Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды




 

Задачами международного сотрудничества в области природоохранной деятельности являются решения проблем соотношения правового регулирования экономики разных стран, воздействия человеческого общества на окружающую среду в целом и взаимовлияния экологии, права и экономики, а также вопросы организации рационального природопользования с применением рыночных рычагов воздействия и приведения экологических стандарте разных стран к единообразию.

Обмен между государствами включает в себя большой комплекс экологически значимых товаров — добывание, продажа транспортировка и вывоз охотничьих, в том числе пушных, трофеев, экспонатов и коллекций редких животных и растений; пере качка нефти, производимых из нее продуктов, газа, иного углеводородного сырья; экспорт лесоматериалов; импорт продовольствия; ввоз технологий, промышленной продукции, химических веществ, а также радиоактивных отходов для переработки. Между народные стандарты качества распространяются и на услуги эко логического характера — сертификацию лесной и иной экологической продукции, внедрение экологического аудита, добровольное и обязательное страхование экологических рисков, иные формы экологического предпринимательства. Кроме этого, в сферу взаимодейетвия стран в области экологии входят стихийные перемещения природных объектов и транснациональные загрязнения.

Управление и контроль на глобальном региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды на основе общепризнанных критериев и параметров являются международными принципами, которые принимаются большинством государств, а это подразумевает заключение не только межрегиональных и двусторонних, но и многосторонних международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды при организации и осуществлении природопользования.

Соглашения условно можно классифицировать по тематике, дающей представление об уровне и масштабах глобализации, о на правлениях международного экологического сотрудничества:

• вопросы создания международных экологических организаций (всего 40) (Всемирная метеорологическая организация (1950 г.) Международный фонд по компенсациям за причиненный загрязнениями нефтью ущерб (1994 г.));

• охрана отдельных природных ресурсов (39) — охрана все мирного культурного и природного наследия (1972 г.), международная торговля видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния (1979 г.), сохранение биологического разнообразия (1992 г.); охрана ресурсов Мирового океана: о регулировании размеров ячеек рыболовных сетей и пределов размеров рыб (1953 г.), о рыболовстве в водах Черного моря (1959 г.), в Северо-Западной Атлантике (1978 г.), Балтийского моря (1973 г.), Средиземного моря (1976 и 1980 гг, о предотвращении загрязнений сбросами с судов (1973, 1988 и 1992 гг);

• вопросы радиационной безопасности (13) —о защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.), о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) и др.

Международными соглашениями охватывается решение проблем, связанных с использованием транспортных средств (16), Антарктики (5), космоса (4), военным использованием и уничтожением неядерного оружия массового поражения (4).

Глобальный характер экологии приводит к созданию глобальных наднациональных экологических органов управления — международные органы по охране китов, морских котиков, белых медведей и других исчезающих видов животных, а также растений. Координация деятельности государств по установлению квот нефте- и газодобычи и минимальных цен на углеводородное сырье осуществляется ОПЕК. Проводится обмен технологиями в области использования энергии солнца, ветра, морских приливов; согласование мер поиска, обработки, транспортировки, охраны и продажи алмазов, платины, палладия, золота и других драгоценных металлов; формирование системы ограничений вредных выбросов в атмосферу, наблюдения за выбросами, взимания платы за излишки загрязнений, допущенные после 1990 г. и подписания Киотского протокола. Сформирован в рамках стран единой Европы Европейский экологический арбитражный суд, европейская экологическая комиссия и другие органы экологического взаимодействия.

Документом глобального партнерства между государствами, который имеет своей целью заключение международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,- является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро на всемирной конференции «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.). Здесь же были приняты заявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов; конвенция о биологическом разнообразии; конвенция об изменении климата.

Для развития информационного сотрудничества в области гармонизации измерений, согласованного сбора и обмена экологической информацией на международном уровне и интеграции в международные системы мониторинга создаются сети национальных центров информации о состоянии окружающей среды Глобального экологического мониторинга Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), учитывая и соблюдая международные стандарты.

 

Заключение

 

Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле — будь то человек или микроорганизм — совершенствовать наш общий дом — биосферу. Задача человека разумного, заключается в том, чтобы не подрывать естественные основы своего существования, не мешать прогрессивным процессам в биосфере, растрачивая на это все возрастающее количество энергии, а постараться разобраться в законах и правилах, движущих этими процессами, и согласовать с ними свои цели и действия.

 

Литература

 

1. Андреева Т.А. – Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 148 с.

2. Аспиз М.Е. – Энциклопедический словарь юного биолога – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.: ил.

3. Батуев А.С. – Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 668 с.: ил.

4. Володин В.А. – Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. – Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

6. Хотунцев Ю.Л. – Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (в редакции 1992, 1993 гг.). а также Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 80-ФЗ.
Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
• рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
• соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
• гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
• международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(Принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
(действующая редакция: часть статей)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;
вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.
4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
• ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• независимость контроля в области охраны окружающей среды;
• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
• допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
• обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
• обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
• сохранение биологического разнообразия;
• обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
• запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
• соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
• международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.


Всемирная стратегия охраны природы

Стратегия устойчивого развития. В 1991 г. была принята Всемирная стратегия охраны природы. Этот документ получил название: «Забота о Земле — стратегия устойчивого существования».[ ...]

О.п. к середине XX в. выросла в глобальную проблему в связи с быстрым развитием промышленности, ростом городов, населения и др. факторами, которые резко усилили воздействие человека на природу, сделали очевидной опасность истощения природных ресурсов, необратимого загрязнения окружающей природной среды и биосферы в целом. В связи с этим возникли международные организации и проекты (МСОГТ, ЮНЕП, «Человек и биосфера», «Всемирная стратегия охраны природы» и др.), подписаны многочисленные международные конвенции и соглашения (см. раздел 4), призванные разрабатывать и координировать совместные действия государств по О.п. См. также Природо-охранник.[ ...]

Во всемирной стратегии охраны природы наряду с вышеуказанными сформулированы и другие, не менее важные, принципы устойчивого экологического развития: уважение и забота обо всем сущем на Земле; повышение качества жизни; повышение жизнеспособности и разнообразия экосистем; предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов; развитие в пределах потенциальной емкости экосистем; изменение сознания человека и стереотипов его поведения; поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания; выработка национальной концепции интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды; достижение единства действий на мировом уровне.[ ...]

ВСОП — Всемирная стратегия охраны природы (World Conservation Strategy — WCS).[ ...]

В принятой ООН «Всемирной стратегии охраны природы», в частности, записано: «Мы не унаследовали Землю наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей». Поэтому именно принцип не брать «взаймы у потомков» должен стать определяющим при принятии всех без исключения решений по вопросам использования природных ресурсов.[ ...]

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) включает правительства, неправительственные организации, ученых и других специалистов по охране природы, объединившихся с целью оказания содействия охране и рациональному использованию биологических ресурсов. Эта организация осуществляет контроль за состоянием экосистем и видов во всем мире; планирует деятельность по охране природы как на планетарном уровне - посредством Всемирной стратегии охраны природы, так и на национальном (сейчас в различной стадии разработки находится примерно 50 национальных стратегий охраны природы; наиболее совершенной из них признана стратегия Пакистана, утвердившего в 1992 г. национальный план по окружающей среде и развитию); содействует деятельности, осуществляемой правительством, межправительственными и неправительственными организациями; предоставляет помощь и консультации, необходимые для такой деятельности [105].[ ...]

Ефремов Ю.К., Хозин Г.С. Всемирная стратегия охраны природы. М.: Знание, 1981. 48 с.[ ...]

Важнейшим документом является «Всемирная стратегия охраны природы», принятая 5 марта 1980 г. Он подготовлен и курируется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) и другими международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.[ ...]

МСОП при поддержке ЮНЕП и содействии Всемирного фонда охраны дикой природы разработал всемирную стратегию охраны природы, представляющую собой долгосрочную программу мероприятий, направленных на поддержание структуры и энергетики биосферы, которые обеспечили бы оптимальные условия для существования и развития человечества.[ ...]

