Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды орфограмм, изучаемых в начальных классах



2015-11-20 3929 Обсуждений (0)
Виды орфограмм, изучаемых в начальных классах 5.00 из 5.00 3 оценки




Совершенствование орфографической грамотности учащихся – одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах.

Как отмечает А.И. Моисеев, правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии: 1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания; 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных; 4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую; 5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [33, с. 38].

Курс родного русского языка в третьем классе носит по преимуществу грамматический характер. Важнейшие орфографические темы, проходящие через все начальные классы, – правописание гласных и согласных в слабых позициях, – здесь полностью переходят на грамматическую основу. В 3 классе темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными», «Правописание безударных гласных в корне слова», «Слова с непроизносимыми согласными в корне», «Правописание приставок», «Разделительный Ъ» входят теперь в раздел «Состав слова» и изучаются на морфемной основе.

Языковая, теоретическая основа для усвоения орфографической системы по мнению Д. Н. Богоявленского уже настолько окрепла во 2 классе, что в 3 классе создаются возможности для проверки большинства орфограмм с помощью морфологического и словообразовательного анализа, так как изучение состава слова неотделимо от практической работы по словообразованию («сад – садик – садовый», «море – морской – приморский – моряк» и т.п.).

Кроме указанных тем, продолжающихся в 3 классе, включаются темы «Заглавная буква в именах собственных», «Сочетания «жи, щи, ча, ща, чу, щу», « Обозначение мягкости согласных», «Перенос слов».

Вводятся новые орфографические темы третьего класса: в разделе «Состав слова» – «Непроизносимые согласные, их проверка», «Разделительный ъ»; в разделе «Часть речи» – «Окончания имен существительных», «Окончания имен прилагательных», «Окончания глаголов», «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» и «Не» с глаголами».

Учебные умения учащихся III класса и формирующие их приемы деятельности учителя преемственно связаны со II классом.

Приемы, применявшиеся ранее: языковой анализ – фонетический, звуко-буквенный, словообразовательный, грамматический анализ, языковой синтез – образование морфологических форм слов, образование слов по словообразовательным моделям, составление предложений и текста; звуко-буквенный анализ (постепенно уступает место другим видам языкового анализа: грамматическому, морфемному, словообразовательному); списывание с усложняющимися заданиями, проговаривание, орфографический разбор и комментирование, письмо диктантов различных видов, самодиктант; самостоятельная письменная речь – с орфографическим комментарием и без него; самопроверка написанного и самостоятельное исправление допущенных ошибок.

Новые виды учебной деятельности учащихся и формирующие их приемы работы учителя:

- обобщение изученных правил орфографии, правила проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных в корне слова;

- обобщение грамматико-орфографического материала в виде схем и таблиц, например: таблица приставок, таблица согласных звуков и согласных букв, схемы связи между словами в предложении и пр.;

- обобщение грамматико-орфографического материала в виде рассказа учащегося по плану, данному в учебнике, например: «Рассказать о предложении по плану»;

- рассуждения учащихся по образцу, данному в учебнике, например: «Рассуждайте так: в слове «подъезд» приставка «под-», корень начинается с гласной буквы, поэтому надо писать разделительный твердый знак»;

- применение алгоритмов орфографических действий (алгоритм дан учителем в готовом виде); постепенное «свертывание» алгоритма; объяснения (с разной степенью полноты) при проверке орфограмм;

- привлечение учащихся к составлению алгоритмов по изученному орфографическому правилу;

- подбор двух или нескольких проверочных слов с целью самоконтроля;

- орфографический анализ слов при чтении литературно-художественных произведений по «Родному слову», запоминание слов с трудным написанием (связь уроков русского языка и чтения);

- ведение учащимися собственных орфографических словариков; ведение «касс ошибок» (или иных форм самостоятельного учета допущенных ошибок); работа со справочными пособиями – со «Школьным орфографическим словарем русского языка» Баранова М.Т. [2].

В III классе значительно возрастает роль самостоятельного письма, то есть работа учащихся по правописанию все более приближается к естественным условиям жизни. Сочинение и изложение становятся не только речевыми, но и орфографическими упражнениями. Вырабатывается умение постоянно следить за правописанием, проверять себя, исправлять допускаемые ошибки и по ходу письма, и в конце его.

Чистописание в III классе продолжается, так как уроки чистописания также способствуют грамотности письма детей.

Расширяется внеклассная работа. В III классе большее значение приобретают кружки, выступления на утренниках, различных праздниках, студии изобразительной деятельности, театральные, художественные слова и пр.

Упражнения в III классе, как и во II, занимают значительное место в системе работы учащихся. Задания к упражнениям усложняются, к одному упражнению иногда дается по 5-6 заданий, среди них и грамматические, и орфографические. Следовательно, действия учащегося, выполняющего упражнение, носят многоплановый характер. Нужно, чтобы соблюдалась связь между действиями, чтобы выполнение упражнения не превращалось в набор не связанных между собою действий.

Образцов выполнения заданий в упражнениях для III класса значительно меньше, чем во II классе: самостоятельность и познавательная активность школьников повышаются.

Вывод по 2 разделу

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.

Активное включение самих учащихся в процесс обучения вносит существенные изменения в методику проведения словарно-орфографической работы. Они касаются структуры и специфики ее осуществления, обеспечивая осознанную учебно-познавательную активность школьника в той важнейшей части урока, которая связана с работой по ознакомлению с новым словарным словом.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу формирования орфографических навыков в последнее время уделяется большое внимание.

Изучение статей многих ученых-методистов позволяет утверждать, что успех обучения правописанию в значительной мере определяется способностью учителя организовать работу над изучаемым словом, от умения разнообразить используемые методы и приемы.

Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке».

 



2015-11-20 3929 Обсуждений (0)
Виды орфограмм, изучаемых в начальных классах 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Виды орфограмм, изучаемых в начальных классах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3929)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)