Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и культурные нормы (элементы)



2015-11-23 1035 Обсуждений (0)
Структура и культурные нормы (элементы) 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура обладает определенной структурой, то есть элементы культурной системы (нормы, образцы, статусы, институты, организации, группы),находясь во взаимодействии друг с другом, образуют устойчивые связи. Благодаря им обеспечивается стабильность культуры и общества, их воспроизводство, трансляция культурного опыта.

Существуют разные основания вычленения элементов культуры. Наиболее распространены следующие три подхода.

1. По соотношению универсальных и специфических характеристик выделяются две области: обыденная и специализированная культура.

В специализированной культуре можно выделить три функциональных блока:

• культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

• социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

• каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).

В обыденной культуре существуют аналоги специализированной деятельности: организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль и нравственность; познавательному блоку — суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание; трансляционному блоку — передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п.[1]

2. С точки зрения характеристики уровня и особенностей развития культуры можно выделить следующие ее структурные элементы.

(1) Готовые продукты материальной и духовной деятельности людей (орудия труда, предметы быта, произведения изобразительного искусства, музыки и т.п.).

(2) Умения владеть продуктами материальной и духовной деятельности, способность использовать и потреблять их должным образом, практически пользоваться ими. Так, ручка для не умеющего писать человека не более чем палочка; для неграмотного человека книга — не более чем бумага; для человека, не имеющего навыков восприятия произведений живописи, картина — совокупность изображений и цветовых пятен. Чтобы владеть культурными достижениями, человек сам должен находиться на уровне этих достижений. Умения пользоваться культурными достижениями, владеть ими, иметь потребность в них являются результатом просветительской, образовательной, воспитательной деятельности общества и самого человека.

(3)Навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на рост культурных достижений. При отсутствии соответствующих навыков общество становится потребительским — оно использует достижения культуры, ничего не создавая взамен, или пользуется достижениями других культур. В таком случае, возникает угроза деградации культуры и зависимости общества от иных культур, обществ.

(4) Тип личности, отражающий данную ступень культурного развития общества. В этом смысле мы говорим: человек эпохи Возрождения, современный человек, имея в виду типичные для культуры соответствующей эпохи черты, воплотившиеся в личности. Так, личность современного россиянина, в общем, характеризуется неопределенностью ценностно-смысловых ориентации, неопределенностью самоидентификации, преобладанием материальных интересов.

(5) Язык — одни из важнейших элементов культуры, ее «душа», так как в языке выражены основные черты культуры того или иного народа, социума, личности. Благодаря языку культура сохраняется, транслируется, артикулирует (выражает) свои смыслы. Язык влияет на мышление, поведение, деятельность человека, группы, включая их в культурный контекст, обеспечивая понимание мира.

Языки классифицируются как естественные (русский, английский и т.п.), искусственные (научный язык, математические и логические символы, язык условных сигналов — дорожные знаки, азбука Морзе), вторичные языки — коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественным языком. Это языки мифа, религии, искусства.

Язык характеризует особенности культуры его носителя. Известный лингвист А. Вежбицкая, исследуя русский язык, обращает внимание на специфику русской культуры. Во-первых, она указывает на три уникальных понятия русской культуры — душа, судьба, тоска, которые постоянно возникают в повседневном речевом общении и к которым неоднократно возвращается русская литература. Во-вторых, она обращает внимание на то, что смысловая направленность культуры раскрывается в следующих признаках русского языка:

• эмоциональность — акцент на чувствах и их свободном изъявлении, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков (например, активные эмоциональные глаголы — радоваться, тосковать, грустить, гордиться);

• иррациональность — подчеркивание ограниченности логического мышления, человеческого знания и понимания, непостижимости и непредсказуемости жизни;

• неагентивность — ощущение, что людям неподвластна их собственная жизнь, склонность к пассивности, фатализму; недостаточная выделенность индивида как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося се достичь;

• любовь к морали — абсолютизация моральных измерений че­
ловеческой жизни, акцент на борьбе добра и зла, любовь к
крайним и категоричным моральным суждениям.[2]

3. С точки зрения способов и уровней бытия культуры можно выделить следующие ее элементы.

(1) Познавательный, знаково-символический элемент — это знание, сформулированное в определенных понятиях и представлениях и зафиксированное в языке. В понятиях представлены особенности освоения людьми мира, отношения к нему, друг к другу. Это понятия об объектах, материальных процессах, политические, правовые, религиозные и прочие понятия, составляющие мыслительно-идейное содержание культуры.

(2) Познавательно-ценностная система, включающая в себя знанияи убеждения, верования, ценности, ценностные установки, цели, идеалы, мотивы, нормы.

(3) Образцы поведения:

• обряды — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства;

• обычаи — воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются причиной для его членов. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов, или способов поведения в типичных жизненных ситуациях;

• традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Члены каждого общества так глубоко погружены в собственные верования и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Поэтическое выражение «обычай — деспот меж людей» достаточно емко отражает то обстоятельство, что люди сами создают такие культур­ные образцы, которым впоследствии подчиняются и которые при­нимают за само собой разумеющиеся. Когда культура указывает, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, т.е. такая, которая указывает на стандарты правильного повеления.

Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие? Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные общие шаблоны, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь: в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, отно­сящихся к этому действию.

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожи­даний, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура — это тщательно разра­ботанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следу­ют более или менее точно. Очевидно, что нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивы­ми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия со­вместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают удовлетворять потребностям членов общества, становятся неудобны­ми или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормо­зом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом ру­тины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появля­ются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привес­ти в соответствие с новыми условиями жизни.

Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если не­которые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные тради­ции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне бо­лезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразовання. Рассмотрим основные типы норм в поряд­ке повышения их общественной значимости.

Обычаи. Социальная жизнь человека всегда полна проблем:как при­способиться к окружающей действительности? как разделить плоды тя­желой или доброй судьбы? как соотнести себя с другимилюдьми? и др. Каждый старается сделать все возможное для решения этих проблем. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальныегруппы и общество в целом постепенно формируютнабор работоспособных об­разцов поведения, позволяющих их членам наилучшимобразом взаи­модействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Инди­виды, входящие в социальную группу, могут, например, есть один, два или более раз в день; делать это можно стоя (на светских раутах), ле­жа (как патриции времен Римской империи) или сидя по-турецки; есть можно всем вместе или отдельно, пальцами или вилкой, начать с вина и закончить рыбой или наоборот. На Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Насчи­тываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из ог­ромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые ра­ботоспособные и удобные. Путем проб и ошибок, под влиянием других групп и окружающей действительности социальная общность выбира­ет один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повсе­дневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культу­рой или обычаями.

Следовательно, обычаи — это просто привычные, нормальные, наи­более удобные и достаточно широко распространенные способы груп­повой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак — все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают привычные общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частич­но путем сознательного обучения. Каждое новое поколение выбира­ет из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. С детского возраста каждыйчеловек окружен множеством элемен­тов обыденнойкультуры. Поскольку он постоянно видит перед со­бой эти правила, они становятся для него единственно правильны­ми и приемлемыми. Ребенок усваивает ихи, становясь взрослым,от­носится к ним как ксамо собой разумеющемуся явлению, не заду­мываясь об их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест оз­начал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного об­щества или группы людей, при столкновении с обычаями и традиция­ми других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереаль­ными способами совершения действий. Так, мы, например, не пони­маем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Герма­нии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее прими­тивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.

Нравственные нормы.Некоторые обычаи, принятые в резуль­тате социальной практики в определенной группе или обществе в це­лом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные ин­тересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно исполь­зуем вилку и нож для еды — это небольшая оплошность, несущест­венная деталь, которая вызывает лишь кратковременное замешатель­ство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семей­ных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребен­ка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремится избегать подобных нарушений.

Таким образом, можно различать два типа обычаев: те образцы по­ведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости, и те, которым мы должны следовать, так как они считаются сущест­венными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно со­вершать, а что не должно, которые соединены с определенными обще­ственными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.

Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той со­циальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, раз­деляют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что, по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы нера­зумны. Например, может быть непонятно, почему в отдельных соци­альных группах существуют запреты на употребление в пищу мяса коров или свиней или не разрешается женщинам открывать на лю­дях лицо, лодыжки и запястья. Для многих обществ непонятны язы­ковые запреты, когда не разрешается использование некоторых слов (так называемых нецензурных). Такие нравственные нормы могут счи­таться очень важными для представителей данной группы или обще­ства и быть не известными другим культурам, в которых они не ка­жутся необходимыми для обеспечения группового благополучия. При этом необязательно, чтобы действия, запрещенные нравственны­ми нормами, были действительно вредными для общества. Если об­щество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это не­медленно находит отражение в появлении соответствующих нравст­венных норм. Нравственные нормы — это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого общества показывает, что нрав­ственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда что-то признается хорошей идеей или порядком. Они возникают по­степенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нор­мы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение долж­но быть обязательным). Согласно представлениям членов группы, оп­ределенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения групповой сплоченности и увеличения благосостоя­ния членов группы.

Двум боливийским этнографам посчастливилось наблюдать весь процесс формирования нравственных норм в одном из индейских пле­мен Южной Америки в течение буквально нескольких месяцев. Все началось с того, что по случайному совпадению несколько индейцев племени утонули во время плавания в речном омуте. Общественное мнение племени пришло к заключению, что в омуте таится какая-то опасность. Индейцы начали избегать этот омут и близкие к нему места. После вмешательства старейшин и шамана омут стали считать дурным местом, а тех, кто посещаетэто место, объявили испорченными злыми духами. Людипостепенно забыли истинную причину запре­та, и нравственные нормы абсолютизировались вокруг местности, в которой расположен омут. Такимобразом, можно сделать вывод, что нравственные нормы являются самообосновывающимися и самораз­вивающимися. Они приобретают оттенок святости, и общество нака­зывает тех, кто нарушает их.

Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых «священных» абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливают­ся и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, и этому индиви­ду уже психологически трудно совершать запрещенные действия. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого мяса, вызывает у нас немедленную отрицательную психологическую реакцию. Нрав­ственная норма делает это действие эмоционально невозможным. В обществе ствердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запре­ты нарушаются редко.

Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могутслужить для регулиро­вания процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обу­чении школьников и студентов, распределениипроизведенного обще­ством продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся та­ких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его со­циальных институтах.

Чем же отличаются институциональные нормы от простых обы­чаев и нравственных норм? Прежде всего тем, что они сознательно тща­тельно разрабатываются и устанавливается формальный или нефор­мальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Напри­мер, банки, торговые организации, заготовительные базы — это эко­номические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепен­но из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обме­ну. Но значимость для общества совокупности подобных норм, связанная спостоянными потребностями в обмене ценностями, в конеч­ном счете заставила членов общества разработать сложнуюсистему ин­ституциональных норм, облегчающихудовлетворение потребностей в развитии экономики. Такой характер институциональных норм дела­ет их наиболее формальными и непреодолимыми, а самиинституты — обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонно­сти к изменениям.

Законы. В то время как нравственные нормы базируются в ос­новном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчи­няются нравственным нормам автоматически или потому, что счита­ют, что поступают правильно. При такой форме подчинения у неко­торых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Такихиндивидов можно подчинить существующим нормам путем уг­розы узаконенного наказания. Закон — это просто усиленные и фор­мализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, напри­мер, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказыва­ется, изолируется или даже уничтожается.

Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством чле­нов общества. Например, сухой закон — это запрет, который был не­эффективен, поскольку для многих людей не стал узаконенным про­должением моральных и нравственных норм. То же можно сказать о законах, запрещающих частную собственность в нашей стране и не­которых других странах. Уничтоженные, запрещенные законом нор­мы о частной собственности продолжали влиять на людей, так что частную собственность не удалось полностью уничтожить с помощью законов.

Очень редко бывает так, что закон удовлетворяет все социальные группы общества. К сожалению, мы не можем точно измерить степень согласованности между законами и существующими нравственными нормами, для того чтобы закон был эффективен. Возможно, лучшим способом установить взаимосвязь между законом и принятыми нрав­ственными нормами может стать признание того, что закон наиболее эффективен, когда он гармонирует с изменениями, происходящими в нравственных нормах. Некоторые примеры конфликта между законами и нравами могут проиллюстрировать эту идею. Закон об огра­ничении изготовления и продажи спиртных напитков в нашей стра­не появился и то время, когда социальные изменения имели тенден­цию сделать нравственные нормы скорее дозволяющими, чем огра­ничивающими (говорилось о снижении цен на спиртные напитки, от­крытии торговли в розлив и т.п.). Другой закол - о кооперативах также был принят крайне не вовремя, так как у людей росла силь­ная неприязнь к спекулянтам, которых отождествляли с кооперато­рами (социально одобряемым мероприятием считалась приватиза­ция мелких торговых предприятий). Но было бы неверно говорить, что законы всегда неэффективны, если они находятся в оппозиции к нравственным нормам какой-либо части населении. Очень часто непопулярные первоначально законы затем находили поддержку в обществе. Все дело в том, насколько данные законы соответствова­ли изменению нравственных норм, были в русле основных направ­лении этих изменений.

Следует отметить, что в современном обществе законы становят­ся средством регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов соз­дается для регулирования, например, производственных отношений или отношении торговли и обмена.

Типология культуры

 

В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры с целью ее теоретического и эмпирического исследования. Назовем наиболее распространенные из них:

(1) по типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, — античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;

(2) по носителю — личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;

(3) по видам — материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;

(4) по характеру — религиозная и светская;

(5) по функциональной роли — общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);

(6) по преобладанию способа социализации и отношению человека к другому человеку — культура вины и культура стыда. В культуре вины преобладают механизмы социализации, связанные с актуализацией самосознания, самоконтроля. Важнейшим понятием культуры является индивидуальная свобода: нередко для человека внутренняя самооценка важнее мнения окружающих людей. Чтобы свобода не обернулась произволом, в культуру введены понятие греха, вины, которые регулируют поведение человека, удерживая его в культурных рамках благодаря личным усилиям.

В культуре стыда преобладают не внутренние, а внешние регуляторы поведения. Для человека важнее не самооценка, а оценка со стороны окружающих. Свое поведение человек сопоставляет с принятыми ценностями, нормами и, в случае несоответствия им, испытывает чувство стыда и изменяет образ жизни, мыслей.

По происхождению и объекту воздействия различают народную, массовую и элитарную культуру.

Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями, социальными привычками.

Массовая культура — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего образования, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации. Так, процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру и от своей социальной среды, испытывали трудности, приобщаясь к городской культуре. Она требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но и гораздо большей образованности для работы в современных отраслях производства и участия в политическом процессе. Появление досуга и некоторых материальных возможностей требовали их адекватной организации и использования. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. Формы трансляции культурного опыта принципиально изменились - на смену передачи знаний и опыта от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная (через газеты, радио, телевидение и т.п.), содержание культурной информации унифицируется, упрощается, так как ее нужно перевести со специализированного языка, понятного немногим, на язык обыденного понимания.

Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовой культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.

Массовая культура проявляется в системе национальной или государственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии (создающей образы «героя», «врага», «справедливости» и др. и направляющей чувства, мысли, действия людей в «нужное русло»).

К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии. К массовой культуре можно также отнести индустрию физического имиджа (массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и др.), индустрию досуга (массовая художественная культура — приключенческие, детективные и т.п. литература, кино, поп-музыка, шоу-бизнес, туризм).

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен Интернет, становящийся глобальным средством распространения продуктов культуры. Появление электронных средств меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах взаимодействия людей.

Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массового потребителя, — это стандартизованность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура — объективное явление современной культуры, в нее, так или иначе, вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» массовой культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.

Что касается элитарной культуры, то первоначально она была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания. С XX в. элитарная культура была противоположна массовой и формировалась, в немалой степени, как реакция на безыдейность, коммерциализацию, утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого «эстетствующего» образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусстве, музыке, философии, образовании. Сохраняя личностное начало, презирая серость и посредственность, элитарная культура, вместе с тем, остается чуждой и непонятной обычному, простому человеку. Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.

По роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.

Под доминирующей культурой понимают ту, которая на данном этапе развития общества является преобладающей, господствующей, задающей и предписывающей образцы, стандарты образа жизнедеятельности. Например, в Средние века доминирующая культура была связана с религией, церковью. В нашей стране 15—20 летназад можно было говорить о наличии доминирующей культуры, связанной с коммунистической идеологией.

Культуры различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и др.) называются субкультурами, или частичными культурами. Они выражают специфику положения, интересов, потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы поведения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависит от ее численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни, ситуации в обществе.

Если говорить о молодежи, то на сегодняшний день она не представляет однородной социальной группы. Например, молодежные субкультуры различаются музыкальными предпочтениями. Есть рапперы (они заметны по внешнему виду — широкие брюки, футболки, сумки до колен, особая манера говорить; нравственный идеал — сильная личность, самоутверждение). Для рокеров, панков характерны демократические предпочтения в одежде, «металл» (цепи, браслеты и т.п.), банданы, их ценностный идеал — справедливость. Есть любители поп-музыки, они «как все», следуют массовой моде, их социальные и нравственные идеалы не выражены.

Актуальной становится тема компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения, обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах, операциях (по типу «да-нет»).

Значительный интерес представляет изучениекриминальной субкультуры, символы, речь, песни, образ жизни которой широко распространены, к сожалению, в современной России и влияют на разнообразные стороны культуры (эстраду, кино, литературу, нравственно-правовую сферу).

Контркультура — совокупность норм и ценностей социальной группы, которые вступают в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры. К контркультуре относятся тип протестного мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества. Особенностью контркультуры является то, что она, проявляя себя разрушительно, действуя против доминирующей культуры, стремится занять ее место. Можно сказать, что это борьба старой и новой культуры. Вспомним из истории, что христианская культура начиналась как контркультура, а затем стала господствующей в Европе. Культурное движение эпохи Возрождения воспринималось как контркультура, затем это движение стало доминирующей культурой. В наше время идет процесс разрушения «старых» культурных норм, ценностей, но определить однозначно, какой именно тип культуры формируется, с каким набором ценностей, образцов, вряд ли сейчас возможно.

Антикультура, в отличие от контркультуры, направлена на разрушение культуры как таковой, тех механизмов, которые обеспечивают ее сохранение и функционирование. К антикультуре можно отнести некоторые формы рок-культуры, нетрадиционных религий, культов, а также криминальную субкультуру.

 

Функции культуры

Чтобы определить ту роль, которую выполняет культура по отношению к обществу, рассмотрим функции культуры. Культура — система взаимосвязанных элементов, где изменение одних влечет, за собой изменение других. Культура, таким образом, выполняет свои функции, сохраняя качество целостности. Основными же функциями культуры являются следующие:

(1) адаптивная — культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения;

(2) гуманистическая, творческая — культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней осуществляется его развитие и проявление творческих, сущностных сил;

(3) функция социализации — благодаря культуре осуществляется «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризацию;

(4) функция трансляции социального опыта, информационная — культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);

(5) познавательная (гносеологическая) — заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах — науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;

(6) регулятивная (нормативная) — культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействия индивидов, социальных групп (как правило, на основе писаных и неписаных законов);

(7) ценностно-ориентационная — культура задает определенную систему ориентации, определяет, что значимо, что — нет, что — должно, что — нежелательно; в результате, человек или группа придают своим действия определенный смысл и направленность;

(8) коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

(9) семиотическая (знаковая) — культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, самим себе, друг другу;

(10) рекреативная, компенсаторская функция — мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку произведения культуры отвечают потребности человека в эмоционально-эстетическом наслаждении;

(11) образовательно-воспитательная. Эта функция раскрывается через связь культуры и образования. Образование связано с культурой многосторонне: оно выступает как инструмент присвоения культуры, как социальный мех



2015-11-23 1035 Обсуждений (0)
Структура и культурные нормы (элементы) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и культурные нормы (элементы)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)