Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая проблема
Методические указания для студентов ЗФО По выполнению практических, лабораторных занятий, и различных видов самостоятельной работы Теория и технологии экологического образования детей Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Дошкольное образование преп. Терентьева Л.И. План семинарских, лабораторных занятий по семестрам К, 5 семестр Семинар 1 Современные программы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Вопросы для обсуждения: 1. Основные идеи и структурные элементы парциальных программ. 2. Характеристика технологий экологического образования и воспитания дошкольников. Выделить: А) Содержательную часть обучения: цели обучения, содержание учебного материала. Б) Процессуальную часть (технологический процесс): организация учебного процесса, деятельность детей, методы, формы работы педагога, диагностика. - Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик»; - Кондратьева Н.Н. Программа экологического воспитания «Мы»; - Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников; - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»; Литература: 1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997. 2. «Мы». Программа экологического воспитания / Н. Н Кондратьева и др. – С.Пб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с. 3. Николаева С.Н. Юный эколог // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. 4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с. 5. Николаева С.Н Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52 – 64. 6. Рыжова Н. Наш дом – природа. – М., 1996. Задания: 1. Студенты распределяются по группам, выбирают программу, анализируют её, занося данные в таблицу. 2. С результатом анализа выступить на семинаре. Таблица Характеристика программ
Лабораторное занятие 1 Тема: Освоение дошкольниками морфофункциональной приспособленности живого организма к среде обитания. Цель: Формировать у студентов умения самостоятельно разрабатывать фрагменты занятий о взаимосвязи животных со средой обитания, опираясь на теоретические положения. Вопросы для повторения: 1. Основные понятия науки экологии, выделенные С.Н. Николаевой для освоения дошкольниками. 2. Естественнонаучные идеи, выделенные Н.Н. Кондратьевой, их значение для понимания дошкольниками. Литература: 1. Николаева С.Н. Теория и методика ЭКО образования детей.- М: Академия, 2002, С. 33 - 37. 2. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания в детском саду // Теоретические основы программы воспитания в датском саду. СПб.- 1992г. стр.45-58. 3. Мир природы и ребёнок./ Под ред. Л.Н. Маневцевой. СПб.-1998г. стр. 52-58. 4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1984. Выполнение задания на занятии: 1. Выбор животного для обоснования его взаимосвязи со средой обитания. 2. Отбор биологических сведений, характерных для данного животного. 3. Формулировка задач по освоению дошкольниками взаимосвязей в природе. 4. Последовательное описание механизма взаимосвязи животного со средой обитания. 5. Защита созданных фрагментов. На занятие принести:указанную литературу, литературу о биологических сведениях про животных. К, 6 сем. Семинар 2. Развивающая экологическая среда как средство формирования экологической воспитанности дошкольников Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «экологическая среда». Экологическая среда в ДОУ – важное средство и условие формирования экологической воспитанности дошкольника. 2. Основные критерии создания экологической среды в ДОУ. 3. Экологические пространства и элементы развивающей среды, их функциональная роль в экологическом развитии детей. 4. Основные формы и методы работы с дошкольниками в условиях развивающей экологической среды. Литература: 1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 361 – 375. 2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 1999. – С. 16 – 18, 45 – 51. 3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с. 4. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М., 1996. 5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 50 – 61. Задания: 1. Изучить литературу. 2. К вопросу 1 подготовить сообщение (7 мин.). 3. К вопросу 3 дать сравнительный анализ содержания экологических пространств, рекомендуемых Н.А. Рыжовой и С.Н. Николаевой.
Семинар 3. Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая проблема Вопросы для обсуждения: 2. Педагогические условия воспитания эмоционально- положительного отношения дошкольников к природе. 3. Основные показатели бережного, заботливого отношения дошкольников к природе. 4. Методы и приемы формирования различных видов отношения к природе. 5. Роль примера взрослого в формировании доброжелательного отношения к внешне непривлекательным животным и растениям. Литература: 1. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание.–1981. – № 5. – С. 24 – 25. 2. Гофман Р. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 4. – С.27–29. 3. Дружинина Т., Мешкова Н., Николаева С. Воспитание бережного отношения к растениям // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7. – С. 18 – 22. 4. Ибрагимова М.К. Воспитание у детей заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1. – С.30 – 34. 5. Нисканен Л.Г. Формирование положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно–практической конференции. 7–8 апреля 2004 г. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. С. 115 – 122. 6. Унучек Л. Роль знаний в воспитании бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 7. – С. 4 – 6. 7. Унучек Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 6. – С. 36 – 40. Задания: 1. Изучив литературу, подготовить таблицу. Таблица Формирование отношения дошкольников к природе
Семинар 4.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |