Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок монополистической конкуренции



2015-11-23 1201 Обсуждений (0)
Рынок монополистической конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рыночная структура, при которой множество фирм отрасли, выпускающих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, то есть имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмы невелик, то контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора.

Примеров монополистической конкуренции немало – это рынки стиральных порошков, безалкогольных напитков, зубной пасты, обуви, одежды и т.д. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции – это неценовые методы, то есть товарные знаки, реклама и прочие способы, подчеркивающие отличия товара. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Этим она имеет сходства с монопольным рынком, кроме того, кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, но при этом эластичная. Факторами эластичности спроса являются число конкурентов и степень дифференциации продукта. Дифференцировать товар – значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии: она может устанавливать цену и за счет этого получать дополнительную прибыль в связи с привязанностью покупателя к особым характеристикам товара фирмы.

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. При этом процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевого уровня. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: в долгосрочном периоде фирмы не получают ни прибыли, ни убытков.

Издержки производства на рынке монополистической конкуренции выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

 

Олигопольный рынок.

Олигополия (oligopoly) – это тип отраслевого рынка несовершенной конкуренции, в котором большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Этот тип рыночной структуры является одним из самых распространенных в экономике. К нему относятся автомобильная, авиационная, металлургическая, судостроительная, химическая и многие другие отрасли.

Характерными чертами олигополии являются следующие:

1) Продукт, производимый фирмами, может быть однородным или дифференцированным. Так, сталь, цветные металлы, цемент выпускаются по ограниченной номенклатуре (т.е. под определенными марками) и являются стандартными или однородными товарами. Потребительские товары, наоборот, обычно широко диверсифицированы (например, автомобили, бытовая техника).

2) В отрасли доминирует несколько фирм. Доминирующие фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой. Следствием этого является то, что кривая спроса олигополистической фирмы имеет отрицательный наклон. Однако в момент принятия решения о цене и объеме выпуска фирма не знает функцию спроса на свою продукцию и, следовательно, не знает предельной выручки.

3) Условия входа в олигополистическую отрасль могут быть разными – от совершенно свободного входа до полного его блокирования. Немногочисленность фирм в отрасли может быть обусловлена:

· возрастающей отдачей от масштаба деятельности, ведущей к сокращению издержек по мере увеличения объема производства, в результате чего экономически эффективными являются только крупные фирмы. Особенностью такого типа технологии являются низкие средние издержки, которые достигаются при значительном объеме производства. Это служит барьером для вступления в отрасль новых конкурентов.

· слиянием либо сговором между фирмами, действующими в отрасли, для усиления рыночной власти или снижения средних издержек.

· наличием барьеров институционально-правового характера. Эти барьеры связаны с государственной политикой, предоставляющей ограниченному числу фирм исключительные права на деятельность в данной отрасли, таможенными ограничениями, правом исключительной собственности на какой-либо ресурс и т.д.

· абсолютными преимуществами в затратах у действующих фирм перед входящими (так называемое преимущество первого хода). Это означает, что уже укоренившиеся в отрасли фирмы несут меньшие затраты, чем фирмы-новички при любых объемах выпуска. Такое положение может быть следствием накопления действующими фирмами производственного и коммерческого опыта (так называемый эффект обучения), либо успешно налаженной ими вертикальной интеграцией, позволяющей получать необходимые ресурсы по пониженным тарифам.

· дифференциацией продукта и рекламой. В результате этого новичкам приходится предлагать потребителям всю гамму однородных товаров, что бывает непросто, а кроме того старожилы отрасли пользуются, как правило, определенным кредитом доверия у покупателей.

Главной отличительной чертой олигополистического рынка является стратегическое поведение каждой фирмы, которое предполагает учет фирмой ответной реакции конкурентов на изменение цены или объема выпуска. Во всех остальных моделях рынка фирмы ориентируются в своих действиях на рыночный спрос, который является своеобразным экраном действий всех конкурентов (если они есть) и потребителей. Совершенно конкурентная фирма не влияет на поведение других фирм. У чистой монополии нет конкурентов и нет такой проблемы. На рынке монополистической конкуренции фирмы практически не влияют на решения друг друга. При олигополии, напротив, каждая фирма в состоянии идентифицировать своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.

Фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, но способна воздействовать на нее, а значит и на положение других фирм. Отсюда вытекает стратегическое поведение олигополистических фирм, когда решения принимаются в расчете на ту или иную реакцию конкурентов. Сложность изучения олигополии заключается в отсутствии единой, приемлемой для всех ситуаций модели олигополистического поведения. Фирмы могут действовать согласованно (модель кооперативного поведения или кооперированная олигополия); вступать в сговор относительно цены и объемов производства (картельное соглашение); действовать независимо друг от друга, если они не имеют информации о возможных действиях своих конкурентов или не способны договориться (модель некооперативного поведения).

 



2015-11-23 1201 Обсуждений (0)
Рынок монополистической конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок монополистической конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)