Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине

ЕН. 03

«Экологические основы природопользования»

 

для студентов заочной формы обучения

специальности 23.02.03 Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта

Составитель: Т.А. Богданова,

преподаватель Колледжа ПсковГУ

Псков

 

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин

 

протокол №________ от ___________________________20 г.

 

Председатель цикловой комиссии _____________________ (Е.Ю. Бойкова)

подпись

 

«________»____________________20 г.

 

CОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Методические указания к выполнению контрольной работы
Варианты заданий для контрольной работы
Список вопросов к зачету
Список рекомендуемой литературы
Образец титульного листа для контрольной работы

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к естественно – научному циклу. Для обучения дисциплине студент должен обладать знаниями, умениями и навыками в объёме средней школы.



В результате изучения дисциплины студент должен:

Уметь:

ü анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

ü оценивать эффективность природоохранных мероприятий;

ü определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды;

ü соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

Знать:

ü принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;

ü особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

ü способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;

ü охраняемые природные территории;

ü основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

ü принципы рационального природопользования;

ü понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

ü правовые основы экологического законодательства;

ü основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды;

ü современное состояние окружающей природной среды России и Псковской области.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальная нагрузка – 67 часа, из них аудиторная нагрузка – 8 часов, в том числе дифференцированный зачет, самостоятельная работа – 59 часов.

 

В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить следующие работы:

1. Домашняя контрольная работа, которую необходимо выполнить и сдать до начала летней сессии.

2. Самостоятельно изучить темы 2, 3, 5, 8, 11, 12, 13, 14.

3. Выполнить зачетную работу на последнем занятии.

Содержание учебной дисциплины

ТЕМА ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Тема 1. Наука экология, ее содержание, задачи и законы. Понятие экологии, ее цель, задачи и структура. Законы экологии Б. Коммонера. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского. Классификация природных ресурсов. Почему необходимы экологическое образование и культура.
Тема 2. Взаимодействие живых организмов и среды их обитания. Самостоятельное изучение темы. Среда обитания и ее виды. Уровни организации жизни. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания.
Тема 3. Загрязнение: понятие и типы. Самостоятельное изучение темы. Общая характеристика загрязнений антропогенного и естественного происхождения. Физическое загрязнение. Химическое загрязнение. Биологическое загрязнение.
Тема 4. Компоненты неживой природы: источники загрязнения, последствия и охрана. 1. Атмосферный воздух: значение, источники загрязнения и загрязняющие вещества, последствия и охрана. 2. Пресные воды: значение, виды антропогенного загрязнения, последствия и охрана. 3. Минеральные ресурсы (недра): значение (недр), причины истощения полезных ископаемых, последствия добычи полезных ископаемых, охрана. 4. Почвы: значение, причины истощения и загрязняющие вещества, последствия и охрана.
Тема 5. Химизация сельского хозяйства. Самостоятельное изучение темы. Понятие и виды пестицидов. Проблемы, связанные с применением пестицидов. Биологические методы защиты растений.
Тема 6. Биологические ресурсы. Значение растительного и животного мира в природе и жизни человека. Группы лесов. Факторы антропогенного воздействия на растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Причины и последствия обезлесения. Мероприятия по охране лесных ресурсов. Правовая и общественная охрана ресурсов животного мира.
Тема 7. Особо охраняемые природные территории. Предпосылки и принципы охраны природы. Понятие ООПТ. Характеристика основных видов ООПТ. ООПТ Псковской области.
Тема 8. Антропогенные отходы. Самостоятельное изучение темы. Понятие и виды антропогенных отходов. Методы переработки различных видов отходов. Экологические и экономические эффекты использования отходов. Примеры использования некоторых видов антропогенных отходов. Антропогенные отходы Псковской области.
Тема 9. Основы мониторинга и рационального природопользования. Природопользование: понятие, виды. Принципы размещения производств различного типа. Принципы рационального природопользования. Экологизация: понятие и направления. Мониторинг: понятие, задачи, виды. Мониторинг окружающей среды России.
Тема 10. Основы экологического права. Этапы формирования экологического законодательства в России. Понятие «экологическое право» и его источники. Закон РФ «Об охране окружающей среды». Государственные органы охраны окружающей природной среды в России. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Тема 11. Экономический механизм охраны окружающей природной среды. Самостоятельное изучение темы. Государственный учет ресурсов. Административные методы управления природоохранной деятельностью. Экономические инструменты природоохранной политики. Эколого-экономический ущерб от загрязнения различных компонентов природы.
Тема 12. Международное сотрудничество. Самостоятельное изучение темы. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.
Тема 13. Современное состояние окружающей природной среды России и Псковской области Самостоятельное изучение темы. Состояние атмосферного воздуха России и Псковской области. Состояние пресных вод России и Псковской области. Состояние лесных ресурсов России и Псковской области. Состояние почвенных ресурсов России и Псковской области. Полезные ископаемые России и Псковской области. Радиационная обстановка в России.
Тема 14. Социальная экология. Самостоятельное изучение темы. Наука «демография». Экологические факторы, ограничивающие бесконечный рост популяций человека. Демографическая ситуация. Причины различий между уровнем рождаемости развитых и развивающихся стран, причинами смертности. Здоровье и его измерение. Социально-экологические факторы здоровья человека. Гигиена.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)