Расцвет средневековой философии. Схоластика, ее основные представители, периоды становления. Философия Фомы Аквинского и его «доказательства бытия Бога»
Расцвет средневековой философии Крупнейшие средневековые ученые и мыслители создавали разнообразные учения, которые способствовали развитию философии и науки. Выдающийся ученый Пьер Абеляр считал, что основой должно быть свободное мышление и открытый всему разум, а Бернар Кллервонский настаивал на том, что лишь Божья милость поможет людям открыть тайны мироздания. Талантливый ученый деятель Фома Аквинский создал бесценную энциклопедию знаний о Боге и окружающем мире, которая была изложена в виде логических цыпочек. Одним из самых необычных мыслителей эпохи расцвета средневековья считают Роджера Бэкона, который совмещал в своей разнообразной деятельности теоретический и практический подходы к экспериментальным наукам. В своих знаменитых произведениях «Основы естествознания», «Компендиум философии», «Большое сочинение» он подчеркивал значение экспериментального естествознания для укрепления веры человека. Он усердно изучал структуру научного знания, и включал в свои труды размышления о важности внутреннего, духовного опыта, совмещенного с его практичным осмыслением и жизненным опытом. Был знаменитым трактат Фомы Аквинского «Сумма теологии», который разделен на главы, включающие в себя один вопрос и обширные рассуждения на заданную тему. В нем были подняты самые актуальные вопросы для средневековой науки и философии. Схоластика, ее основные представители, периоды становления Слово «схоластика» происходит от греческого «школа», поэтому иногда схоластику именуют «школьной философией». Она тесно связана со складывающейся с 8 – 11 вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедшей на смену патристике. Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап – от 6 до 9 вв. – предварительный. Второй этап – от 9 до 12 в. – период интенсивного формирования. Третий этап – 13 в. – «золотой век схоластики». Четвертый этап - 14 – 15 вв. – угасания схоластики. Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый период представляет И. С. Эриугена, второй – Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр, третий – Фома Аквинский и Бонавентура, четвертый - В. Оккам. Цель возникновения схоластики – упорядочить и укрепить христианскую догматику. Основным средством решения этой задачи стала философия. Теологи на Западе считали, что, во-первых, с помощью разума и философии легче проникнуть в истины религии и сделать их более понятными для человека, во-вторых, используя философские аргументы, можно исключить критику христианских истин учений святых отцов, в-третьих, при помощи философии можно обнаружить глубинные смыслы религиозного учения, найти его рациональную доказательную основу, в которой с еще более яркой и блестящей убедительностью предстает мудрость Бога. Схоластическая философия по существу продолжила вековой спор о вере и разуме, решив его в пользу разума. Формулой схоластики будет изречение: «Верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить!» Одним из результатов схоластики стало появление теологии – системного и рационально аргументированного учения о Боге. Фома Аквинский напишет свой труд под названием «Сумма теологии». Схоласты широко использовали приемы формальной логики, метод дедукции, спекулятивные (искусственные, часто умозрительные) системы и энциклопедические своды различных знаний – суммы знаний, раскрывающих, доказывающих, подтверждающих религиозное учение. Схоластику отличало комментаторство Священного писания и сочинений «отцов церкви», а также дидактизм – поучительство, стремление придать теоретическим построениям формы учебного материала и, тем самым, превратить католическую проблематику в единое фундаментальное основание духовной культуры европейских народов. В рассуждениях схоластов сформировался своеобразный религиозно-мистический вариант диалектики: из сопоставления различных мнений («за» и «против») делались выводы, одтверждающие правоту христианства. Религиозные мыслители эпохи схоластики считали, что искать истину не надо, – она уже дана в божественном откровении. Ее надо только систематизировать, изложить посредством разума, т.е. философии. Философия Фомы Аквинского и его «доказательства бытия Бога» Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский, с его именем связан «золотой век схоластики». Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5 – 1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором, происходил из аристократического немецко-итальянского рода, в 19 лет стал монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире учение, которое позднее стали называть томизмом, в 20 веке – неотомизмом. В 19 веке учение Фомы Аквинского стало официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы – «Сумма теологии», «Сумма против язычников» или «Сумма философии», работа «О правлении государей», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Философия Аквинского развивается на основе аристотелизма и содержит такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования. Фома возвеличивает человека, утверждая, что ради него сотворен мир. Он полагает, что основу гармоничности мира составляют отношения: Бог – человек – природа. В системе Аквината нашли отражение рационализм, христианский теоцентризм. Фома принимает определившееся к 13 веку различие между теологией и философией, путь первой – от Бога к человеку, от причины к следствиям, второй – от мира к Богу, от следствий к причине. Сферы разума и веры отчасти совпадают. Часть догматов сверхразумна, например, догмат о Троице. Другая часть догматов может быть обоснована разумом. Фома доказывает возможность такого варианта. Опираясь на принципы формальной логики Аристотеля, он выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. До Аквинского уже существовало так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, выдвинутое Ансельмом Кентерберийским, Аврелием Августином. Фома не прибегает к этим рассуждениям, считая их невозможными, поскольку нельзя вывести понятие о Боге из его существования, так как сущность Бога непознаваема. В работе «Сумма теологии» он пишет: «Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный исходит из понятия движения»: - движение: все, что движется, движимо кем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог; - причина: все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог; - случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; - степени качества: все, что существует, имеет различные степени качеств, следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог; - цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл, следовательно, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему. Это – Бог. Философские интересы Фомы Аквинского сосредотачивались не только на исследовании Бога, но и всего сущего. Мир он представляет как систему, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Самая широкая ступень – неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, затем высшая ступень – мир людей, который является переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Вершиной и абсолютной причиной всего является Бог.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |