Характеристика типов темперамента
Личность: темперамент и характер Методические разработки практических занятий Для студентов
7. 3 I. Личность Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе воспитания, образования и обучения. Процесс формирования личности - процесс социализации - заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, социальных норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Социализация заключается также и в усвоении полоролевого поведения и других социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности. Личность– это социализированный индивид. В рамках концепции Б.Г. Ананьева, человек рассматривается как индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Индивидподразумевает биологические, врожденные характеристики человека, такие как тип телосложения или особенности нервной системы. Индивид - человек, как представитель рода Homo sapiens. Субъект деятельности предполагает наличие сознания, способностей, возможность трудовой деятельности. Личность - это социальные параметры человека, в которых зафиксирована его принадлежность к определенной социальной группе, к определенному обществу, культуре. Важнейшей подсистемой личности является направленность – мотивы, интересы, потребности. Индивидуальность – человек с неповторимым сочетанием психических особенностей. Это единство и взаимосвязь свойств человека как личности и как субъекта деятельности, в структуре которого функционируют свойства человека как индивида. Индивидуальность - предполагает наличие самосознания. II.1. Темперамент– неспецифическая (=проявляется во всех сферах) устойчивая характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Темперамент является (наравне с задатками) высшей интеграцией всех свойств индивида; он также является биологической основой характера.
Свойства темперамента: - эмоциональная возбудимость – легкость возникновения эмоциональной реакции и процессов, связанных с изменением функционального уровня деятельности. При повышении эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние/внутренние воздействия. - эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения - тревожность – степень личностного/ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности - утомляемость, работоспособность, врабатываемость - импульсивность – быстрота реакции, непроизвольных движений (приспособление к непосредственно действующим раздражителям) + быстрота принятия решения и его исполнение - ригидность/пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации - экстраверсия/интроверсия – от чего в большей степени будет зависеть реакция – от внешних впечатлений в данный момент, или от внутренних, связанных с прошлым и будущим - сензитивность – порог реакции; степень чувствительности к происходящим событиям (определяется по силе необходимого стимула) - реактивность – степень непроизвольных эмоциональных реакций на внешние/внутренние воздействия - активность – степень воздействия человека на окружающий мир (настойчивость, сосредоточенность) - соотношение активности и реактивности – от чего будет зависеть деятельность человека: от случайных обстоятельств или от целей, намерений - резистентность – сопротивление стрессу, проявляется в отсутствии снижения функционального уровня деятельности. - темп реакций – скорость протекания реакций 2. Типологии темперамента: 1. гуморальная типология (Гиппократ) – связывал темперамент с биологическими жидкостями организма: - сангвиник (кровь) – энергичный, жизнерадостный, общительный, быстрый - флегматик (слизь) – спокойный, медлительный, переключается с трудом - холерик (желчь) – раздражительный, возбудимый, быстро переключается - меланхолик (черная желчь) – застенчивый, робкий, впечатлительный, склонен к грусти, быстро утомляется 2. конституциональная типология (Кречмер, Шелдон) – тип телосложения тип темперамента
3.нейродинамическая типология (Павлов) – свойства НС определяют типы темперамента:
Нервная система
слабая сильная (меланхолик)
уравновешенная неуравновешенная (холерик)
подвижная инертная (сангвиник) (флегматик) Свойства НС – природные, врожденные особенности НС, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека) (Павлов, Теплов). - сила/слабость – способность НС выдерживать сильные раздражители; она характеризует работоспособность и выносливость нервных клеток. - подвижность/инертность – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. - уравновешенность – степень соответствия силы возбуждения силе торможения. Характеристика типов темперамента 1. Сангвинистический темперамент.При сангвинистическом темпераменте отмечается довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем, эмоциональные переживания сангвиника могут быть неглубокими, при недостатках воспитания его подвижность приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, иногда к поверхностности. 2. Холерический темперамент.Холерики отличаются высоким уровнем нервно-психической активности, энергичностью действий, резкостью и стремительностью движений, а также силой, импульсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах. 3. Флегматический темперамент.Флегматик отличается сравнительно низким уровнем активности в поведении, трудностью переключения, медлительностью, спокойствием в действиях, мимике и речи, а также постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиваться такие черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. 4. Меланхолический темперамент.Меланхолики характеризуются низким уровнем нервно-психической активности, сдержанностью моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей, при недостатке воспитания могут развиться повышенная до болезненной степени эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям.
III. Характер – в переводе с греческого языка означает «отпечаток», «черта», «признак», «особенность». Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения. Характер формируется: на наследственность влияет воспитаниеи обстоятельства жизни.
Механизм формирования характера - деятельность:
- игровая - учебная - трудовая
Сначала у ребенка формируется ситуационный характер (ребенок легко поддается влиянию), в процессе игровой деятельности он постепенно закрепляется. У поступившего в школу формируются обобщенные отношения к различным сторонам действительности = убеждения. Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь. Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.
Эмпирические характеристики характера: - полнота – разнообразие черт, свойств - цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств - уравновешенность - выраженность – может доходить до акцентуации - оригинальность, самобытность - интегративность – характер это всегда структура - социальность – характер всегда проявляется в поведении - автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго - мотивационный компонент - характер это всегда отношение - волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента
§ Классификация черт характера (Б.Г. Ананьев): 1. Коммуникативные Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей. 2. Предметно-действенные («деловые») Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью. 3. Система отношений личности к самой себе Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность.
IV. Акцентуации характера
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявлявшиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Отличие от психопатий.
В отечественной психиатрии классическое описание психопатий принадлежит П.Б.Ганнушкину. Он, как и многие другие авторы, выделяет следующие признаки психопатий: - тотальность патологических черт характера (психопатических особенностей личности); - относительная стабильность патологических черт характера (непрогредиентный характер и малая их обратимость); - социальная дезадаптация (выраженность патологических черт характера до степени, нарушающей социальную адаптацию).
Классификация акцентуаций у подростков по Личко: · Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству); · Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии) · Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо); · Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью); · Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает); · Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий); · Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость); · Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие); · Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе); · Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы); · Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).
Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям): · Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики); · Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение); · Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения); · Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость); · Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций); · Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям); · Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость); · Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы); · Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение); · Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований); · Экстравертированный (отличается высокой контактностью); · Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |