Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Горно-Алтайский государственный университет



2015-11-23 298 Обсуждений (0)
Горно-Алтайский государственный университет 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ В АСПЕКТЕ ЕДИНСТВА

И.А. Ильиных

Горно-Алтайский государственный университет

Для экологии как науки понятие «взаимодействие» является основой для понимания функциональных аспектов отношения организма с окружающей средой. Организм и окружающая среда представляют собой неразрывное единство именно в пространстве взаимодействия. Организм не может существовать без окружающей среды, и о среде как таковой имеет смысл говорить только тогда, когда есть некая вещественная целостная единица, выделенная специально для экологического анализа, т.е. организм. Взаимодействие часто понимают как взаимовлияние, т.е. действие друг на друга, но можно вскрыть еще один информационный слой данного понятия, раскрывая смысл того, что оно по сути и означает – «взаимное действие», в данном контексте взаимное действие организма и среды. В экологии за основу берут именно первый смысл этого слова и по умолчанию имеют ввиду при экологической анализе влияние факторов окружающей среды на организм и факторов, созданных организмом, на окружающую среду. Этим в основном занимается раздел экологии – аутэкология. А есть ли раздел экологии, изучающий взаимное действие организма и окружающей среды. При этом имея в виду не действие друг на друга организма и окружающей среды, а действие вместе организма и среды? Автору данной статьи не удалось найти научных исследований по этому вопросу. При этом идея единства организма и среды уже укрепилась в сознании большинства мыслящих людей.

Если мы принимаем за основополагающую идею о взаимном действии как совместном действии организма-среды как единой сущности, то мы оказываемся в совершенно новом пространстве понимания. Взаимно, вместе действовать могут только два субъекта, понимающие смысл этого совместного действия, понимающего задачи и цель данного совместного действия. Идея субъект-субъектного отношения организма со средой получила совершенно неожиданное решение исходя только из определения самой науки экологии. Здесь среда или организм уже не являются объектом на который направлено действие, а выступают в роли активного начала, может быть даже равноправного, и одинаково активного начала. Такое взаимодействие организма и окружающей среды могло бы рассматриваться в психологическом направлении экологии. Подобные исследования проводятся в отношении взаимодействия человека с животными и растениями, а среда в целом в экологии пока не рассматривается как субъект.

Организм и среда – это два активных начала, действующих целесообразно, но для большинства организмов эта цель сокрыта от сознания, а взаимодействие осуществляется на уровне инстинктов (у животных и большинства людей) и биолого-физических процессов (у растений и более простых биологических форм жизни). Организм и среда выступают в роли дополняющих друг друга составных частей единого целого. Организм за счет компонентов среды удовлетворяет свои потребности, восполняясь материей, энергией и информацией за счет элементов, имеющихся в окружающей среде, а среда в тоже время вмещает в себя продукты жизнедеятельности организма и преобразует их. Организм берет вещества из окружающей среды и преобразует их, отдает окружающей среде – окружающая среда снова преобразует их и так далее. На уровне превращения энергии организм и окружающая среда представляют собой макроорганизм, единое целое неразрывно связанное. Ученым пока открыта какая-то часть процесса превращения веществ, в который вовлечены организмы и среда, но во имя чего существует такое неразрывное единство организма и окружающей среды? Мы говорили пока об одном гипотетическом организме, но на Земле существует не один организм и не один тип среды… Каждый организм вносит свой вклад в формирование и наполнение окружающей среды. И среда в свою очередь также создает условия для формирования и наполнения организма. Какой бы уровень организации мы не взяли, везде мы будем иметь дело с таким тесным взаимным процессом обмена и превращения одного в другое благодаря единому существу организм-среда. Таким образом, организм и среда, прежде чем вступить во взаимодействие должны стать сонастроенными друг на друга и находиться в состоянии согласия, т.е. внутренние процессы организма должны быть согласованы с процессами, происходящими в окружающей среде – внешними по отношению к нему. Но, внешними процессы окружающей среды могут быть только для определенного уровня организации.

