Представитель
| Идеи и характеристика
| Работы
|
Жан-Батист Сэй
(1767-1832 г.г.)
| · Теория 3х факторов производства: труд, земля, капитал (труд и капитал являются взаимосвязанными в процессе производства);
· закон рынков – продукты обмениваются на продукты, производство само порождает сбыт (Кейнс опроверг: спрос рождает предложение). Сисмонди, Мальтус, Маркс критиковали, остальные классики одобряли.
| · «Трактат политической экономии»
· «Полный курс практической политэкономии»
|
Мальтус
(1766-1834 г.г.)
| · Не получается изменить мир путем изменения законов распределения;
· Население растет в геометрической прогрессии, объемы продовольствия в арифметической.
| · «Опыт о законе народонаселения»
|
МАРКСИЗМ
Представитель
| Идеи
| Работы
|
Карл Маркс
(1818-1883 г.г.)
| · Теория научного социализма;
· Показывает, что капитализм нужно заменить более новым строем;
· Разделение капитала на постоянный и переменный;
· Рабочий эксплуатируется капиталистом;
· Исследования органического строения капитала
| · «Критика политической экономии»
· «Капитал» 1867 г.
|
Фридрих Энгельс
(1820-1895 г.г.)
| · Определил предмет политэкономии: наука о законах, которые руководят производством и обменом материальных ценностей в человеческом обществе. Подчеркивает, что законы имеют исторический характер;
· Критика Дюринга;
· Дает определение основным политэкономическим категориям: стоимости, прибавочной стоимости, капиталу, земельной ренте и др.;
· Определяет конкретные формы проявления противоречий капитализма
| · «Анти-дюринг»
|
Общие работы:
· «Манифест коммунистической партии»
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ
Представитель
| Направление
| Идеи
|
Мюллер
(1779-1829 г.г.)
| Зарождение школы
| · Революционные стремления;
· Человек немыслим вне государства;
· Государство должно само формировать идеологию для общества, использование универсальных политических систем приводит к игнорированию национальных особенностей;
· Отрицал противостояние экономических интересов, признавал лишь соперничество интересов разных наций.
|
Лист
(1789-1846 г.г.)
| · Критикует положение классической школы – невмешательство государства;
· Акцент на развитии производительных сил;
· Концепция промышленного воспитания нации (личностные интересы вторичны по сравнению с производительными силами нации);
· Гармоничное развитие отраслей;
· Фритрейдерство невыгодно для Германии, политика воспитательного протекционизма (до тех пор, пока Германия не догонит по экономической мощности своих соседей)
|
Рошер
(18171894 г.г.)
| Становление школы
| · Исследовал экономические особенности жизни общества в исторических аспектах;
· Акцент на казуальный метод (причинно-следственные связи);
· Выделял древний период (фактор-земля), средневековый (фактор – труд), новый (капитал)
|
Гильдебранд
(1812-1878 г.г.)
| Стадии общества:
· Натуральное хоз-во;
· Денежное хоз-во;
· Кредитное хоз-во.
|
Книс
(1821-1898 г.г.)
| · Не существует экономических законов, действуют законы природы
|
Шмоллер
| Новая (молодая) историческая школа
|
|
Вагнер
|
|
Зомбарт
| · Дух предпренимательства;
· Эволюция от марксизма к фашизму;
· Капитализм создали евреи;
· «Герои и торгаши» - немцы и англичане;
· Идеи смешанной экономики.
|
Вебер
| · Предпренимательство – богоугодное дело;
· Приветствуются трудолюбие и бережливость.
|
Бюхер
|
|
Кнапп
|
|
Штаммлер
|
|
Общее в старой школе: взаимосвязь исторических и экономических процессов, уделяется внимание всестатистике.
Общее в становлении школы и новой школе: рост немецкого национализма, покровительство государства, патерционизм.
МАРЖИНАЛИЗМ И НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Особенности:
-в области предмета: исследования, проблемы рациональной алокации и оптимального использования ресурсов;
-субъективно-психологический подход;
-принципы гедонизма (удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни), утилитаризма, рационализма;
-универсализм, внеисторизм, идеологическая нейтральность;
-микроэкономический (индивидуалистический) подход;
-статистический подход (нединамический);
-предельный анализ и широкое использование математического аппарата.
ИСТОКИ МАРЖИНАЛИЗМА
Представитель
| Идеи
|
Тюнен
(1783-1850 г.г.)
| · «Изолированное государство», если все факторы фиксированы, кроме одного
|
Курно
(1801-1877 г.г.)
| · Математик, вывел функции спроса, дифференциальные функции, условие максимальной выручки, эластичность спроса, «модель Курно» (олигополия), рассматривал оптимальную цену, поставил вопрос об общем экономическом равновесии.
|
Госсен
(1810-1858 г.г.)
| · Поставил психологические мотивы, предпочтения, закон убывающей предельной полезности, условия достижения потребителем максимальной полезности.
|
СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Представители
| Идеи
|
Менгер
(1840-1921)
| · Закон убывающей полезности;
· Цену диктует спрос
|
Визер
| · Сформировал понятия предельный продукт, предельная полезность
|
Бём-Баверк
| · Предельные полезности влияют на цену не косвенно, а прямо
|