Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Работу выполнила Лаврищева С.В., Учитель высшей категории ГОУ СОШ № 237, Заслуженный учитель РФ
ГИА-9 для учителя русского языка в настоящее время является самой «болевой» точкой. Так уж определилось, что мы к ГИА пришли от ЕГЭ, хотя поступательноедвижение принесло бы более значимые результаты. И эта стратегия в ГИА-ЕГЭ и определила специфику методической работы учителя русского языка Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка - обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные. Лингвистические компетенции учащихся - умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативнаякомпетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися навыками речевой деятельности. Как видим, специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом. Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. В целом можно сказать, что в базовых школьных учебниках недостаточно подобран материал для обучения сочинению- рассуждению на лингвистическую тему. Прежде, на наш взгляд, учителю необходимо хорошо специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования. Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему? Ø Умение рассуждать на лингвистическую тему. Ø Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения. Ø Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал. Ø Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании. Ø Умение пользоваться лингвистической терминологией. Ø Практическую грамотность. Опыт показывает, что все речевые компетенции, проверяемые в сочинении на лингвистическую тему, для учителя русского языка не являются абсолютно новым видом деятельности. Действующие программы, учебники предусматривают в той или иной степени отработку лингвистических компетенций: это и все виды разбора на уроках русского языка, и устные ответы на заданную тему, и творческие задания на грамматическую тему. Скорее всего, как учителя, так и учащиеся испытали некую растерянность от формулировки темы: задание кажется непонятным, сложным, таинственным Поэтому представляется необходимым, на наш взгляд, в 9-м классе дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 9-го класса: Ø что изучает лингвистика; Ø разделы лингвистики; Ø основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему. На наш взгляд, учащиеся 9-го класса должны имеет представление о следующих лингвистических единицах. В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему. На наш взгляд, на начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе. Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции за основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ. Литература
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |