Внутренние закономерности
Изложение нового материала.
Чтобы процесс обучения достиг своей цели, недостаточно его эмпирического понимания. Необходимо определить строгую теоретическую концепцию, которая поможет понять и эффективно реализовать обучение. Для этого нужны законы и закономерности. Каждая наука познает законы изучаемой сферы действительности. Определенные законы и закономерности есть и в дидактике, но их нелегко сформулировать, неясны их природа и структура. В отечественной педагогике предпринимались попытки изучения указанной проблемы в работах П. Груздева, П.И. Петрова, В.Я. Струминского, (1880-1967)М.Л. Данилова, М.Н. Скаткина, Ф.И. Королева, В.Е. Гмурмана и др. Ими найдены устойчивые связи в процессе обучения, которые регулируют его результат. Определен тип дидактических законов, структурные элементы процесса обучения и взаимодействия между ними. В 40-50-е годы, когда сосредоточилось внимание на прочных знаниях школьников, вновь остро встал вопрос о законах. И ряд авторов -- Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирев, С. Казанцев, Н.И. Менчинская, В.В. Давыдов и др. -- решали проблему законов в дидактике применительно к их использованию в обучении. Понятие «закон» часто отождествляется с понятием «закономерность». В философии «закономерность» - это более широкое по объему понятие, чем «закон». Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. Они определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обозначается как «подход» (индивидуальный, проблемный). В свою очередь подход – это совокупность принципов. Из принципов вытекают правила обучения. Закономерности обучения (рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях) — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность закономерностей в дидактике в том, что эти связи носят в основном вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр. Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому; смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий социально-зкономической, политической ситуации, уровня teasernet_blockid = 172954; teasernet_padid = 58283; культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Рассмотрим некоторые из них. Внешние: 1. Развитие личности происходит путем усвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Это основная закономерность процесса обучения. Она проявляется как условие социализации, преемственности между поколениями. 2. Зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и от социокультурной ситуации. Все эти факторы определяют в совокупности образовательную политику. 3. Эффективность процесса обучения зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу таких условий относят профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, личностные качества. 4. Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия личности с миром. Результаты обучения зависят от характера деятельности обучаемого. Закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся. Внутренние закономерности. Содержание конкретного учебного процесса обусловлено поставленными задачами. 2. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. 3. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |