Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стагфляция – состояние экономики, в котором сочетаются депрессия в экономике (стагнация) при одновременном развитии инфляционных процессов




I. Сущность современной инфляции

II. Виды инфляции

III. Формы и методы антиинфляционной политики

IV. Особенности инфляции в России

 

I. Сущность современной инфляции

 

Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – процесс обесценивания денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен в экономике. Попадание страны в полосу инфляции не означает, что дорожают одновременно все товары. Некоторые из них (не пользующиеся спросом или только внедряющиеся на рынок) могут и дешеветь. Однако в период инфляции дорожает такое подавляющее большинство товаров, что приходится говорить о росте стоимости жизни.

Изменение стоимости жизни измеряется с помощью индекса цен, то есть показателя, отражающего на сколько цены повысились по сравнению с предшествующим периодом.

Противовес инфляции – дефляция, которая связана с падением цен. Небольшие темпы дефляции – радость для потребителей, но для экономики в целом дефляция – нежелательное явление, предвещающее экономический спад и ухудшение экономических условий предпринимательства.

Стагфляция – состояние экономики, в котором сочетаются депрессия в экономике (стагнация) при одновременном развитии инфляционных процессов.



Стагнация (от лат. stagno – делаю неподвижным) – застойное состояние экономики, производства, торговли.

Инфляция была характерна на многих исторических этапах. Обычно она наблюдается в период войн, революций, экономических преобразований. В России инфляция наблюдалась с 1769 по 1895 гг., в начале 90-х гг. XX в. Высокие темпы инфляции были и в США в 1775-1783, 1861-1863 гг.; в Англии в начале XIX в.; во Франции 1789-1792. В Германии после I мировой войны денежная единица обесценилась в триллион раз (осень 1923 г.).

Развитие инфляционных процессов проходит несколько стадий, которые отличаются друг от друга степенью проявления инфляции. На первом этапе инфляции – темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, т.к. увеличивается покупательный спрос на товары и услуги, растет производство, товарооборот, растет спрос на кредит и замедляется скорость обращения денег. В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы, что сдерживает понижение покупательной способности денег. На втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денег.

Причины инфляции:

ü денежная эмиссия, не покрытая товарной массой;

ü дефицит государственного бюджета;

ü используемый механизм налогообложения – при увеличении ставки налога на прибыль происходит сокращение объема производства;

ü монополизм предприятий;

ü инфляционные ожидания.

Кроме того, причины инфляции могут быть как внутренними, так и внешними. К внешним могут относиться сокращение поступлений от внешней торговля, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. С точки зрения внутренних причин одним из источников инфляции может служить деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии и особенно военного машиностроения, как в России. А также недостатки хозяйственного механизма, когда отсутствует обратная связь и эффективные экономические рычаги, способные регулировать соотношение между денежной и товарной массой.

 

Последствия инфляции:

ü понижение жизненного уровня населения в виде снижения реальных сбережений и падения текущих реальных доходов;

ü падение объема производства в связи со снижением стимулирования к труду;

ü неуправляемая инфляция приводит к неуправляемым процессам в стране.

Особенности современной инфляции:

ü инфляция носит повсеместный характер, а ранее – только локальный;

ü современная инфляция является хронической, а ранее была временной;

ü в настоящее время инфляция находится под воздействие не только денежных, но и неденежных факторов.

На современную инфляцию оказывают влияние несколько групп факторов:

ü факторы, вызывающие превышение спроса над предложением, в результате нарушается закон денежного обращения,

ü факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек и цен, а затем происходит увеличение денежной массы в обращении.

 

 

II. Виды инфляции

 

1. В зависимости от характера инфляции выделяют открытую и подавленную инфляцию.

1.1. Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой. Она проявляется:

ü в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах;

ü в росте цен товаров;

ü в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Считается, что открытая инфляция сама выступает антиинфляционным средством. Хотя она и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих сферы наиболее выгодного вложения капитала.

1.2. Подавленная инфляция свойственна экономикам с административным контролем над ценами и доходами. Эта такая инфляция, при которой избыток денег трансформируется в товарный дефицит. Такая инфляция не излечима.

