Разрешение конфликтов с участием третьей стороны
Участие третьей стороны при разрешении конфликтов необходимо в тех случаях, когда разрешение конфликта невозможно на основе законодательных или иных нормативных актов и конфронтация не дает результатов, становится невыгодной или опасной для одной из сторон. Стороны сами обращаютсяк третьей стороне когда: - объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно; - стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения; - по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта; - одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санкций по отношению к оппоненту; - сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут; - оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением. Самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо когда: - происходит опасное обострение событий, существует непосредственная угроза применения насилия; - одной из сторон массированно применяется насилие; - третьей стороне лично невыгоден этот конфликт; - конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив); - стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон. Включение третьей стороны предполагает наличие у нее официального статуса или неформального авторитета, признаваемого участниками конфликта.
Спасатели также по роду своей деятельности часто сталкиваются с необходимостью выступать в качестве третьей стороны и вести переговоры. После принятия решения об участии третьей стороны в разрешении конфликтной ситуации начинается переговорный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовка переговоров; работа с конфликтующими сторонами; контроль за соблюдением договоренностей.
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными: 1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно. 2. Сделка — специфика ее в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромиссных решений. 3. Челночная дипломатия — медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. 4. Давление на одного из оппонентов — большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки. 5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.
Содержанием второго этапа переговорного процесса является работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью уточнения их требований и определения зоны взаимопримлемых решений. На этом же этапе медиатор старается снизить эмоциональную напряженность оппонентов, снять обвинения сторон в адрес друг друга, заинтересовать стороны в необходимости разрешения конфликта. При проявлении сторонами враждебности медиатору необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на них, призывая к осознанию последствий такого поведения.
Третий этап переговорного процесса - ведение переговоров является наиболее важным этапом. В ходе этого этапа медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Главная цель периода — снять эмоциональную напряженность. Наиболее эффективной тактикой на этом этапе является: - снятие эмоционального напряжения с помощью проявлений благожелательности, прямоты, честности, демонстрации стремления помочь сторонам; - демонстрация уверенности в позитивном разрешении проблемы - демонстрация психической устойчивости; - затягивание переговоров в целях выигрыша времени, необходимого на уточнение ситуации (личностей различных сторон, их количества, вооружения, индивидуально-психологических особенностей, истинных намерений) путем убеждения их, что требуется время на согласование вопросов с руководством, назначение времени для обдумывания ответов; - шутки и др. Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели положительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппонентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток.
Выделяют две основные стратегии ведения переговоров: 1. позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения. При позиционном торге стороны ориентированы на конфронтацию и ориентированы на спор о конкретных позициях. К основным недостаткам позиционного торга можно отнести следующие: - приводит к соглашениям в малой степени отвечающим интересам сторон; - может вести к ухудшению отношений сторон; - чем больше число сторон, тем больше вероятность усугубления ситуации; - чем больше длительность, тем выше вероятность срыва переговоров; - действия участников направлены друг на друга, а не решение проблемы - стороны стремятся скрыть или исказить информацию о своих истинных намерениях. - чем больше сторон, тем меньше эффективность. Когда речь идет о разовом взаимодействии, позиционный торг может быть эффективен. 2. переговоры на основе взаимного учета интересов, сотрудничающий тип поведения. Переговоры на основе взаимного учета интересов – стратегия при которой взаимное стремление сторон к выработке решения максимально удовлетворяет интересы каждой из них. Достигнутое соглашение рассматривается как справедливое и наиболее приемлемое решение проблемы, возможно развитие долговременных отношений.
Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги. Другой важнейший показатель успешности переговоров — степень решения проблем. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена. Третий показатель успешности переговоров — выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. Переговоры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколько строго он следует договоренностям. Послеконфликтный период характеризуется переживаниями участников, осмыслением своего поведения. Важно контролировать поведение оппонентов и корректировать их поступки с целью нормализации отношений. Сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему. После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и процессуальной стороны, т. е. обсудить: да что способствовало успеху переговоров; какие возникали трудности, как они преодолевались; что не учтено при подготовке к переговорам и почему; каково было поведение оппонента на переговорах; о том, какой опыт ведения переговоров можно использовать. Анализ полученного опыта позволяет медиатору осмыслить свои действия в конфликте, оптимизировать алгоритм деятельности по регулированию конфликтов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1972)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |