Пространство и время как формы существования материи. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Философское значение теории относительности
Прежде всего, пространство и время могут быть определены через признаки, хорошо известные нам из опыта. Пространство – это протяженность или сосуществование вещей, а время – длительность. Итак, пространство – форма бытия материи, которая выражает её протяженность, структурность, порядок сосуществования в различных материальных системах. Время - форма бытия материи, которая выражает её длительность существования объектов и порядок смены существования.
С позиций научного материализма, который основывается на данных частных наук, пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы её бытия. В соответствии с данными частных наук, диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы бытия материи. Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой. Философское значение теории относительности заключается прежде всего в том, что она подтвердила диалектико-материалистичекое понимание пространства и времени, их неразрывной связи друг с другом и материей. Философский смысл новой теории заключался не только в подтверждении уже существовавших положений научной философии, а в том, что она дала материал и толчок для существенного углубления научной философской концепции пространства, времени, движения и материи. Она наполнила более глубоким содержанием понятие связи пространства и времени, их зависимости от материи. С теорией относительности в науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени. Наконец, величайшее значение теории относительности и неевклидовой геометрии состоит в том, что они потребовали пересмотра казавшихся незыблемыми представления о неизменных пространстве и времени, об их абсолютном характере. Билет №20. Проблема единства мира в философии. Единый закономерный мировой процесс. Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия. Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо. Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума. Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом. Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един. XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности. Раскрытие: 6. субстанциальное единство мира (мир проявление одной субстанции в разных формах); 7. атрибутивное единство мира (все формы материи обладают одними атрибутами); 8. структурное единство (вся вселенная состоит из одних и тех же частиц, а их концентрация разная); 9. процессуальное единство (через единый закономерный мировой процесс формы материи – это результат развития одной субстанции). Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Мир - есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных форм материи. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития: 1) Развитие - возникновение высшего из низшего; 2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента); 3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи; 4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы; 5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи. Билет №21
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1024)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |