http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
ü овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
ü способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
ü умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
ü готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
ü исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
ü Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
ü Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
ü Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
ü указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
ü работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
ü показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
ü рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
ü объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Учебные действия
| Оборудование, ЭОР
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
|
| Введение. Живое Средневековье
|
| Урок новых знаний
| Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени
| умение определять понятия, создавать обобщения,
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории
| Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
| Лента времени, учебник
| Прочитать введение, повторить исторические источники
| |
| Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов
|
| Урок новых знаний
| формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
| умение определять понятия, создавать обобщения,
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям
| Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
| Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
| § 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев»
| |
| Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках
|
| Комбинирован
ный
| овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
| умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы
| развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
| Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы
| Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
| § 2, проч. рассказ о суассонской чаше
| |
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
|
| Комбинирован
Ный
| овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
| умение обобщать факты
|
| Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы
| Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.»
| § 3, с. 18, вопрос №4,
| |
| Западная Европа в IX – XI веках
|
| Комбинированный
| овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
| владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям
| Работа с картой, выписка важных фактов,
| Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.»
| § 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках »
| |
| Культура Западной Европы в раннее Средневековье
|
| Комбинированный
| приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
| умениестроить логическое рассуждение, умозаключение
| формирование целостного мировоззрения
| Составление таблицы
| Презентация, иллюстрации учебника
| § 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья
| |
| Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы»
|
| Комбинированный
|
|
|
| | Презентация
|
| |
| Византия при Юстиниане. Культура Византии
|
| Комбинированный
| Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников
| формулировать и обосновывать выводы
| освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
| Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
| Иллюстрации учебника,карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»
| § 6,7 вопросы
| |
| Образование славянских государств
|
| Комбинированный
| Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников
| формулировать и обосновывать выводы
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
| Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
| Иллюстрации учебника,карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»
| § 8, вопросы, тетрадь
| |
| Арабский мир в VI – XI вв.
|
| Урок новых знаний
| способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
| устанавливать причинно-следственные связии делать выводы
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
| Работа с картой, с текстом, иллюстрациями
| карта «Арабы в VII-XI вв.»
| § 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов»
| |
| В рыцарском замке
|
| Комбинированный
| умение понимать законы «Рыцарской чести»
| умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
| формирование нравственных чувств и нравственного поведения
| Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями
| Учебник, презентация
| § 11 придумать девиз и изобразить герб феодала
| |
| Средневековая деревня и ее обитатели
|
| Комбинированный
| Уметь подтверждать выводы примерами
| Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
| осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни
| Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями
| Учебник, таблица «Средневековое общество»
| § 12,вопросы
| |
| Формирование средневековых городов
|
| Комбинированный
| Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города
| устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
|
| Работа с картой, делать выводы по карте
| Учебник,карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.»
| § 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе»
| |
| Горожане и их образ жизни
|
| Комбинированный
| Умение характеризовать условия и образ жизни горожан
| строить логическое рассуждение, делать выводы
| освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
| Составление сложного плана
| Видеофрагмент, учебник, презентация
| § 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов
| |
| Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики
|
| Комбинированный
| знать особенности религиозных верований католической церкви
| Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
| Составление плана, таблицы, работа с картой
| карта «Европа в XIII в.»
| § 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками»
| |
| Крестовые походы
|
| Комбинированный
| воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
| формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;
| Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами
| карта «Европа в XIII в.»
| § 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод
| |
| Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках»
|
| Комбинированный
| строить логическое рассуждение
|
|
| | карта «Европа в XIII в.», презентация
|
| |
| Как происходило объединение Франции
|
| Комбинированный
| воспитание уважения к историческому наследию
| умение самостоятельно планировать пути достижения целей
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
| Работа с картой
| карта «Европа в XIII в.»,
| § 17,
| |
| Что англичане считают началом своих свобод
|
| Комбинированный
| развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию
| строить логическое рассуждение
| уважение прав и свобод человека
| Работа с картой
| карта «Европа в XIII в.»,
| § 18
| |
| Столетняя война
|
| Комбинированный
| Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
| владение устноймонологической контекстной речью
| уважение к культуре других народов, толерантность.
| Работа с картой, составление таблицы
| карта «Европа в XIII в.»,
| § 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк?
| |
| Крестьянские восстания во Франции и в Англии
|
| Комбинированный
| Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии
| анализировать и обобщать факты
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
| Составление сравнительной таблицы
| Учебник
| §20,сравнительная таблица
| |
| Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии
|
| Комбинированный
| умение работать с разными источниками информациями
| смысловое чтение;
| освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
| Составление сравнительной таблицы
| карта «Европа в XIV-XVвв.»
| §2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого.
| |
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве
|
| Комбинированный
| воспитание уважения к историческому наследию
| умение самостоятельно планировать пути достижения целей
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
| Работа с картой
| карта «Европа в XIII в.»,
| §22
| |
| Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)»
| | Комбинированный
|
|
| умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
| | карта «Европа в XIV-XVвв.»
презентация
|
| |
| Германия и Италия в XII - XV вв.
|
| Комбинированный
| Знать особенности, даты развития Германии и Италии
| представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
| освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека
| Составление сравнительной таблицы
| карта «Европа в XIV-XVвв.»
| § 23,таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.»
| |
| Гуситское движение в Чехии
| | Комбинированный
| Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
| формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
| способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
обществе
| Работа с картой
| карта «Европа в XIV-XVвв.»
| § 25, составить план - конспект
| |
| Завоевания турками – османами Балканского полуострова
| | Комбинированный
| Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
| владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
| уважение прав и свобод человека;
| Работа с картой
| Учебник
| § 26, составить кроссворд по теме
| |
| Образование и философия. Средневековая литература и искусство
| | комбинированный
| искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию
| владение устноймонологической контекстной речью
| формирование целостного мировоззрения
| Составление сложного плана, составление таблицы
| учебник
| §27, заполнить таблицу. §2 8, заполнить таблицу
| |
| Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
| | Комбинированный
|
| владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира
| Составление сложного плана, составление таблицы
| Учебник, видеофрагмент
| §29 – 30 ,составить викторину
| |
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| | Комбинированный
| Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний
| представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
| Сравнительная таблица
| Презентация, учебник
| §31, 32 составить сравнительную таблицу
| |
| ПОУ: «Штурм крепости»
| | Комбинированный
| | | формулировать и обосновывать выводы
| | Презентация
|
| |
ИСТОРИЯ РОССИИ
|
| Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России»
| | Урок новых знаний
| раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян
| формулировать и обосновывать выводы
| осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
| Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
| | Прочитать «Введение», § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов
| |
| Восточные славяне
| | Комбинированный
| Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
| Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения
| осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
| Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт.
| | §2, проработать карту и составить по ней рассказ
| |
| Формирование древнерусского государства
| | Комбинированный
| развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию
| умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение
| осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
| Выписка нужных материалов из текста
| | §3 , анализ исторического источника
| |
| Первые киевские князья
| | Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения
| осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
| Выписка нужных материалов из текста
| | §4, подготовить индивидуальные сообщения
| |
| Князь Владимир Святославович Принятие христианства
| | Комбинированный
| Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого
| способность решать творческие задачи
| осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
| Составление плана по тексту и его запись
| | §5 , самостоятельно дать оценку принятия христианства
| |
| Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.
|
| Комбинированный
| Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности
| умение строить логическое рассуждение, умозаключение
| осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
| Оценивать свою работу и деятельность одноклассников
| | §6, анализ «Русской Правды»
| |
| Культура Древней Руси IX – XII вв.
| | Комбинированный
| Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории
| формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
| Определение причинно – следственныхмежпредметных связей
| | §7, приготовить презентацию по теме
| |
| Быт и нравы Древней Руси
| | Комбинированный
| соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
| способность решать творческие задачи
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
| Определение причинно – следственныхмежпредметных связей
| | §8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия.
| |
| Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.»
| | Комбинированный
|
| составлять тезисы
|
| Определение причинно – следственных межпредметных связей
| | знать все даты и понятия, работа над ошибками
| |
| Начало раздробления Древнерусского государства
| | Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| умение определять понятия, устанавливать аналогии
|
| Выписка нужных материалов из текста
| | §9, знать все княжества по карте, документ с. 83-84
| |
| Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества
|
| Комбинированный
| Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
| составлять тезисы
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,
| Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры.
| | §10 - 11, составить сравнительную таблицу
| |
| Нашествие с Востока
|
| Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| устанавливать причинно-следственные связи
| воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Составление плана по тексту и его запись
| | §12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах
| |
| Борьба Руси с западными завоевателями
|
| Комбинированный
| Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду
| умениеиспользовать речевые средства
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
| Выписка нужных материалов из текста
| | §13,, составить рассказ битвы по схеме
| |
| Русь и Золотая Орда
|
| Комбинированный
| способность применять понятийные приемы исторического анализа
| Умение логического рассуждения, умозаключения
| воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Составление плана-схемы изученной темы
| | §14 , анализ исторических документов
| |
| Русь и Литва
(Повторение понятий и дат) 15 минут
|
| Комбинированный
| умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;
| работать индивидуально и в группе:
| формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
| Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
| | §15, проработать карту и составить по ней рассказ
| |
| Культура русских земель в XII - XIII вв.
|
| Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
мира
| Составлять сложный план
| | §16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха с. 136-137
| |
| Повторительно-обобщающий урок по теме«Русь во второй половине XII - XIII в..»
| | Комбинированный
| соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
|
|
| | | знать все события и даты
| |
| Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель
|
| Комбинированный
| умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;
| умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
| усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
| Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог
| | § 17, установить причинно – следственные связи
| |
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
|
| Комбинированный
| формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством
| представлять результаты своей деятельности в форме сообщения
| формирование целостного мировоззрения
| Оценивание своей работы и деятельность одноклассников
| | §18, подготовить устное сообщение
| |
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.
|
| Комбинированный
| Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства
| Умение работать в группе
| уважение к культуре других народов, толерантность.
| Составление характеристик деятелей
| | § 19, работа с картой, составить рассказа по ней
| |
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
|
| Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| Умение анализировать и обобщать факты
| формирование целостного мировоззрения
| Установление межпредметных связей
| | § 20, , прочитать дополнительную литературу по теме
| |
| Московское государство в конце XV- начале XVIвв
|
| Комбинированный
| способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
| формулировать и обосновывать выводы
| воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Формулировать проблемные вопросы
| | § 21, закончить составлять схему управления при Иване III, знать понятия и термины
| |
| Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв
|
| Комбинированный
| Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
| представлять результаты в виде схемы
| формирование целостного мировоззрения
| Составление хронологических таблиц
| | § 22, составить схему
| |
| ПОУ«Образование единого русского государства»
|
| Комбинированный
| Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
| Формулировать и обосновывать выводы
|
| | | знать термины и даты
| |
| Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV
|
| Комбинированный
| формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности
| Формулировать и обосновывать выводы
| осознание своей этнической принадлежностизнание истории
| Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры
| | §23, подготовить устные сообщения
| |
| Внешняя политика Ивана IV.
|
| Комбинированный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
| Умение анализировать и обобщать факты
| воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
| Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры.
| | § 24, подготовить устные сообщения по карте с. 205
| |
| Опричнина
|
| Комбинированный
| Уметь работать с историческими источниками
| формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
| Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий
| | § 25, проанализировать исторические документы
| |
| Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.
|
| Комбинированный
| Умение составлять сравнительную таблицу
| анализировать и обобщать факты
| формирование целостного мировоззрения
| Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты
| | § 26, составить таблицу по теме
| |
| Архитектура и живопись в XIV – XVIвв
|
| Комбинированный
| Умение составлять сравнительную таблицу
| представить результаты в виде таблицы
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
| Составление плана по тексту и его запись
| | § 27, закончить таблицу, сделать вывод
| |
| Быт XV – XVI вв.
|
| Комбинированный
| способность применять понятийный приемы исторического анализа
| представить результаты в виде таблицы
| развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
| Составление плана по тексту и его запись
| | § 28, написать творческое сочинение
| |
| Итоговое повторение
|
| Комбинированный
|
|
|
|
| |
| |
| Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
|
| Комбинированный
| Знать исторические термины и даты
| способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
| усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества
| | | Тестовые задания
| |
| | | | | | | | | | | |