Если мы попробуем проанализировать несколько уровней организации материи, постепенно погружаясь во все более мелкие материальные структуры, то, в конце концов, мы окажемся на уровне чистого света, не оформленного в материальную структуру. Свет, который присутствует одновременно и в организме и в окружающей среде и свободно курсирует от организма к окружающей среде и обратно. Ученые назвали этот пласт реальности физическим вакуумом. Слой реальности, в котором нет материальных частиц, а есть только свет. Но если мы хотим додумать мысль, то мы спросим, а есть ли что-либо из чего свет создан? Ученые ответили на этот вопрос и сказали, что свет создан из информации. Таким образом, информация является более тонкой, чем свет субстанцией и свободно переходящей из организма в среду и наоборот. Мы пока можем говорить о трех уровнях организации: материальном, энергетическом и информационном; но, конечно, существует гораздо больше вложенных одно в другое и неразрывно друг с другом связанных слоев мироздания. Посредством чего же они связываются друг с другом? Поле – это та субстанция, через которую происходит передача информационных, смысловых и иных воздействий (http://instm.narod.ru/index.htm). Поле является той субстанцией, благодаря которой обеспечивается неразрывное единство организма и среды. Благодаря полю существует возможность свободного переноса вещества, энергии, информации (и того, что ученым пока неизвестно) из организма в среду и обратно. Но, поле не является пассивным переносчиком, оно также участвует в жизни организма и среды как субъект взаимодействия.

Конкретный организм, взаимодействуя с конкретной средой, оказываются в едином для них поле взаимодействия, и, в зависимости от цели активности, создают свой неповторимый мир с новыми свойствами, со свойствами, каких не было до взаимодействия у организма, среды и поля тоже. Появляется новое метасущество «организм-поле-среда», которое неразрывно связано с каждым субъектом взаимодействия, которое является продолжением каждого из них в новое иное (оперируя современным языком – виртуальное) пространство. При этом происходит взаимное обогащение и изменение самого субъекта взаимодействия. Можно говорить уже о развитии всех участников процесса – о совместном творчестве.

В данном размышлении нам удалось вычленить несколько субъектов взаимодействия: организм, среда и поле – это макроуровни субъективности, но может быть и микроуровни (клетки внутри многоклеточного организма, молекулы, атомы это материальные образования; сгустки энергии разного рода; информационные структуры и полевые образования) имеют субъективную сущность и вступают в единое взаимодействие. Если так, то тогда этот вывод очень близок взглядам Н. О. Лосского, который развивает идею о едином творчестве деятелей различных уровней, которые могут быть настроены к конкретному существу враждебно или миролюбиво, но созидательно в конечном итоге во имя Высшего Идеала, при этом каждое существо созидает абсолютные ценности, опираясь на свой творческий потенциал и свои возможности осознания жизни. «По его мнению все субъекты сливаются в едином творческой потоке, составляющем полноту бытия. Ведь каждое существо не только «для-себя-бытие», но и «бытие для других». Ибо, принимая живое участие в жизни друг друга, личности создают процесс участия в Высшем – жизни Божией» (Титаренко, 1991).

Взаимное действие в данном контексте равно взаимному творчеству во имя полноты жизни. Организм и среда находятся во взаимном творческом процессе, причем каждый, создавая свой узор вписывает его в единую картину мировой жизни.

 

Литература

 

1.Титаренко А. Классическая этика Абсолюта (вместо предисловия) / Лосский Н.О. Условия Абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа – М.: Политиздат, 1991. – С. 11.

 

Опубликовано: Ильиных, И.А. Взаимодействие организма и среды в аспекте единства

// Природопользование на Алтае: агросфера и биоресурсы: сборник научных статей. Выпуск 2 / отв. редактор В.М. Важов / Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 97-100.

 



2015-11-23 298 Обсуждений (0)
Горно-Алтайский государственный университет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Горно-Алтайский государственный университет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)