Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки главных институтов общества



2015-11-23 607 Обсуждений (0)
Признаки главных институтов общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальные институты

 

Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) потребностей определяется в социологии как «институционализация». Ее результатом является формирование социальных институтов.

Термин социальный институт впервые был предложен английским философом и социологом Г. Спенсером. Он описал 6 типов социальных институтов:

Институт родства (различные виды брака, семьи, домашние отношения);

Обрядовые институты (понятие обряда, приветствия, формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда);

Политические учреждения (политические организации, политические главы: вожди, короли, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления и т.д.);

Церковные учреждения (церковь, церковная иерархия, отношения церкви и государства);

Профессиональные образования (деятельность представителей отдельных профессий – врачи, танцоры, музыканты, ораторы, поэты, актеры, драматурги, биографы, историки, судьи, ученые, философы и т.д.);

Промышленные учреждения (экономические институты).

Современные социологи под социальными институтами понимают социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы.

Можно выделить несколько этапов, присущих становлению социальных институтов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2.Формирование общих целей.

3.Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4.Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5.Признание общественной значимости норм и правил, процедур, их практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения, создание механизма социального контроля.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итогом процесса институционализации (а процесс этот может занимать не одно десятилетие) принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность (это его основное предназначение). Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позором. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями.

Выделяют пять фундаментальных потребностей, которые в большей или меньшей степени присутствуют в человеке.

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты: государство, юстиция).

3. Потребность в добывании средств к существованию и распределении ресурсов в обществе (экономические институты: собственность, рынок, торговля, производство).

4. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (социально-культурные институты: образования, науки, культуры).

5. Потребность в решении духовных проблем (институт религии).

Таким образом, виды социальных институтов выделяют в соответствии с основными сферами или структурными составляющими общественной жизни (экономика, политика, право, культура, религия, семья и т.д.).

Кроме фундаментальных институтов существует ряд неглавных (неосновных) институтов. Так, например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг. Институт религии включает в себя институты безбрачия, крещения, монашества, епископата. Среди неглавных политических институтов можно видеть институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, судебной власти, президентства. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу. Например, институт собственности призван удовлетворять склонность человека в соперничестве. Институт торговли обеспечивает задачу обмена продуктами труда.

Успешная деятельность социальных институтов во многом зависит от реализации определенной совокупности условий:

наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой — позволяет осуществить социальный контроль над институционализационными типами деятельности;

наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Первое условие подчеркивает необходимость соответствия социального статуса работников как персонифицированных элементов определенных социальных отношений (экономических, политических, религиозных и т.п.) нормам, правилам и образцам поведения определенного социального института. Данное условие связывает процесс институционализации с жесткими требованиями исторического процесса разделения труда, являющегося основой упорядочения разносторонних потребностей и интересов различных социальных групп в развитии общества. Без четкого разделения труда, специализации и набора соответствующих ролевых предписаний, которые подкрепляются ожиданиями со стороны окружающих людей, ни одна социальная система не сможет нормально функционировать.

Второе условие во многом носит идеологический характер. Чтобы стать официальным (признанным, оформленным), социальный институт должен подчинить свою деятельность интересам развития общества в целом. Если общество (в лице его формальных политических институтов) не признает функции и интересы данного социального института соответствующими интересам общества в целом, то такой социальный институт попадает в разряд неформальных. Например, в нашей стране в результате политического забегания вперед был отменен социальный институт частного права, который долгое время существовал нелегально. Результатом такой политики стало развитие так называемой «теневой экономики», которую государство не смогло удержать под контролем, и вынуждено было легализовать.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретные функции. Например, социальный институт образования представляет собой совокупность лиц (педагоги, учащиеся), учреждений (школы, лицеи, гимназии, университеты), материальных средств (оснащение учебных заведений). Стандарты поведения воплощаются в соответствующих социальных ролях (учитель, ученик).

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, инсти­туты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки.

Во-первых, это установки и образцы поведения.

Во-вторых — культурные символы. Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ. Для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или буддийская ступа, для института брака — обручальные кольца и т.д. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебные марши используются в целях формирования образа социального института. Символами институтов могут быть также здания, например кафедральный собор или королевский дворец.

В-третьих, социальные институты обладают утилитарными культурными чертами.

Четвертым признаком институтов являются устные или письменные кодексы поведения. Люди, включенные вдеятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа у врачей. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Кодекс не будет выполняться, если правила и нормы искусственно придуманы, оторваны от реальной жизни и если не существует наказания за его нарушение. Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены.

