Общее представление о мотивации. Детерминация и самодетерминация
Понятие мотива и мотивации (от латинского movere – двигать) - весь спектр явлений, механизмов, связанных с движущими силами; то, что движет человеком. Мотивация в структуре психики познавательные процессы (универсальные: память, внимание, воображение, собственно познавательные: ощущение, восприятие, мышление) и регуляторные процессы (мотивация, эмоции, воля). Центральные идеи: А. Переход от причинного объяснения (З. Фрейд) к целевому (К.Г. Юнг, А.Адлер); Б. Введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии (К.Г.Юнг); В. взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид—мир» (Г.Мюррей); Г. идея контроля над мотивационными процессами через их опосредствование (Л.С.Выготский).
Требования к адекватной теории мотивации
Общее представление о мотивации. Детерминация и самодетерминация.
(от латинского movere - двигатель) – весь спектр явлений, механизмов, связанных с движущими силами; то, что движет человеком.
Мотивация в структуре психики · Познавательные процессы o универсальные, (всегда есть); внимание, воображение o собственно познавательные (ощущение, восприятие, мышление) · Регуляторные процессы (эмоции, воля)
История развития психологии мотивации 1 этап (1930-50) Сближение с психологией личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре, и наоборот; психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы. o Маслоу (ранний Маслоу - пирамида) o Фрейд (стремление к жизни, стремление к смерти) o Франкл (человек стремиться к поиску смысла) Центральные идеи ü Переход от причинного (З. Фрейд) объяснения к целевому (Юнг, Адлер) ü (Юнг) Введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психики. (Коллективное бессознательное влияет на каждого; результат человеческого опята – коллективное бессознательное). ü (Мюррей) Взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид-мир»; Взаимодействие, мотивация рождается из взаимодействия. Мотивация не в нас, а результат взаимодействия с миром. ü (Выготский). Идея контроля над мотивационными процессами, Мотивационными процессами можно управлять. 2 этап (1960 -1970) Сближение с психологией познавательных процессов. Гордон Олпорт: принцип функциональной автономии мотивов (они трансформируются; все мотивы изменчивая форма 2 мотивов; стремление к жизни, стремление к смерти), смещение фокуса внимания с генетического аспекта рассмотрения на то, каким образом мотивы функционируют сейчас, как они влияют на поведение, как они сами трансформируются в нем и как они осуществляют свое мотивационное действие. Нюттен, Леонтьев – «Важны главным образом не столько элементы, сколько связи» Когнитивные теории мотивации (Келли, Фестингер, Аткинсон, Хекхаузен) Поведение формируется в результате активной переработке и интерпретации информации. 3 этап 1980 Разделение между психологией личности, психологией регуляции деятельности и саморегуляции и психологией познавательных процессов. 4 этап 1990 - наше время Новое сближение с психологией личности; проблемы выбора, воли, перспективы будущего, саморегуляции, автономии, самодетерминации. (позд. Нюттен, позд. Хекхаузен, Деси и Райн, Васильев, Леонтьев, Братусь). Общее представление о мотивации: Мотивация человеческого поведения – это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром.(Рубинштейн) Мотивация - задает направление Мотивация- гипотетический конструкт(существует как гипотеза) Мотивация: Интересует не само поведение, а причины и результаты этого поведения. Детерминация- то что определяет наше поведение.(причинная и целевая). Причина-то, что толкает, цель-то, что каким-то образом отражается в сознании, в психике, направляет нас к себе. (Юнг, Адлер, Франкл) Разрыв детерминации – образуется разветвление, когда возможны 2 варианта течения процессов, определяет случайность. Самодерминация- рефлексивное сознание изменяет систему сил, воздействующих на ситуацию. Осознавая эти силы, мы лишаем их власти, становимся открытыми собственным решениям. Структура мотивации человека (три уровня мотивации): Первая группа – это источники деятельности (обобщенные, устойчивые факторы) Вторая группа – это факторы, объясняющие поведение человека в этой конкретной ситуации. (Конкретная ситуация всегда характеризуется уникальностью динамических причин и детерминацией поведения) Третья группа – регулирует направление, то, с помощью чего мы осознаем нашу деятельность. (То, что сопровождает течение деятельности (цели, установки, эмоциональные процессы))
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |