Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные отношения и институты



2015-11-20 1435 Обсуждений (0)
Социальные отношения и институты 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальное действие.Вся наша жизнь наполнена раз­нообразными действиями. Люди учатся, работают, воспи­тывают детей и т. д. Но всякое ли действие можно назвать социальным? Нет, не всякое. