Изучение теоретических вопросов
Кафедра истории, философии, политологии
История экономики
Методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
Саратов
Авторы-составители: д-р. ист. наук, профессор Е.И. Демидова, д-р. ист. наук, профессор А.В. Захаров, к. ист. наук, доцент Е.А. Ефимова
История экономики: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / авт.-сост.: Е.И. Демидова, А.В. Захаров, Е.А. Ефимова / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2015. –39 с.
Рекомендует к печати Кафедра истории, Философии, политологии 29.05.2015 г.
©Авт. сост.: Е.И. Демидова, А.В. Захаров, Е.А. Ефимова 2015 © Саратовский социально-экономический институт, (филиал) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.
Редактор …… Компьютерная верстка
Подписано в печать ____ формат 60х841/16. Бумага типогр. №1. Печать Riso. Уч.-изд. л.. Усл. печ. л.. Тираж ____ экз. Заказ ____
410003, Саратов, ул. Радищева, 89. ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова Введение. Методические материалы по изучению дисциплины «История экономики» разработаны в соответствии с учебным планом базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана основной образовательной программы по направлению 38.03.01 «Экономика». Цель настоящих методических материалов состоит в оказании содействия обучающимся в успешном освоении дисциплины «История экономики» в соответствии с общими целями данной основной образовательной программы – сформировать системное, научное представление студентов о сущности и особенностях важнейших экономических процессов и явлений в мире, об основных этапах истории экономики. Выполнение предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине позволит обучающимся расширить и закрепить необходимые знания, умения и навыки и на их базе сформировать соответствующие компетенции: Знать: –особенности развития мирового хозяйства с древнейших времен до настоящего времени, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики России и ведущих стран на современном этапе. –тенденции развития мировой экономики в конце ХХ в.; –основные понятия и термины; экономические модели развития общества и результаты их практической реализации. Уметь: – владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); –понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); – анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); – осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); Владеть способностью: используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). Методические указания содержат по каждому разделу теоретические вопросы, которые необходимо подготовить во время внеаудиторной самостоятельной работы и обсудить на практических занятиях. Изучение дисциплины предусматривается в первом семестре. Общая трудоёмкость составляет 72 часа, в том числе на аудиторные занятия – 26 часов, на самостоятельную работу 46 часов. Форма промежуточной итоговой аттестации – зачёт. Тема 1. Общие закономерности возникновения и развития хозяйствования. Экономика Древнего мира Практические занятия – 2 часа. Внеаудиторной самостоятельной работы – 5 часов Внеаудиторная самостоятельная работа Изучение теоретических вопросов 1. Хозяйственное развитие в первобытную эпоху. 2. Особенности хозяйства древневосточных обществ. «Азиатский способ производства». 3. Экономика Древнего Египта, Мясопотамии, Древней Индии и Древнего Китая). 4. Основные черты античной системы хозяйства. 5. Экономическое развитие Древней Греции. 6. Экономическое развитие Древнего Рима. 7. Кризис и разложение античной экономической системы (III – V вв. н.э.).
2. Подготовка ответов на контрольные вопросы 1. Проанализируйте изменения в хозяйстве и орудиях труда древних людей в течение палеолита, мезолита и неолита. 2. Объясните сущность понятия «неолитическая революция». 3. Охарактеризуйте период разложения первобытнообщинного способа производства. 4. Каковы социально-экономические предпосылки возникновения первых цивилизаций. 5. В чём разница присваивающего и производящего типов хозяйствования. 6. Перечислите факторы, обусловившие переход от присваивающего к производящему хозяйству. 7. Определите особенности экономического развития древневосточных обществ. 8. Сравните азиатский и античный способы производства. 9. Проследите эволюцию источников пополнения рабов в Древнем Риме и Древней Греции. 10. Как рабство повлияло на характер социально-экономических отношений в древних государствах. 11. Назовите общие черты хозяйственного развития древневосточных цивилизаций. 12. Какие отрасли производства развили древние греки? Какого уровня достигли их торговля, финансы, кредит? 13. Сравните экономическое положение Афин и Спарты. 14. В чем особенности экономики Древнего Рима? 15. Назовите причины разложения рабовладельческого строя. Выполнение заданий Задание 1. Найдите на карте территорию Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая. Задание 2. Сравните природно-климатические условия, влияющие на хозяйственную жизнь Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая. Задание 3. Найдите на карте территорию Древнего Рима и Древней Греции. Задание 4. Сравните природно-климатические условия, влияющие на хозяйственную жизнь Древнего Рима и Древней Греции. Подготовка докладов 1. Античная система хозяйства (на примере Древней Греции или Рима). 2. Роль мифологии в хозяйственной жизни античного человека. 3. Особенности развития ремесла и торговли в Античной Греции и Древнем Риме: сравнительный анализ. 4. Военная организация Римской империи. 5. Сравнительная характеристика системы рабства в античном мире. 6. Причины упадка рабовладельческого строя.
Аудиторная работа 1. Участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время. 2. Участие в обсуждении заданий, докладов, выполненных во внеаудиторное время. 3. Выполнение заданий и участие в их обсуждении. Тема 2. Варианты развития феодальной экономики. Практические занятия – 1 час. Внеаудиторной самостоятельной работы – 5 часов
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |