IІІ. Социокультурная содержательная линия0.00 из
5.000 оценок
Русский язык
Класс
(2,5 часа в неделю, всего 87,5 часов, из них 4 часа резервного времени)
I. Речевая содержательная линия(12 часов и в течение года)
Содержание учебного материала
Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Аудирование
(2 часа и в течение года)
Слушание как вид речевой деятельности.
Восприятие с одного прослушивания рядов языковых единиц – звуков, слогов, сочетаний слов, предложений.
Соотнесение ряда прослушанных слов, сочетаний слов, предложений с рисунком и выбор тех, которые соответствуют рисунку.
Слушание текста (повествования, описания, рассуждения), относящегося к художественному, разговорно-бытовому, научно-художественному стилям.
Понимание фактического содержания, последовательности изложения, основной мысли, эмоциональной окраски текста. Опора при слушании на данный план высказывания (5-6 пунктов).
Выражение собственных мыслей по поводу услышанного.
Ученик (ученица)
объясняет,какую роль играет внимательное слушание, понимание прослушанного;
находит после одного прослушивания в ряду языковых единиц те, которые отвечают указанным признакам;
соотносит услышанные слова, словосочетания и предложения с сюжетными, предметными рисунками или реальными предметами, находит соответствие / несоответствие;
создаёт словесный рисунок по содержанию прослушанного;
слушает внимательно и заинтересованно;
определяет тип и стиль текста;
понимает после одного прослушивания содержание текста (текст-повествование, описание или рассуждение; время звучания текста в нормальном темпе – 3-4 мин);
выбирает правильные ответы на вопросы по тексту из трех предложенных вариантов;
различает5-6 частей в содержании прослушанного;
принимает участие в беседе, высказывает суждение по поводу услышанного; сопоставляет услышанное с собственным жизненным опытом.
2. Говорение
(в течение года)
Регулирование дыхания, силы голоса, темпа речи.
Диалогическая речь
(в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, переспрашивать и повторно объяснять без раздражения, доказывать без категоричности, уважать другое мнение и др.).
Речевой этикет (формулы вежливого выражения своего мнения, переспрашивания, уточнения).
Воспроизведение диалогов из прослушанных или самостоятельно прочитанных произведений (в лицах, без слов автора).
Составление диалогов по рисунку, описанной ситуации – с опорой на вспомогательные материалы, а также самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – уточняющий вопрос – уточнение вопроса – ответ; предложение – уточняющий вопрос – ответ – отказ – доводы в пользу сказанного – ответ.
Представление составленных диалогов и оценивание их.
Ученик (ученица)
регулируетсилу голоса, темп речи с учетом условий общения;
объясняет особенности поведения слушающего, который заинтересован/ не заинтересован словами говорящего;
слушает собеседника внимательно, заинтересованно;
уточняет вопрос и разъяснение без раздражения, выражает свое мнение доброжелательно.
Ученики (ученицы)
воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и из самостоятельно прочитанных произведений (более длинных и сложных, чем в 3 классе);
составляют диалоги (5-6 реплик на каждого участника диалога; одним из участников диалога может быть учитель) самостоятельно и с опорой на вспомогательные материалы;
приводятубедительные доказательства в споре;
обсуждают прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях, эмоциональной окраске, своем отношении к предмету обсуждения), а также ответы на них;
оценивают содержание и форму диалога (отмечают в нем достоинства, тактично дают советы по его совершенствованию).
Монологическая речь
(в течение года)
Основные требования к устному высказыванию (соответствие теме, наличие своей точки зрения, последовательность в развитии мысли, использование средств связи в тексте). Умение говорить, учитывая интересы, возможности слушателя, собеседника (тема, примеры, описания, доказательства и др.).
Речевой этикет (речевые формулы, свидетельствующие об отсутствии категоричности в выражении своей точки зрения).
Пересказ (детальный, выборочный) текста-повествования с элементами описания и рассуждения – с опорой на вспомогательные материалы (данный, коллективно или самостоятельно составленный план; опорные слова и сочетания слов), а также без опоры на дополнительные материалы.
Пересказ самостоятельно прочитанного текста, эпизода из просмотренного фильма, рассказа, услышанного от близких, знакомых.
Творческий пересказ: внесение дополнений в материал для пересказа (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей, пример из своего жизненного опыта и др.).
Повторение образца краткого пересказа связного высказывания, продемонстрированного учителем.
Выражение своего отношения к предмету речи, обоснование его.
Самостоятельное построение высказывания (повествования, описания, рассуждения) по рисунку, с опорой на дополнительные материалы (зачин или концовку, опорные сочетания слов, данный, коллективно или самостоятельно составленный план).
Составление рассказа, сказки, загадки с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно на заданную или свободную тему.
Выражение своего отношения к предмету высказывания.
Оценивание, совершенствование составленных связных высказываний.
Ученик (ученица)
объясняет, каким должно быть связное высказывание, составленное с учетом определенной ситуации общения;
сообразует дыхание со смысловым членением речи;
регулирует силу голоса, темп речи с учетом условий общения;
пересказывает (подробно, выборочно) прослушанный, самостоятельно прочитанный текст (повествование с элементами описания и рассуждения) с опорой на вспомогательные материалы; соблюдает основные требования к устному высказыванию (объем начального текста – 75-100 слов);
пересказывает эпизод из просмотренного фильма, телепередачи;
дополняетпересказ, включая в него описание внешности персонажа, рассуждения на основе своего жизненного опыта и др.;
повторяеткраткий пересказ связного высказывания (эпизода фильма) по образцу, предложенному учителем (до 5 предложений);
выражаетсвое отношение к предмету речи;
строитустное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на данную тему с опорой на вспомогательные материалы (время звучания составленного текста – 3 мин.);
обсуждает содержание и форму устного высказывания;
оценивает содержание и форму устных высказываний, отмечая в них достоинства и недостатки (в редких случаях с помощью учителя).
3. Чтение(в течение года)
Чтение вслух с соблюдением произносительных и интонационных норм, с учетом ситуации общения.
Интонационно правильное чтение предложений, различных по цели высказывания, по выражению сильных чувств (восклицательные); предложений с однородными членами, в которых есть обобщающие слова.
Интонационно правильное чтение, толкование содержания простых и сложных предложений, осложненных обращением, прямой речью и др.
Чтение молча материалов (более длинных и сложных, чем в третьем классе), содержащих инструкции к учебным, игровым заданиям, описание процесса изготовления какого-то предмета и др.
Ориентирование в содержании прочитанного вслух и молча.
Развитие техники чтения: быстрое восприятие слов, групп слов и предложений.
Чтение, толкование информационных материалов учебника, заданий и текстов из упражнений.
Ориентировка в учебнике (условные знаки, оглавление, расположение материала на странице, шрифты и др.).
Нахождение в учебнике или другой книге по оглавлению нужных страниц, правила, отдельного произведения и др.
Просматривание оглавления учебника, одного из его разделов или параграфов, справочных материалов и др. с целью отбора необходимой информации.
Ученик (ученица)
правильно читает неизвестный текст вслух со скоростью 80-95 слов в минуту;
читает выразительно и интонационно правильно предложения всех типов, которые изучались на уроках;
читает вслух свое письменное сочинение, самостоятельно подобранный материал для сообщения в классе, стараясь быть понятным и интересным для слушателей;
читаетмолча текст со скоростью 100-130 и больше слов в минуту; понимает его содержание, определяет тему, основную мысль, и даёт правильные ответы на поставленные вопросы;
находит среди нескольких слов или предложений те, которые соответствуют указанному содержанию;
находитпри просматривании учебника (быстрый поиск без чтения всего подряд) необходимую страницу, нужный пункт в оглавлении и на его страницах, знак сноски и соответствующее толкование, материалы различного назначения, набранные разными шрифтами.
4. Письменная речь
(10 часов и в течение года)
Письмо по памяти.
Самостоятельное составление 6-8 связанных между собой предложений
(3-4 вопроса на заданную тему и ответы на них) с использованием элементов описания и рассуждения.
Изложение (детальное или выборочное) повествовательного текста с элементами описания и/или рассуждения (объем начального текста – 85-95 слов).
Творческое изложение: дополнение начального текста (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей).
Письменный пересказ услышанного учащимися на уроках или во вне-урочное время.
Совершенствование, редактирование текста: выделение отсутствующих абзацев; перестановка частей текста; изъятие предложений, не соответствующих теме; дополнение текста при отсутствии вступления (зачина), заключения; замена неудачно использованных слов.
Выражение и обоснование своего мнения о предмете высказывания. Самостоятельное письменное высказывание на свободную тему (0,4-0,6 страницы).
Письмо. Записка. Поздравление. Приглашение. Объявление.
Составление загадки, сказки.
Обсуждение письменных работ, выявление в них положительных сторон, советы по их доработке.
Ученик (ученица)
записываетпо памяти стихотворение из 6-8 строк (две строфы) или прозаический текст до 5 предложений;
самостоятельно составляет 6-8 связанных между собой предложений или 3-4 вопроса на заданную тему, по ситуации на уроке, содержанию учебного материала;
пишет разные виды изложения (близко к тексту, сжатое, выборочное, творческое) по коллективно или самостоятельно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы, выражает свое мнение о событиях, персонажах (объем начального текста – 85-95 слов);
дополняет текст описанием нового эпизода, образа или картины на основе воображения;
пишет о том, что его заинтересовало (факт, событие, прочитанное произведение, эпизод фильма и др.);
восстанавливает деформированный текст;
выражаетиаргументирует свое мнение о предмете речи;
составляетизаписывает загадку, сказку (по образцу, с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно);
составляет записку, содержащую просьбу, сообщение о каком-либо факте и его объяснение; письмо, поздравление, приглашение, объявление;
принимает участие в обсужденииписьменных работ одноклассников (в паре, небольшой группе), опираясь на памятку, подготовленную учителем или коллективно, отмечает положительные стороны работы, дает советы по ее доработке; совершенствует самостоятельно созданный текст.
ІІ. Языковая содержательная линия(71,5 часа)
Содержание учебного материала
Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Повторение в начале учебного года(4 часа)
Требования к устной и письменной речи.
Различные виды речевой деятельности.
Языковые явления, которые рассматривались в предыдущих классах.
Техника письма, культура оформления письменной работы.
Виды проверяемых и непроверяемых орфограмм в корне слова и приставках.
Правила правописания (орфографические, пунктуационные), проработанные в предыдущие годы обучения.
Звуки и буквы. Алфавит.
Состав слова.
2. Текст(7 часов)
Типы и стили текстов.
Особенности содержания и структуры текста-повествования, описания, рассуждения.
Абзац.
Ключевые слова. Тема и основная мысль текста. Заглавие.
Связь предложений в тексте.
Построение текстов разных типов – повествования, описания, рассуждения.
Сравнение, составление художественных и научно-популярных текстов.
Ученик (ученица)
объясняет требования к различным видам речевой деятельности и выполняет их;
владеетна достаточном уровне умениями воспринимать и продуцировать устные и письменныевысказывания;
находит в предложенном материале и характеризует языковые явления по программе предыдущего класса;
записывает на доске и в тетрадях материал, располагая его в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ;
определяет орфограммы в словах;
пишет без ошибок слова с изученными орфограммами;
пользуется орфографическим словарём;
применяет правила правописания (орфографические и пунктуационные) по программе предыдущих классов;
выполняетзвукобуквенный анализ слова;
определяетсостав слова.
Ученик (ученица)
различает типы текста; художественный и научно-художественный стили текста.
составляет тексты разных типов самостоятельно и с опорой на вспомогательные материалы: ключевые слова, образец, план, ключевые сочетания слов и т.п.;
определяеттему и основную мысль текста, подбирает заглавие в коллективной работе и самостоятельно;
объединяет предложения в текст, используя известные средства связи;
принимает участие в написании коллективного письма;
умеет написать личное письмо.
3. Предложение. Правописание
(7 часов)
Типы предложений по цели высказывания и интонации.
Обращения, состоящие из одного или двух-трех слов, стоящие в начале, середине и конце предложения. Знаки препинания при обращении.
Главные члены предложения (в простом и сложном предложении); второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связь слов в предложении, выделение словосочетаний, постановка вопросов от главного к зависимому слову. Схематическое изображение связей между словами в предложении.
Распространение предложений.
Построение предложений по образцу, по схеме, самостоятельно.
Восстановление деформированных предложений.
Однородные члены предложения с бессоюзной связью или неповторяющимися союзами и, или, а, но. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи, которая находится до и после слов автора.
Ученик (ученица)
определяетна слух и при письме видпредложения по интонации и цели высказывания;
читает интонационно правильно простые предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью, сложные предложения;
строит предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью (с опорой на вспомогательные материалы);
определяетв предложении главные (подлежащее, сказуемое – его основу) и второстепенные члены,ставит к ним вопросы;
выделяетсловосочетания в группе подлежащего и в группе сказуемого;
устанавливаетграмматические связи между членами предложения, изображает связь слов схематически;
распространяет предложения по вопросам;
составляетпредложения по данным схемам;
восстанавливает деформированные предложения;
находитв предложении однородные члены; ставит запятую между однородными членами; объединяет однородные члены предложения при помощи союзов и, или, а, но;
строит предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью;
ставит знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью, однородными членами, в сложных предложениях (при списывании и в самостоятельно составленных).
4. Слово (50 часов)
Значение слова(2 часа)
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Случаи омонимии (без термина).
Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (практически).
Использование толкового словаря для выяснения и уточнения значения слова.
Ученик (ученица)
объясняет случаи употребления слова в разных значениях, в прямом и переносном значении;
составляетпредложения с многозначным словом в разных значениях, со словом, употребляемым в прямом и переносном значении,
с наиболее употребительными устойчивыми сочетаниями слов;
выбираетиз ряда слов, устойчивых сочетаний слов то, которое больше подходит для использования в той или иной ситуации общения;
исправляет текст, заменяя в некоторых предложениях неудачно подобранные слова (самостоятельно или с использованием данных рядов слов);
находит слово в словаре (по 3-й, 4-й букве);
объясняет значения многозначного слова.
Части речи. Правописание
(48часов)
Имя существительное(13 часов)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Повторение изученного об имени существительном в 3 классе.
Лексическое многообразие слов, которые относятся к именам существительным.
Имена существительные-синонимы, антонимы; многозначность имен существительных; употребление имен существительных в прямом и переносном значении.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Род и число имен существительных.
Различия в форме рода и числа отдельных имен существительных в русском и украинском языках.
Особенности написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий звук.
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Три склонения имён существительных.
Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонений.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Составление словосочетаний, предложений с именами существительными.
Разбор имени существительного как части речи.
Имя прилагательное(10 часов)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 3 классе.
Развитие представлений о лексическом многообразии имен прилагательных, их роли в речи (прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы; употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении).
Наблюдения над употреблением имен прилагательных в речи.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Изменение имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе; по родам − в единственном числе. Родовые и падежные окончания имен прилагательных.
Произношение и написание падежных окончаний имен прилагательных (практически).
Произношение и написание суффиксов, приставок в именах прилагательных.
Составление словосочетаний, предложений с именами прилагательными.
Грамматический разбор имени прилагательного.
Ученик (ученица)
определяетна слух и в написанном тексте имена существительные, доказывая правильность выполнения задания;
подбираеткимени существительному синонимы и антонимы;
объясняетзначения многозначного имени существительного;
дополняет предложения уместными именами существительными;
различает имена собственные и нарицательные по значению;
определяет род и число имени существительного;
изменяет имена существительные по числам и падежам;
ставит имя существительное в начальную форму;
определяет тип склонения имени существительного;
знаетспособ проверки написания безударных окончаний имен существительных;
правильно пишет падежные окончания имен существительных всех трёх склонений и существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на шипящий звук (при списывании и под диктовку);
правильно произноситпадежные окончания имен существительных и проговаривает их так, как они пишутся (камнем, столов и др.)
строит сочетания слов, предложения, используя имена существительные в разных падежных формах; имена существительные, которые в украинском и русском языках относятся к разным родам (степь, собака, боль); а также те, формы числа которых отличаются в двух языках;
выполняетразбор имени существительного как части речи.
Ученик (ученица)
относит к именам прилагательным слова, которые обозначают разные признаки предметов;
подбираетк именам прилагательным синонимы и антонимы;
объясняетзначения многозначного имени прилагательного;
дополняет предложения уместными именами прилагательными;
изменяетимена прилагательные по числам и в единственном числе по родам;
определяет род и число имени прилагательного по роду связанного с ним имени существительного;
изменяетимена прилагательные в единственном и множественном числе по падежам;
правильнопроизносит и пишет падежные окончания имен прилагательных (-ого, -его);
правильно произносити пишетимена прилагательные на –ский,-цкий, -зкий, с приставками без-, раз-
и проверяет написанное;
строитсловосочетания и предложения с именами прилагательными в разных падежных формах;
выполняетграмматический разбор имени прилагательного.
Имя числительное(4 часа)
Общее представление об имени числительном как части речи: значение, вопросы, изменение.
Числительные количественные и порядковые.
Изменение количественных и порядковых числительных по падежам.
Составление словосочетаний, предложений с числительными сорок, девяносто, сто в разных падежных формах.
Грамматический разбор имени числительного.
Местоимение(4 часа)
Общее понятие о местоимении как части речи.
Наблюдения за ролью местоимений в речи.
Личные местоимения, их изменение и правописание.
Указательные местоимения этот (эта, это, эти), тот (та, то, те).
Изменение местоимений по падежам и числам, в единственном числе – по родам.
Роль местоимений в речи.
Составление словосочетаний, предложений с местоимениями.
Грамматический разбор местоимения.
Глагол(14 часов)
Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.
Повторение изученного о глаголе в предыдущих классах.
Расширение представлений о лексическом многообразии глаголов, их роли в речи (глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; употребление глаголов в прямом и переносном значении; многозначные глаголы).
Наблюдения над употреблением глаголов в тексте.
Изменение глагола по временам.
Неопределенная форма глагола.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Изменение глаголов прошедшего времени.
Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь).
Произношение и написание -ться и
-тся в глаголах.
Составление словосочетаний и предложений с глаголами.
Разбор глагола как части речи.
Наречие (3часа)
Повторение изученного о наречии в 3 классе. Разнообразие лексического значения наречий.
Наречия места, времени, образа действия.
Наречия, близкие и противоположные по значению.
Наблюдения над ролью наречий в тексте.
Правописание отдельных, наиболее употребительных наречий.
Составление словосочетаний, предложений с наречиями.
Проверка написания наречий по словарю.
Ученик (ученица)
определяетсреди данных слов имена числительные, подбирает к ним вопросы сколько? который (какой)? которая (какая)? которое (какое)? которые (какие)?;
строит словосочетания и предложения с именами числительными, употребляя нужную падежную форму (по образцу, с опорой на вспомогательные материалы);
выполняетграмматический разбор имени числительного.
Ученик (ученица)
узнаетв ряду слов местоимения, подбирает вопросы к местоимениям;
правильно читает и пишет личные и указательные местоимения в разных падежных формах;
правильно употребляетв устной и письменной речи местоимения третьего лица с предлогами;
строит сочетания слов с местоимениями в разных падежных формах (по образцу);
заменяет в предложении часто употребляемые имена существительные местоимениями;
составляет пары связанных между собой предложений, используя местоимения для связи предложений;
выполняетграмматический разбор местоимения.
Ученик (ученица)
подбираетк глаголам синонимы и антонимы;
объясняетзначение многозначного глагола;
дополняет предложение глаголом, который соответствует коммуникативной ситуации;
узнаетна слух и в письменных текстах неопределенную форму глагола;
ставитглаголы в неопределенную форму ;
используетнеопределенную форму глагола при построении текстов;
определяет время глаголов в предложениях и текстах;
изменяет глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
изменяетглаголы прошедшего времени по числам и в единственном числе по родам;
правильно произносит глаголы бралá, взялá, пóнял – понялá;.
образуетразличные формы глаголов на -ся (в прошедшем, настоящем и будущем времени);
правильно пишет глаголы на -ться, -тся;
ставитвопросы к глаголам в форме настоящего, будущего, прошедшего времени;
строитсловосочетания и предложения с глаголами в различных формах;
выполняетграмматический разбор глагола.
Ученик (ученица)
ставитвопросы к наречиям места, времени, образа действия;
правильно произноситисписывает наиболее употребительные наречия;
подбираетк наречиям синонимы и антонимы;
объясняетзначения многозначного наречия;
строитсочетания слов, предложения с наречиями (с опорой на дополнительные материалы);
находитнужное наречие в словаре, уточняя его написание.
5. Правописание
(в течение года, в связи с изучением языковых тем программы)
Правописание слов с орфограммами.
Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами. Правила, регулирующие написание таких орфограмм.
Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами: пробел (интервал между словами), перенос слов, большая буква. Правила, регулирующие их написание.
Способы проверки изученных во 2-4 классах орфограмм в разных частях слова (по проверочному слову, по правилу, по орфографическому словарю).
Правописание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий.
Произношение и написание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений.
Произношение и написание суффиксов, префиксов в именах прилагательных (практически).
Правописание личных окончаний глаголов.
Произношение и написание -тся и
-ться в глаголах.
Написание частицы не с глаголами; предлога с именами существительными и местоимениями.
Правописание отдельных, наиболее употребительных наречий.
Знаки препинания в простом предложении; при обращении, при однородных членах предложения, при прямой речи.
Работа с орфографическим и другими учебными словарями.
Ученик (ученица)
правильно пишетпри списывании, под диктовку (75-80 слов), в самостоятельно построенных текстахимена существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова; падежные окончания имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений; имена прилагательные с различными префиксами и суффиксами;
глаголы в различных формах, глаголы на -ться, -тся; глаголы с частицей не; наиболее употребительные наречия;
ставит знаки препинания в предложениях с обращением, однородными членами предложения,
находит необходимое слово в словаре.
Государственные требования
к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Тематические группы слов, называющие то государство, в котором живут дети, и то, на языке которого обучаются; столицы, государственную символику, реалии жизни народа
(в течение года)
Украина-наш общий дом.
Украинский язык – государственный язык Украины. Русский язык – родной язык учащихся и/или язык обучения.
Государственные праздники Украины.
Прошлое и настоящее родного края, его природа, люди, которые прославили родной город.
Украинские и русские народные обычаи, традиции, обереги.
Известные люди Украины и России прошлого и настоящего.
2. Фольклорные произведения большой и малой форм
(в течение года)
Русские народные сказки. Основная мысль сказки и характеристика её персонажей.
Русские народные пословицы и поговорки.
Загадки (отгадывание, заучивание и составление).
Народные промыслы, предметы быта.
Изучение народных примет.
Ученик (ученица)
осознает и объясняет,почему Украина является общим домом для людей, которые ее населяют.
осознаётиобъясняет, почему украинский язык является государственным, а русский – языком обучения;
знает государственные праздники Украины (День Независимости, день Конституции);
составляет письменный рассказ о происхождении названия родного города, улицы, на которой живёт, площади, речки и др., о природе, известных людях родного края;
знаетирассказывает о народных обычаях и традициях (встречать гостей с хлебом-солью, дарить вышитый рушник и др.);
знаетирассказывает об украинских и русских оберегах (подкова, горсть (щепоть) родной земли в узелке (ладанке) и др.);
знает имена выдающихся украинских и русских поэтов и писателей, учёных, музыкантов, художников, народных умельцев и т.д.
Ученик (ученица)
читает ирассказывает русские народные сказки; характеризует их персонажей, определяет основную мысль сказки, объясняет её поучительный характер;
объясняет смысл пословиц, доступных пониманию младшего школьника, использует их в своих высказываниях.
отгадываетнародные загадки,знает некоторые из них наизусть;
знает об изделиях мастеров народных промыслов России и предметах быта, внутреннем убранстве дома и др.
знает, объясняетипроверяет народные приметы;
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...