2. В зависимости от темпов инфляции выделяют ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

2.1. Ползучая инфляция (2 –5%, до 10% в год). Многими экономистами она признается полезной для экономики, т.к. она стимулирует производителя товаров и услуг. Такая инфляция присуща большинству стран с рыночной экономикой.

2.2. Галопирующая инфляция (10 – 50% до 100% в год). Галопирующий рост цен не имеет строго обозначенных параметров и проявляется неодинаково в зависимости от:

a) уровня социально-экономического развития страны;

b) социально-экономической структуры;

c) механизма регулирования ценовых процессов.

Галопирующая инфляция имела место быть повсеместно в следующие периоды:

ü 1945-1952: при переходе от военной к рыночной экономике;

ü 1974-1981: под воздействием «нефтяного шока», резко изменившего всю структуру мировых и внутренних цен.

2.3. Гиперинфляция (100-1000% в год и более). К ее особенностям можно отнести:

ü она оказывается практически неуправляемой;

ü обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют;

ü развивается спекуляция;

ü производство дезорганизуется.

Чтобы приостановить такую инфляцию, государство вынуждено прибегать к чрезвычайным мерам. Такая инфляция характерна для Германии 1923г. (уровень роста цен исчислялся 10 и 12-значными ценами), России 1918-1921гг. (снижение покупательной способности рубля в 10 млн. раз).

3. В зависимости от причин выделяют следующие виды инфляции:

3.1. Инфляция покупателей (спроса), т.е. избыток денежных средств у покупателя.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

ü милитаризация экономики и рост военных расходов,

ü дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга,

ü кредитная экспансия банков заключается в предоставлении ЦБ кредитов правительству,

ü импортируемая инфляция – эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты.

Инфляция спроса вызывается неудовлетворенным спросом на товары, то есть потребители имеют желание и возможность приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Тогда денег тратится больше, чем стоят производимые в стране товары, то есть растут цены.

Инфляцию, вызываемую повышенным спросом, иногда называют «когда слишком много долларов охотится за слишком малым количеством товаров».

3.2. Инфляция продавцов (издержек), т.е. рост производственных издержек.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов:

ü лидерство в ценах,

ü снижение роста производительности труда и падения производства,

ü возросшее значение сферы услуг (это явление появилось на фоне снижения производительности труда и объема производства). Растет спрос на услуги, оплата труда работников сферы услуг,

ü ускорение прироста издержек, особенно заработной платы на единицу продукции,

ü энергетические кризисы.

Инфляция издержек бывает трех видов:

a) спираль «заработная плата – цены». Более высокие цены повышают стоимость жизни, порождая требование дальнейшего повышения заработной палаты;

b) инфляция, связанная с ростом прибыли, объясняется монополизацией некоторых видов производства, когда монополисты любое повышение издержек производства перекладывают на потребителя, повышая цены;

c) инфляция, связанная с сырьевыми кризисами – рост стоимости энергоносителей из сырьевых источников ведет к росту цен.

3.3. Налоговая инфляция вызывается неверными действиями государства в сфере налогообложения.

Прежде всего, здесь имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они непомерно высоки, начинается торможение производства и снижение объема продаж. В результате у предпринимателей ослабевает склонность к инвестированию, производство не увеличивается, предприниматели повышают цены.

4. По степени сбалансированности

4.1. Сбалансированная инфляция, когда рост цен является умеренным и одновременным на большинство товаров и услуг.

4.2. Несбалансированная инфляция, когда инфляция происходит путем различных темпов роста цен на различные товары.

5. По степени ожидаемости

5.1. Ожидаемая инфляция – возможна к прогнозированию, но в ее условиях возникают инфляционные ожидания, искажающие реальную величину спроса путем резкого увеличения затрат населения на покупку товаров и услуг, что ведет к дальнейшему росту цен.

5.2. Неожидаемая инфляция: внезапный скачок цен в нормально функционирующей экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. Результатом уменьшения спроса является давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название «эффекта Пигу».

 

 

III. Формы и методы антиинфляционной политики

 

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики. направленных на борьбу с инфляцией. Выделяют:

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика);

2. Политика доходов.

1. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры:

ü значительное уменьшение налогов для производителей,

ü косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

ü нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

ü ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

ü девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

ü деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)