами формулируют проблему и находят ее решения (практические и лабораторные занятия).
Основные понятия теории проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача; проблемная ситуация (структура, виды), проблемное задание Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются. Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем (лектором) или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых (студентов), в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной проблемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами). Проблемная ситуация – это психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности; это психологическое состояние интеллектуально затруднения. Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию; между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью; между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования и т.д. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания (в анализе условия и открытии тайны неизвестного). При этом следует знать, что не слишком трудное, среднее по уровню трудности задание не вызовет проблемной ситуации. Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых (студентов) в проблемную ситуацию. По своему содержанию проблемные задания могут быть разными: одни построены на противоречиях реальной жизни (реальных психологических коллизиях) или противоречивых высказываниях известных авторов, другие – на противоречиях в развитии самой психологической науки, связанных с еще не решенными проблемами и различными точками зрения ученых на них.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |