Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. Экология - научная основа выживания человечества. Глобальные экологические проблемы




Рабочая программа

Учебной дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

 

по специальности 330400 “Пожарная безопасность”

 

 

 

Санкт-Петербург

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

 

В.С. Артамонов

«________»______________________200__ г.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ЭКОЛОГИЯ

 

по специальности 330400 “Пожарная безопасность”

 

 

Санкт-Петербург

 

Вакуленко С.В., Кожевникова Н.Ю., Панфилова Л.Н. Экология:Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 330400 “Пожарная безопасность” / Под общей редакцией В.С. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2004. 15с.

 

Учебная программа по дисциплине «Экология» составлена в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Предназначена для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальности 330400 «Пожарная безопасность» Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России.



 

 

Рецензенты:

Ивахнюк Г.К., заведующий кафедрой «Инженерная защита окружающей среды» СПбТИ (технический университет) доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ.

Родионов В.А., начальник кафедры химии и процессов горения СПб института ГПС МЧС России кандидат технических наук, доцент

 

 

Одобрена Ученым Советом Санкт-Петербургского института ГПС МЧС РФ,

протокол № 1 от 29.01.2003 г.

 

 

Ó Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В третьем тысячелетии человечество вступило в эру существования, для которого характерно то, что мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания стала соизмеримой с природными силами планеты. Современные масштабы и темпы развития производительных сил, максимально использующих природные ресурсы во всем мире, увеличение энергонасыщенности производств, синтезирование и использование постоянно увеличивающегося количества новых материалов приводит к возрастанию давления на окружающую среду. Нарастающие негативные изменения в биосфере в большой мере связаны с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, в том числе с пожарами. И чем дальше, тем отчетливее видно, что нельзя разделять два понятия: экология и пожарная безопасность.

С целью повышения профессиональной экологической подготовки специалистов установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования. В рамках специальности 330400 «Пожарная безопасность» цель курса «Экология» заключается в формировании у обучаемых экологического мировоззрения и способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы с учетом знаний, умений и навыков, которые они приобретают при изучении общественных, общетехнических и специальных дисциплин.

Основными задачами курса являются:

· ознакомление слушателей с основными понятиями экологии;

· изучение нормативно-правовых основ экологического законодательства;

· изучение проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· изучение основ экономики природопользования;

· ознакомление с методами анализа ущерба от загрязнения природной среды в результате чрезвычайных ситуаций и последствий их ликвидации;

· ознакомление с методами прогнозирования и оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций для окружающей среды;

· совершенствование деятельности государственной противопожарной службы, направленной на снижение загрязнения окружающей среды от пожаров, эксплуатации пожарной техники, применения огнетушащих веществ.

 

В результате изучения дисциплины слушатели должны

знать:

· основные положения экологии как научной основы охраны окружающей среды;

· механизм загрязнения и основные методы контроля уровня загрязнения окружающей среды;

· нормативно-правовые основы охраны окружающей среды;

· экологические последствия процессов и явлений, происходящих при чрезвычайных ситуациях;

· способы снижения риска негативного воздействия на окружающую среду при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· формы и методы проведения мероприятий сотрудниками МЧС по охране окружающей среды;

· основы экономики природопользования, методику расчета эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды от пожаров, и других чрезвычайных ситуаций.

уметь:

· применять основные положения экологической науки в деятельности пожарной охраны;

· использовать правовые нормативы и документы в области экологической безопасности;

· оценивать степень загрязнения окружающей среды в результате пожаров, эксплуатации пожарной техники, применения огнетушащих веществ при тушении пожаров;

· использовать возможности пожарной охраны по защите окружающей среды;

иметь представление:

· о глобальных экологических проблемах планеты Земля;

· о функциях, методах работы и взаимодействии государственных органов по контролю за состоянием окружающей среды;

· об основных направлениях экологических исследований по охране окружающей среды.

Организационными формами изучения курса являются лекции, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа.

При проведении занятий используются технические средства обучения, наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

По очной форме обучения предусматривается 54 часа аудиторных занятий (лекции - 14 часов, практические занятия - 26 часов, семинары – 10 часов, зачет -4 часа) и 38 часов самостоятельной работы.

По заочной форме обучения (4 года) предусматривается 10 часов аудиторных занятий (лекции – 4 часа, практических занятий – 2 часа, зачет - 4 часа) и 82 часа самостоятельной работы;

По заочной форме обучения (6 лет) предусматривается 18 часов аудиторных занятий (лекции – 8 часов, практических занятий – 6 часов, зачет - 4 часа) и 74 часа самостоятельной работы;

Для закрепления полученных знаний предусматривается написание обучаемыми реферата по тематике курса с привязкой к деятельности МЧС.

Слушатели и студенты заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу в форме реферата.

Итоговой формой контроля и заключительным этапом изучения курса «Экология» является сдача обучаемыми зачета.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1

по курсу «Экология» для курсантов, студентов и слушателей очной формы обучения

 

  № пп   Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы
Лекции Семинары Практические Другие
1. Экология - научная основа выживания человечества. Глобальные экологические проблемы.       Схемы, графопроектор Физика т. 1-8 Химия т. 6-9 Философия т.1
2. Основы общей экологии.   Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон Физика т. 1 Химия т. 6
3. Загрязнение окружающей среды. Экологический мониторинг.     Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон, приборы контроля загрязнения окруж. среды Химия, т.20,21. Физика т.23
4. Воздействие на окружающую среду чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.     Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон Химия, т.20,21. Физика т.23
5. Экология и здоровье человека.       Стенды, схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон Первая мед. помощь т.1-3
6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Экозащитная техника и технологии   Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон Философия т.1,6
7. Экономико-правовые основы природопользования. Профессиональная ответственность.   Схемы, графопроектор Экономика т.1-5,9 Правоведение т.1,6,7
8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.       Схемы, графопроектор Правоведение т.9
  Зачёт            
  Всего по курсу    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2

по курсу «Экология» для студентов и слушателей заочной формы обучения (4 года)

 

  № пп   Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы
Лекции Семинары Практические Другие
1. Экология - научная основа выживания человечества. Глобальные экологические проблемы.           Физика т. 1-8 Химия т. 6-9 Философия т.1
2. Основы общей экологии.       Схемы, графопроектор Физика т. 1 Химия т. 6
3. Загрязнение окружающей среды. Экологический мониторинг.       Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон, приборы контроля загрязнения окруж. среды Химия, т.20,21. Физика т.23
4. Воздействие на окружающую среду чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.           Химия, т.20,21. Физика т.23
5. Экология и здоровье человека.           Первая мед. помощь т.1-3
6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Экозащитная техника и технологии       Схемы, графопроектор, Философия т.1,6
7. Экономико-правовые основы природопользования. Профессиональная ответственность.           Экономика т.1-5,9 Правоведение т.1,6,7
8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.           Правоведение т.9
  Зачёт            
  Всего по курсу      


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №3

по курсу «Экология» для студентов и слушателей заочной формы обучения (6 лет)

 

  № пп   Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Виды используемых ТСО, наглядных пособий, аудио-видео установок Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы
Лекции Семинары Практические Другие
1. Экология - научная основа выживания человечества. Глобальные экологические проблемы.       Схемы, графопроектор Физика т. 1-8 Химия т. 6-9 Философия т.1
2. Основы общей экологии.       Схемы, графопроектор Физика т. 1 Химия т. 6
3. Загрязнение окружающей среды. Экологический мониторинг.       Схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон, приборы контроля загрязнения окруж. среды Химия, т.20,21. Физика т.23
4. Воздействие на окружающую среду чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.       Схемы, графопроектор, Химия, т.20,21. Физика т.23
5. Экология и здоровье человека.       Стенды, схемы, графопроектор, телевизор, в/магнитофон Первая мед. помощь т.1-3
6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Экозащитная техника и технологии       Схемы, графопроектор Философия т.1,6
7. Экономико-правовые основы природопользования. Профессиональная ответственность.           Экономика т.1-5,9 Правоведение т.1,6,7
8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.       Схемы, графопроектор Правоведение т.9
  Зачёт            
  Всего по курсу      

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Экология - научная основа выживания человечества. Глобальные экологические проблемы.

История становления экологии как науки. Введение термина "Экология" Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, взаимодействия биоты и косного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы, их биотическая регуляция. Влияние человека на природу в условиях научно-технического прогресса. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Влияние окружающей среды на человека. Экологический кризис. Связь состояния природной среды с социальными процессами. Значение экологического образования и воспитания. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе. Экологическое мировоззрение. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Государственные меры по охране окружающей среды. Экология как теоретическая основа охраны окружающей среды.

Классификация основных групп глобальных проблем. Продовольственные, водные, энергетические и ископаемые ресурсы Земли. Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду. Загрязнение атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, разрушение озонового слоя. Загрязнение гидросферы. Проблема питьевой воды на Земле. Уничтожение лесов, сокращение биоразнообразия, разрушение почвенного покрова Земли, опустынивание. Проблема отходов.

Значение экологии в деятельности пожарной охраны.

Самостоятельная работа. Детальное изучение темы с использованием материалов лекции и учебной литературы.

 

Учебная литература.

Основная: [7]

Дополнительная: [1],[4],[14],[17]

Нормативные правовые акты: [1],[2],[5],[7],[13],[15]

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)