1. Судебная практика в налоговом планировании
2. Налоговая политика налогоплательщика
3. Метод определения налоговой базы
4. Выбор способа амортизации нематериальных активов
5. Варианты исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
6. Налоговый контроль цен сделки
7. Борьба с отмыванием доходов
8. Способы минимизации налога на прибыль
9. Минимизация налогов при продаже основных средств
10. Схема экспорта с использованием промежуточной организации
11. Оптимизация входящего НДС при реализации продукции на экспорт и внутри России
12. Выбор организационно-правовой формы юридического лица
13. Выбор договорных форм осуществления деятельности
14. Выбор места регистрации налогоплательщика
15. Передача имущества физическим лицом организации
16. Социальный пакет
17. Перераспределение финансовых ресурсов в холдинге
18. Применение трансфертных цен
19. Осуществление рекламных кампаний
20. Продажа предприятия или дорогостоящих объектов: через продажу акций и долей, и через взнос в уставный капитал
21. Регистрация компании за границей. Деятельность иностранных организаций в России
22. Юрисдикции, позволяющие оптимизировать налоговые платежи: Кипр, США, Нидерланды (Голландия), Ирландия, Невис, Багамские острова, Лихтенштейн, Сингапур
23. Приобретение товара на условиях DDP. Легальный лжеэкспорт
24. Минимизация налога на имущество в ущерб НДС.
ФИО студентки
| ФИО
|
Группа
| Например ДНФ-….
|
Институт
| МЭСИ
|
ТЕМА:
| Проблемы проведения возврата излишне уплаченных налогов, сборов, пени
|
Актуальность темы работы
| Тема привлекла мое внимание, поскольку …
|
В одной из самых проблемных сфер налогового права, является вопрос возмещения (возврата) налогов. Большинство ситуаций, при которых налогоплательщик имеет право на возврат налога, разрешаются только в суде, так как налоговые органы нередко отказывают налогоплательщикам в реализации их законного права. В то же время субъекты хозяйственной деятельности и физические лица - налогоплательщики часто сами слабо ориентируются в нормах законодательства, процедуре подачи необходимых документов, что приводит к отказу в возмещении налога или непосредственно к налоговым правонарушениям.
Проблема возмещения или возврата излишне уплаченных налогов, сборов, пени актуальна для большинства налогоплательщиков. Трудности могут возникнуть на любом этапе возврата, включая подачу налоговой декларации.
|
Источники информации
| Изучены труды следующих авторов:
|
o "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) глава12 ст.79
o М.А. Климова «Зачет (возврат) налогов, сборов, пеней и штрафов» 2008 г.
o Е. В. Килинкарова "Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей"
o Журнал «Российский налоговый курьер» учережден ФНС РФ Номер №12, Июнь 2002 (http://www.rnk.ru/journal/archives/2002/12/nachinayuschemu_buhgalteru/104617_print.phtml)
|
Проблематика темы
| Тема работы связана со следующими проблемами:
|
1. Определение момента возникновения переплаты
2. Судебные тяжбы по возврату излишне уплаченного налога
3. Проблема потери времени при сборе документов
4. Проблема срока получения налога
|
Позиция автора
|
|
На сегодняшний день опубликовано немало статей и разъяснений на тему зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Причина тому — неутихающие споры между налоговиками и организациями, реализующими свое право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога в соответствии со ст. 78 НК РФ, которые в большинстве своем разрешаются лишь в суде. Дело в том, что внесудебный формат общения «контролер — налогоплательщик» ограничен трехлетним периодом для проведения процедуры зачета (возврата) налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), выйдя за рамки которого, организация получает от налоговиков отказ.
Однако тот факт, что налогоплательщик в силу ряда причин пропустил указанный в НК РФ срок, вовсе не лишает его права на возврат имеющейся переплаты в судебном порядке.
В данной статье мы предлагаем обсудить судебный формат общения «контролер — налогоплательщик», расставив акценты на особо важных моментах, связанных с процедурой зачета (возврата) через суд.
В случае отказа контролеров в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 5*(1)).
Конституционный суд также указал, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного в п. 7 названной статьи срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение от 21.06.2001 N 173-О).
(При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства и отсчитывается с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).) Таким образом, основная задача, стоящая перед налогоплательщиком, который намерен вернуть излишне уплаченную сумму налога через суд — доказать, что между датой обращения в судебные органы и датой, когда ему стало известно об имеющейся у него переплате, прошло не более трех лет..
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Однако на практике зачастую возникают ситуации, когда уплата и взыскание налоговых платежей происходят при отсутствии законного основания, что приводит к образованию излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. В подобном случае восстановление нарушенного имущественного положения налогоплательщика осуществляется в рамках процедур зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, которые выступают важной гарантией соблюдения прав налогоплательщика. В то же время нормативно-правовое регулирование указанных процедур отличается проблемностью, а складывающаяся по спорным вопросам правоприменительная практика достаточно противоречива.
Споры о возврате сумм излишне уплаченного налога (в порядке статьи 78 НК РФ) являются одной из распространенных категорий налоговых споров, рассматриваемых судами.
Право на возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. 7 данной статьи срок давности исчисляется со дня уплаты налога (то есть со дня, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом). Для возврата излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган, который должен рассмотреть его в соответствии правилами, установленными ст. 78 НК РФ и принять решение в указанные в статье сроки. В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления. Возврат суммы излишне уплаченного налогоплательщику допускается только после проведения налоговым органом зачета такой суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным в пользу того же бюджета. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении в письменной форме в течение пяти дней со дня его принятия(п. 9 ст. 78 НК РФ). Лишь в случае отказа в удовлетворении заявления либо неполучения ответа в установленный срок налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога. Обращение налогоплательщика в арбитражный суд без соблюдения предусмотренного ст. 78 НК РФ порядка возврата налога означало бы необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке документов налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки.
Главной проблемой будет Сбор документов для налоговых служб, т.к это всегда сложный и длительный процесс. Человек не всегда может располагать огромным количеством свободного времени, а также знать правовые нормы и нюансы функционирования госорганов и других различных учреждений. Зачастую для получения каких-либо документов приходиться проводить часы в очереди, причем, не в одной, а необходимые организации, конечно же, находятся в разных частях города.
Сбор документов в нашей стране сравним с наказанием. Человек за эти несколько дней или недель буквально сходит сума. Он начинает срываться по поводу и без, кричать на своих родных и близких, одним словом, нервная система слегка пошатнулась. А что здесь удивительного? Откровенное хамство в очередях, где приходится именно стоять, а не сидеть, затем, отстояв несколько часов, можно услышать, что у вас на руках не все документы и нужно опять поехать куда-то и взять там справку, и только потом вам здесь выдадут то, что вы просите. И все это — не в одной инстанции. Поверьте, время и здоровье — это именно то, что вы потеряете
|
| | |