Расчёт фонда заработной платы водителей
ВВЕДЕНИЕ Одним из основных направлений экономического развития является ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и на автотранспорте. Путь к улучшению качественного транспортного обслуживания лежит через концентрацию техники в крупных автотранспортных предприятиях (АТП), улучшению показателей использования подвижного состава, повышению экономической эффективности деятельности. Современный специалист инженер, приобретающий экономическую или техническую специальность, должен знать основы экономики предприятия и квалифицированно решать вопросы, связанные с поиском минимальных затрат на производство продукции и повышением производительности труда, организацией производства новых видов продукции, повышением эффективности работы предприятия, улучшением качества продукции и услуг. Экономические знания способствуют повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий, помогают быстрее находить резервы роста производительности труда, снижать себестоимость работ и услуг, внедрять прогрессивные способы хозяйствования, использовать методы, направленные на создание конкурентных преимуществ автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг. В курсовом проекте рассматривается методика разработки производственной программы и плана эксплуатации грузового подвижного состава, изучается порядок и методика определения основных статей затрат автотранспортного предприятия и себестоимости единицы транспортной работы. В процессе выполнения расчётного задания происходит ознакомление с основными показателями, характеризующими использование грузового автотранспорта, с методикой определения различных видов тарифов на грузовые перевозки и условиями их применения. Цель курсовой работы: дать представление о характере хозяйственной деятельности АТП в условиях рынка. Выработать самостоятельность в подходе к принятию решений, способность адаптироваться к быстроменяющимся производственным и экономическим условиям. Основными задачами являются: изучение методики разработки производственной программы АТП, планирования материальных затрат, себестоимости, определения тарифов на транспортные услуги. Исходными данными для выполнения задания являются: подвижной состав АТП; нормативно-справочные материалы.
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО “Витязь”— данное предприятие занимается грузоперевозками. Подвижной состав АО “Автогрузсервис” включает более 200 большегрузных автомобилей. Они имеют большую грузоподъемность, повышенную проходимость и маневренность. На данном предприятии создана логистическая служба, занимающаяся оптимизацией грузоперевозок, созданием закольцованных цепочек, за счет этого грузы доставляются за минимальное время, автомобили идут по выверенным маршрутам. Весь автотранспорт предприятия оснащен мобильной связью. На данном АО работают только высококвалифицированные специалисты. Участники АО ( акционеры ) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Производственно-техническую базу автотранспортного предприятия составляют: здания, сооружения, оборудование, подвижной состав. Среднесписочное количество автомобилей устанавливается для каждого варианта отдельно. Таблица 1. Списочное количество автомобилей в парке
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ПЛАНА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В современных условиях хозяйствования предприятие самостоятельно планирует свою деятельность исходя из спроса на транспортные услуги и продукцию. Основу планов составляют договоры с потребителями. Предприятие устанавливает тарифы и цены на транспортные услуги и продукцию на основе договора. Перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок, который служит базой для расчёта парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.п. План перевозок строят по видам грузов. Это позволяет эффективно распределять общий объем перевозок по отдельным типам и моделям автомобилей. Многообразие грузов, перевозимых автомобильным транспортом, делает необходимой их группировку. Перечень грузов, объединённых по определённым признакам, называется номенклатурой. Исходными данными для составления плана перевозок грузов служат договоры предприятий и организаций-грузоотправителей. В них указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объем перевозок и грузооборот. Разработанный план перевозки грузов сопоставляют с провозными способностями имеющегося автомобильного парка. Провозная способность автомобильного парка рассчитывается исходя из его количественного состава, технических характеристик автомобилей и плановых показателей использования. Расчёты ведут по каждой марке автомобилей, затем суммируют по парку в целом табл. 2
Порядок расчёта основных показателей производственной программы по эксплуатации автомобильного парка предприятия следующий. 1. Среднесписочное количество автомобилей Асп определяется исходя из числа имеющихся на начало года, плана поступления и списания 2. Автомобиле-дни пребывания на предприятии (инвентарные) АД рассчитываются путем умножения среднесписочного количества автомобилей Асп на 365 дней. Камаз 55111: 18*365=6570 Камаз 54115: 5*365=1825 ЗиЛ-45085: 22*365=8030 Зил-442160: 2*365=730 Газ 3307: 8*365=2920 3. Коэффициент выпуска автомобилей на линию αвп, коэффициент использования пробега β, коэффициент использования грузоподъёмности γ планируются на основе анализа фактических данных за ряд лет с учётом выявленных резервов. 4. Автомобиле-дни в эксплуатации АДэ определяются из зависимости: (1) Камаз 55111: 365*0,65=237 Камаз 54115: 365*0,71=259 ЗиЛ-45085: 365*0,61=222 ЗиЛ – 442160: 365*0,69 =251 Газ 3307: 365*0,58 = 211 Для группы автомобилей:
Камаз 55111: 6570*0,65=4270 Камаз 54115: 1825*0,71=1296 ЗиЛ-45085: 8030*0,61=4893 ЗиЛ – 442160 730*0,69=503
Газ 3307: 2920*0,58=1694 5. Грузоподъёмность номинальная qном определяется массой груза, который может перевозить автомобиль, определяемой заводом-изготовителем (индивидуальное задание). 6. Фактическая грузоподъёмность qф определяется по формуле: (2) Камаз 55111: 13*0,88=11,4т Камаз 54115: 19,1*0,77=14,7т ЗиЛ-45085: 5,8*0,69=4,002т ЗиЛ – 442160: 8,0*0,61=4,8т Газ 3307: 4,5*0,66=2,9т Для группы автомобилей:
Камаз 55111: 18*0,88=205,9т Камаз 54115: 5*0,77=73,5т ЗиЛ-45085: 22*0,69=88,04т ЗиЛ – 442160: 2*0,61=9,7т Газ 3307: 8*0,66=23,7т 7. Суточный общий пробег 1СС планируется исходя из сложившихся показателей за ряд лет (индивидуальное задание) 8. Годовой общий пробег Lгод определяется по формуле: (3) КамАЗ 55111: 237*260 = 61620км Камаз 54115:259*350 = 90650 км ЗиЛ-45085:222*275 = 61050 км ЗиЛ – 442160: 251*250 = 62750 км Газ 3307: 211*220 = 46420 км Для группы автомобилей: Lгод=L∑cc *АДэ КамАЗ 55111: 61620 * 18 = 1109160 км Камаз 54115: 90650*5=453250 км ЗиЛ-45085: 61050*22=1343100 км ЗиЛ – 442160: 62750*2=125500 км Газ 3307: 46420*8=371360 км 9. Годовой пробег с грузом Lгр рассчитывается путём умножения годового пробега на коэффициент используемого: (4) КамАЗ 55111: 61620*0,5 = 30810 км Камаз 54115: 90650*0,64 = 58016 км ЗиЛ-45085: 61050 *0,50 = 30525 км ЗиЛ – 442160: 62750*0,6 = 37650 км Газ 3307: 46420*0,55 = 25531 км 10. Грузооборот Р - это произведение пробега автомобиля с грузом и его фактической грузоподъемности: . т-км (5) КамАз 55111: 1232*11,4 = 14094,08 т-км КамАЗ 54115: 362*14,7 = 5323,9 т-км ЗиЛ-45085: 1017*4,002=4070,03 т-км ЗиЛ – 442160: 313*4,8 = 1527,4 т-км Газ 3307: 1276*2,9=3789,7 т-км Для группы автомобилей: КамАз 55111: 22183*205,9=4567923,3 т-км КамАЗ 54115: 1913*73,5=133318,9 т-км ЗиЛ-45085: 223850*88,044=19708649,4 т-км ЗиЛ – 442160: 627*9,76 т-км Газ 3307: 10212*23,7=242637,1 т-км 11 . Среднее расстояние перевозок l планируется по опыту прошлых лет и зависит от месторасположения предприятий-заказчиков. 12. Масса перевезенного груза Q рассчитывается путём деления грузооборота на среднее расстояние перевозок: (6) КамАЗ 55111: 14094/25=563тыс-т КамАЗ 54115: 5323/160=33 тыс-т ЗиЛ-45085: 4070/120=34 тыс-т ЗиЛ – 442160: 1527,4/30 = 51 тыс-т Газ 3307: 3789/20 = 189 тыс-т Для группы автомобилей: КамАЗ 55111: 4567923/25=182716 тыс-т КамАЗ 54115: 133318/160=833 тыс-т ЗиЛ-45085: 19708649/120=164238 тыс-т ЗиЛ – 442160: 6119/30=203 тыс-т Газ 3307: 242637/20=12131 тыс-т 13. Количество ездок определяется путём деления годового пробега с грузом на среднее расстояние: (7) где l - среднее расстояние перевозок, км. КамАЗ 55111: 30810/25 = 1232 КамАЗ 54115: 58016/160 = 362 ЗиЛ-45085: 30525/30 = 1017 ЗиЛ – 442160: 37650/120 = 313 Газ 3307: 25531/20 = 1276 Рассчитанные показатели являются основой для планирования затрат автотранспортного предприятия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Затраты автотранспортного предприятия разделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость транспортной продукции: - заработная плата водителей; - затраты на топливо и смазочные материалы для автомобилей; - амортизация автомобилей; - техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; - затраты на восстановление износа и ремонт шин. Косвенные затраты включают в себя общехозяйственные расходы, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов услуг и распределяются между ними косвенно. К ним относятся затраты на содержание производственных зданий (амортизация, текущий ремонт, отопление, освещение, водоснабжение), заработная плата ремонтных, вспомогательных рабочих и административно-управленческого персонала, налоги, страховые платежи. При планировании производственных затрат АТП нельзя упрощать порядок определения лимитов эксплуатационных затрат на выполнение перевозок. Они должны в полной мере соответствовать условиям перевозок конкретных видов грузов, отражать необходимые затраты труда на выполнение транспортных работ. Расчёт фонда заработной платы водителей Оплата труда водителей производится по единой системе, которая существует для работников автотранспорта. Применяются две основные формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оплаты труда водителей установлены часовые тарифные ставки, являющиеся едиными для сдельщиков и повременщиков, а также размеры надбавок и доплат. Тарифные ставки устанавливают для водителей III класса по трём группам автомобилей в зависимости от их типа и назначения и по девяти группам - в зависимости от грузоподъёмности. К первой группе отнесены бортовые автомобили, ко второй -самосвалы, большинство специальных и специализированных автомобилей, к третьей - специальные автомобили с вредными или особыми условиями труда водителей. Такая дифференциация учитывает тяжесть, сложность, вредность и другие особые условия труда. Расчёт фонда заработной платы производится по маркам автомобилей и в целом по автопарку (табл. 3).
Тарифный фонд основной заработной платы определяется по формуле: (8) где Фосн - тарифный фонд основной заработной платы, тенге.; Сч - часовая тарифная ставка, руб./ч Тн - время работы автомобиля на линии, ч, которое определяется из зависимости: (9) где I - продолжительность рабочего дня, ч, при выполнении расчётов величину t принимают равной 7. КамАЗ 55111: 4270*7=29890 КамАЗ 54115: 1296*7=9072 ЗиЛ 45085: 4893*7=34251 ЗиЛ 442160: 503*7=3521 Газ 3307: 1694*7=11858
Для водителей III класса: КамАЗ 55111: 263*29890=7861070 КамАЗ 54115: 263*9072=2385936 ЗиЛ 45085: 260*34251=890260 ЗиЛ 442160: 260*3521=915460 Газ 3307: 230*11858=2727340 Для водителей II класса: КамАЗ 55111: 329*29890=9833810 КамАЗ 54115: 329*9072=2984688 ЗиЛ 45085: 300*35840 = 10275300 ЗиЛ 442160: 300*8813 = 1056300 Газ 3307: 280*11858=3320240 Для водителей I класса: КамАЗ 55111: 452*29890=13510280 КамАЗ 54115: 452*9072=4100544 ЗиЛ 45085: 410*34251=14042910 ЗиЛ 442160: 410*3521=1443610 Газ 3307: 356*11858=4221448 Водителям грузовых автомобилей ежемесячно выплачивают надбавку за классность в следующих размерах: для водителей I класса - 25 %; для водителей II класса -10%. При планировании годовой суммы надбавок за классность в целом по предприятию определяется средний процент надбавок: (10) где Нкл - средний процент надбавки за классность; А1, А2, А3 - количество водителей соответственно I, II и III классов. = 13,36% Размер надбавки за классность в денежном выражении определяется по формуле: (11) Для водителей II класса: КамАз 55111: 9833810*13,36/100=1313797 КамАЗ 54115: 3984688*13,36/100=398754,3 ЗиЛ 45085: 10275300*13,36/100=1372780,1 ЗиЛ 442160: 1056300*13,36/100=141121,7 Газ 3307: 3320240*13,36/100=443584,1 Для водителей I класса: КамАз 55111: 13510280*13,36/100=1804973,4 КамАЗ 54115: 4100544*13,36/100547832,6 ЗиЛ 45085: 14042910*13,36/100=1876132,8 ЗиЛ 442160: 1443610*13,36/100=192866,3 Газ 3307: 4221448*13,36/100=563985,4 Кроме того, водителям производятся доплаты за сверхурочные работы, за совмещение обязанностей грузчика и экспедитора, за высококачественное выполнение заданий в срок или досрочно и другие выплаты в соответствии с положением об оплате труда. В расчётах эти виды выплат Н. принимают в размере % от фонда основной заработной платы: (12) Для водителей III класса: КамАЗ 55111: 7861070*35/100=2751374,5тг КамАЗ 54115: 2385936*35/100=835077,6 тг ЗиЛ 45085: 8905260*35/100=3116841 тг ЗиЛ 442160: 915460*35/100=320411 тг
Газ 3307: 2727340*35/100=954569 тг Для водителей II класса: КамАЗ 55111: 9833810*35/100=3441833,5 тг КамАЗ 54115: 2984688*35/100=1044640,8 тг ЗиЛ 45085: 10275300*35/100=3596355 тг ЗиЛ 442160: 1056300*35/100 = 369705 тг Газ 3307: 3320240*35/100 = 1162084 тг Для водителей I класса: КамАЗ 55111: 13510280*35/100 = 4728598 тг КамАЗ 54115: 4100544*35/100 = 1435190,4 тг ЗиЛ 45085: 14042910*35/100 = 4915018,5 тг ЗиЛ 442160: 1443610*35/100 = 505263,5 тг Газ 3307: 4221448*35/100 = 1477506,8 тг В фонд заработной платы водителей включают также премии Нп в размере от 40 до 100 % (по решению администрации предприятия) от суммы основной заработной платы, включая надбавку за классность и доплаты. Размер премий Дп определяется по формуле: (13) Для водителей III класса: КамАЗ 55111: (7861070+2751374,5)*50/100 = 5306222,2 тг КамАЗ 54115: (2385936+835077,6)*50/100 = 1610506,8 тг ЗиЛ 45085: ( 8905260+311684)*50/100 = 4608472 тг Зил 442160: (915460+320411)*50/100 = 617935,5 тг Газ 3307: (2727340+954569)*50/100 = 1840954,5 тг Для водителей II класса: КамАЗ 55111: (9833810+1313797+3441833,5)*50/100 = 7294720,5 тг КамАЗ 54115: (2984688+1044640,8+398754,3)*50/100 = 2214041,5 тг ЗиЛ 45085: (10275300+3596355+1372780,1)*50/100 = 7622217,5 тг Зил 442160: (1056300+369705+141121,7)*50/100 = 783563,3 тг Газ 3307: (3320240+1162084+443584,1)*50/100 = 2462954,05 тг Для водителей I класса: КамАЗ 55111: (13510280+1804973,4+4728598)*50/100 = 7893921,2 тг КамАЗ 54115: (4100544+1435190,4+547832,6)*50/100 = 3041783,5 тг ЗиЛ 45085: (14042910+4915018,5+1876132,8)*50/100 = 10417030,6 тг Зил 442160: (1443610+505263,5+1928663)*50/100 = 38775,9 тг Газ 3307: (4221448+1477506,8+563985,4)*50/100 = 3131470,1 тг В общий фонд заработной платы включают также оплату отпусков Дот. Продолжительность отпуска водителей составляет 24 рабочих дня. Размер оплаты отпуска Нот составляет % годового фонда заработной платы, начисленной с надбавкой за классность, доплатами и премиальными выплатами: (14) Для водителей III класса: КамАЗ 55111: (7861070+2751374,5+5306222,2)*10/100 = 1591886,6 тг КамАЗ 54115: (2385936+835077,6+1610506,8)*10/100 = 483152,04 тг ЗиЛ 45085: (8905260+311684+4608472)*10/100 = 1382541,6 тг ЗиЛ 442160: (915460+320411+617935,5)*10/100 = 155380,6 тг Газ 3307: (2727340+954569+1840954,5)*10/100 = 552286,3 тг Для водителей II класса: КамАЗ 55111: (9833810+1313797+341833,5+1294720,5)*10/100 = 10728926,1 тг КамАЗ 54115: (2984688+1044640,8+398754,3+2214041,5)*10/100 = 664212,5 тг ЗиЛ 45085: (10275300+3596355+1372780,1+7622217,5)*10/100 = 2286665,3 тг ЗиЛ 442160: (1056300+369705+141121,7+783563,3)*10/100 = 23506,9 тг Газ 3307: (3320240+1162084+443584,1+2462954,05)*10/100 = 738886,2 тг Для водителей I класса: КамАЗ 55111: (13510280+1804973,4+4728598+7893921,2)*10/100 = 2793777,3 тг КамАЗ 54115: (4100544+1435190,4+547832,6+3041783,5)*10/100 = 912535,05 тг ЗиЛ 45085: (14042910+4915018,5+1876132,8+10417030,6)*10/100 = 3125109,2 тг ЗиЛ 442160: (1443610+505263,5+1928663+38775,9)*10/100 = 218031,2 тг Газ 3307: (4221448+1477506,8+563985,4+3131470,1)*10/100 = 939441,03 тг Ежегодно водителям производится доплата за стаж работы на данном предприятии. Доплата за стаж выплачивается один раз в конце года в следующих размерах в зависимости от стажа: от 2 до 5 лет -8 %; от 5 до 10 лет - 10 %; от 10 до 15 лет - 13 %; свыше 15 лет - 16 %. В плановых расчётах доплату за стаж определяют по среднему проценту от суммы годового заработка Нст по формуле: (15) где Нст - средний процент доплаты за стаж; В1, В2, В3, В4, - численность водителей, проработавших соответственно от 2 до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 1 5 лет, свыше 15 лет. Для водителей III класса: = 9,9% Для водителей II класса: = 10,07% Для водителей I класса: =20,3% Размер доплаты за стаж Дст в денежном выражении определяют по формуле: (16) Для водителей III класса: КамАЗ 55111: (7861070+2751374,5+5306222,2+159866,7)*9,9/100 = 1591774,8 тг КамАЗ 54115: (2385936+835077,6+1610506,6+483152,04)*9,9/100 = 526152,6 тг ЗиЛ 45085: (8905260+311684+4608472+1382541,6)*9,9/100 = 1505587,9 тг ЗиЛ 442160: (915460+320411+617935,5+155380,6)*9,9/100 = 198909,5 тг Газ 3307: (27272340+954569+1840954,5+552286,3)*9,9/100 = 3031394,8 тг Для водителей II класса: КамАЗ 55111: (9833810+1313797+341833,5+7294720,5+10728926,1)*10,07/100 = 2971967,9 тг КамАЗ 54115: (2984688+1044640,8+398754,3+2214041,5+664212,5)*10,07/100 = 735748,1 тг ЗиЛ 45085: (10275300+3596355+1372780,1+7622217,5+2286665,3)*10,07/100 = 2532939,1 тг ЗиЛ 442160: (1056300+369705+141121,7+783563,3+23506,9)*10,07/100 = 239081,6 тг Газ 3307: (33202401162084+443584,1+2462954,05+738886,2)*10,07/100 =818464,2 тг Для водителей I класса: КамАЗ 55111: (13510280+1804973,4+4728598+1893921,2+2973777,3)*20,3/100 =623850,5 тг КамАЗ 54115: (4100544+1435190,4+547832,6+3041783,5+912535,05)*20,3/100 = 203769,07 тг ЗиЛ 45085: (14042910+4915018,5+1876132,8+10417030,6+3125109,2)*20,3/100 = 697836,9 тг ЗиЛ 442160: Дст = (1443610+505263,5+1928663+38775,9+218031,2)*20,3/100 =839217,2 тг Газ 3307: (4221448+1477506,8+563985,4+3131470,1+939441,03)*20,3/100 =209771,2 тг Общий фонд заработной платы водителей можно определить по следующей формуле: (17) где Котч-суммарный коэффициент отчислений по единому социальному налогу, при выполнении расчётов величину коэффициента можно принять равной Котч = 1,262. Для водителей III класса: КамАЗ 55111: (7861070+2751374,5+5306222,2+159866,7+1591774,8)*1,262 = 17670308,2 тг КамАЗ 54115: (2385936+835077,6+1610506,6+483152,04+526152,6)*1,262 = 58408424,84 тг ЗиЛ 45085: (8905260+311684+4608472+1382541,6+1505587,9)*1,262 = 16713545,5 тг ЗиЛ 442160: (915460+320411+617935,5+155380,6+198909,5)*1,262 = 2208096,6 тг Газ 3307: (27272340+954569+1840954,5+552286,3+3031394,8)*1,262 = 33651544,6 тг Для водителей II класса: КамАЗ 55111: (9833810+1313797+341833,5+7294720,5+10728926,1+2971967,9 )*1,262 = 32485055 тг КамАЗ 54115: (2984688+1044640,8+398754,3+2214041,5+664212,5+735748,1)*1,262 = 8042085,2 тг ЗиЛ 45085: (10275300+3596355+1372780,1+7622217,5+2286665,3+2532939,1)*1,262 = 27686257 тг ЗиЛ 442160: 1056300+369705+141121,7+783563,3+23506,9+239081,6)*1,262 = 2613278,5 тг Газ 3307: (33202401162084+443584,1+2462954,05+738886,2818464,2)*1,262 = 29804381,9 тг Для водителей I класса: КамАЗ 55111: (13510280+1804973,4+4728598+1893921,2+2973777,3+623850,5 )*1,262 = 31355400,4 тг КамАЗ 54115: (4100544+1435190,4+547832,6+3041783,5+912535,05+203769,07)*1,262 = 10241654,5 тг ЗиЛ 45085: (14042910+4915018,5+1876132,8+10417030,6+3125109,2+697836,9)*1,262 = 35074038 тг ЗиЛ 442160: (1443610+505263,5+1928663+38775,9+218031,2+839217,2)*1,262= 4973560,8 тг Газ 3307: (4221448+1477506,8+563985,4+3131470,1+939441,03+209771,2)*1,262= 10543622,5 тг Таблица 4. Расчёт фонда оплаты труда инженерно- технических работников
(0.011 сек.) |