Наконец, пятым признаком социальных институтов является наличие идеологии. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Признаки главных институтов общества

 

Семья | Государство Бизнес | Образование Религия
  1. Установки и образцы поведения
Привязанность Послушание Производительность Любовь к знаниям Почтительность
Лояльность Лояльность Экономичность Посещаемость Лояльность
Ответственность Субординация Производство   Поклонение
Уважение   Прибыли    
2. Символические культурные признаки
Обручальн. кольцо Флаг, Герб Фабричная марка Школьная эмблема Крест, Иконы
Брачный ритуал Национальный гимн Патентный знак Школьные песни Святыни, Гимн
3. Утилитарные культурные черты  
Дом Общественные Магазин, фабрика Классы Церковные
Квартира здания Оборудование Библиотеки здания
Мебель Общественные работы Бланки и формы Стадионы Церковный реквизит
  Бланки и формы     Литература
4. Кодекс устный и письменный    
Семейные Конституция Контракты Правила Вера
запреты и Законы Лицензии учащихся Церковные
допущения       запреты
5. Идеология  
Романтическая любовь Государственное право Монополии Академическая свобода Православие
Совместимость Демократия Свободная торговля Прогрессивное Баптизм
Индивидуализм Национализм Право на труд образование Протестантизм
      Равенство при обучении  

Например, подростковое отклоняющееся поведение является проблемой во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих базовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником — как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования — как результат ошибок в системе школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и внушению лояльности по отношению к институциональным нормам.

Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают (экономика, политика, культура, религия, право, семья), выполняют общие институциональные функции. В социологии принято выделять явные (исторически признанные, четко выделяемые и легко распознаваемые функции) и латентные (скрытые, официально не признанные) функции.

В самом общем виде любой социальный институт нацелен на удовлетворение социальных потребностей индивидов. Способы и пути достижения этой цели и составляют явные функции социальных институтов.

1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений

Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответствующими документами. Следование данным правилам обеспечивает в обществе стабильность и возможность развития индивида как личности. Институты права через систему правовых норм ограничивают возможность девиантного (отклоняющегося) поведения индивидов. Разрушение институтов права, как правило, приводит к хаосу и неопределенности, подрыву деятельности других социальных институтов и падению нравов. Следствием данного социального явления может быть или восстановление старых правовых норм и ценностей, или возникновение, закрепление и воспроизводство новых.

2. Коммуникативная функция

Данная функция необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи, всех его частей.

Информация, произведенная в институте должна распространяться внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику – это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (СМИ), другие имеют очень ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные учреждения), другие пассивно (издательства).

3. Интегративная функция (функция сохранения целостности социального института)

Данная функция направлена на обеспечение в ходе институциализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Интеграция людей в социальном институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Функция интеграции состоит из трех основных элементов:

1)консолидация, или совмещение, усилий;

2)мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей;

3)совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.

4. Регулятивная функция

Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения (общественный идеал), является институт культуры. От того, какой идеал культивируется данным институтом (через систему образования и воспитания, театры, кино, книги, СМИ), во многом зависит нравственное здоровье общества. Пропаганда современными институтами культуры сцен насилия, ужасов и откровенного секса ведет к разрушению еще нетвердых моральных принципов подрастающего поколения.

5. Транслирующая функция

Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Н-р, родители, воспитывая ребенка, стремиться ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются сами. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.

Наряду с явными, устоявшимися, легко вычленяемыми функциями, выделяют также латентные функции. В основном это функции, проявляющиеся в процессе институциопализации, но не ставшие основополагающими для данного процесса; это результаты деятельности институтов, не запланированные заранее, которые тем не менее могут иметь большое значение для общества.

Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради веры оставляют работу, семью, свое социальное положение. Религиозные фанатики начинают гонения на иноверцев, что может привести к крупным социальным конфликтам на религиозной почве.

Наиболее наглядно существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный кадиллак потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Веблен делает вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Важность выявления и изучения латентных функций различных социальных институтов заключается в том, чтобы вовремя поддержать их, если они помогают развитию социальной системы, или взять под контроль в случае негативных последствий их деятельности для существования системы в целом.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 



2015-11-23 607 Обсуждений (0)
Признаки главных институтов общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки главных институтов общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)