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области. Цель Всемирной стратегии - способствовать достижению стабильного экономического развития путем сохранения природных ресурсов [38, 40].[ ...]

Идея развития устойчивого общества впервые была озвучена в конце 1970-х гг. во Всемирной стратегии охраны природы. Суть концепции: осознание неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды, т. е. при здоровой социально-экономической среде может быть и здоровая окружающая среда.[ ...]

К источникам рекомендательного права относятся Стокгольмская декларация по окружающей человека среде (1972), Всемирная стратегия охраны природы (1980), Всемирная хартия природы (1982), декларация по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и многие резолюции международных организаций и конференций.[ ...]

ВРЕМЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ — время перехода в новую обл. локального равновесия в результате неравновесного процесса «появления-отмирания» (смены) видов (миллионы лет) [76]. ВСЕМИРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ — международный документ, разработанный в 1980 г. Международным союзом охраны природы (МСОП) при поддержке ЮНЕП. Направлен на управление использованием человечеством биосферы, экосистем и видов таким образом, чтобы они могли приносить устойчивую пользу настоящему поколению и в то же время сохранили свой потенциал, чтобы соответствовать нуждам и стремлениям будущих поколений. См. также Устойчивое развитие.[ ...]

Переход от промысла к воспроизводству - ближайшая перспектива лесного хозяйства. Ресурсы лесного промысла будут практически исчерпаны в 2000 г. (вырубка лесов, как констатировано во «Всемирной стратегии охраны природы», идет со скоростью 20 га в минуту и в мировом масштабе превышает прирост древесины в 18 раз). Лесистость планеты будет снижаться еще в течение нескольких лет со скоростью около 1% в год и станет критической при мировой площади лесов около 20% от территории суши. После этого люди начнут усиленно растить леса не только для отдыха и получения древесины, но и «на кислород», ресурсы которого, хотя и далеки от исчерпания, но тают на глазах.[ ...]

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.[ ...]

Вопросы защиты окружающей среды (земли, воды, леса, атмосферного воздуха, животного мира) не определяются масштабами только одной страны. В принятом 14-й Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) важном документе-«Всемирной стратегии охраны природы» отмечено: «Каждая нация и каждый район мира должны публично на самом высоком уровне заявить о принятии обязательств по охране природы. В идеале обязательства по охране природы должны быть включены в национальную конституцию страны».[ ...]

В 1977 г. на Первой межправительственной конференции принята Тбилисская декларация, в которой даны рекомендации по развитию образования в области окружающей среды на национальном, региональном и международном уровнях. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) объявил в 1980 г. Всемирную стратегию охраны природы (ВСОП), которая провозглашается как система рациональных методов управления деятельностью человека по использованию ресурсов биосферы.[ ...]

Основными направлениями деятельности МСОП являются: подготовка и созыв совещаний, конференций; разрабо. а международных программ, подготовка международных конвенций и рекомендаций. МСОП выпустил Международную Красную книгу (в о томах); разработал и принял ряд официальных документов - Всемирная стратегия охраны природы, Хартия охраны природы и т.д. На XVI Генеральной ассамблее МСОП (Ашхабад, 1978) и были приняты вышеуказанные документы, в частности во “Всемирной стратегии” сформулированы основные требования по охране природы, даны рекомендации по их выполнению, определены природные экосистемы планеты, испытывающие настолько сильную “нагрузку” со стороны хозяйственной деятельности человека, что по отношению к ним необходимо принимать срочные меры по их оптимизации и охране.[ ...]

Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения и рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы (в частности, изданы: Всемирная стратегия охраны природы и забота о земле).[ ...]

Судьба редких видов животных волнует людей уже давно, примерно с конца прошлого века. Однако по-настоящему отчетливо эта тема зазвучала только в середине XX столетия, после публикации ряда книг, посвященных выявлению редких видов, анализу причин об<




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)