КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
К ИСТОРИИ ВОПРОСА Появившись в начале XX века в Америке как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни, метод проектов в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кил-Патриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важным было показать для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Вот почему и была важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Но, как, где и каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. А в результате ученики должны сами и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания порой из разных областей и получить реальный и ощутимый результат. Таким образом проблема приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее осталась прежней - стимулировать интерес учеников к решению проблемных вопросов, противоречий и через проектную деятельность показывать практическое применение полученных знаний. Иными словами, метод проектов показывает путь соединения теории с практикой. Внимание российских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века, то есть эти идеи возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания; позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В следствие чего, в 1931 году в известном постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" этот метод был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике, хотя в зарубежной педагогике он развивался активно и весьма успешно. Сегодня мы возвращаемся к нему в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в активного субъекта процесса обучения, полагая, что технология проектирования является одним из вариантов организации процесса продуктивного обучения.
Прежде всего, метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Поэтому всегда нужна проектная идея, а также совокупность целей и задач, которые необходимо решить в короткий промежуток времени для реализации идеи. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Метод проектов можно применять как в студенческой группе, обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы обучающихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций. Современный проект обучащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исследовательский проект может быть по содержанию: - монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), - межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история искусств, литература и др.), - надпредметным (например, "Дом, в котором я хочу жить"). Такие проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: - аргументация актуальности принятой для исследования темы, - определение проблемы исследования, - определение предмета и объекта, - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, - источников информации, - определение методологии исследования, - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, - определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, - обсужден неполученных результатов, - выводы, - оформление результатов исследования, - обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному логикой, принятой группой и интересами участников проекта. Планируемые результаты и формы их представления: видеофильм, драматическая постановка, игра, шоу-праздник, фестиваль, экспедиция, арт-мастерская и т.д. Оформление результатов творческого проекта: сценарий, планов, опорных конспектов статей, репортажи и комментарии, дизайна журналов, альбомов, серия творческих работ, картина и т.д. Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структуратакого проекта обозначается следующим образом: - цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и зарубежных партнеров, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, тезисы, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.д.).
Структура информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью: - предмет информационного поиска; - определение этапов с обозначением промежуточных результатов; - аналитическая работа над собранными фактами; -выводы; - корректировка первоначального направления (по требованию); - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям; - анализ новых фактов; -обобщение; - выводы; - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка). Практические проекты (практико-ориентированные) отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способах их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Определение целей и темы проекта. Выбор темы -очень важный и трудный этап. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Определив для себя область исследования, и сформулировав проблему, следуег конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта: Выбирая тему, необходимо помнить следующее: 1. Эта тема должна быть вам действительно интересна. 2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение. 3. Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе. 2.Представление темы проекта: готовя представление, то есть краткую информацию о выбранной теме, необходимо сделать так называемый "профиль темы". Для этого целесообразно продумать ответы на следующие вопросы: 1. Какова сфера вашего исследования? 2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить? 3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы? 4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования? 5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем? 6. С кем вы собираетесь работать над проектом ? 7. Какая помощь вам потребуется? Деятельность обучащихся: обсуждают предмет с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию (по необходимости формируют рабочие группы). Деятельность педагога: знакомит со смыслом проектного подхода, объясняет цели, мотивирует обучающихся. 3.Планирование: Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, при необходимости распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата. Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха, устанавливают план действий. Деятельность педагога: помогает в анализе и синтезе, предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает. 4.Принятие решений: Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. Цель информационного поиска- быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта. Для организации поиска: определяется сфера интересов, формулируется проблема, составляется список возможных вопросов и ключевых слов, которые связаны с данной проблемой, определяются виды изданий, в которых может быть достоверная информация по данной проблеме. В результате ознакомления с литературой составляется картотека или список полезных публикационных источников. На основе изучения источников, составляется "банк идей" по разрешению проблемы. Деятельность обучающихся: работают с информацией, проводят исследование, решают промежуточные задачи. Деятельность педагога: наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью. 5.Выполнение: Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Деятельность обучащихся: анализируют информацию, оформляют проект. Деятельность педагога: наблюдает, советует (по просьбе). 6.Оценка результатов: Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Деятельность обучащихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, анализируют информацию. Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа (если необходимо), советует. 7.Защита проекта: Подготовка возможных форм представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита, оценка, письменный отчет Деятельность обучащихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке путем обсуждения результатов, Деятельность педагога: участвует в коллективной анализе и оценке результатов проекта, оценивая усилия учащихся, креативность, качество использования источников. КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ. При использовании метода проектов существуют два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения в процесс "добывания знаний" и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора так и результаты собственной деятельности. Именно эта составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом и т.д., то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают. Вторая составляющая оценки результата - это собственно та видимая часть "айсберга", которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Если проект выполнен плохо, повторять его просто невозможно, но оставлять такой пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, а текущий заменить дифференцированным зачетом с оценкой. Избежать таких результатов можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, "открытые" консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации. Существует множество подходов к оценке проектов. Наиболее удобной считают рейтинговую оценку.
Критерии оформления и выполнения проекта: 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость. 5. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. Критерии защиты: 1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность. 2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи. 3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. 5. Деловые и волевые качества: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |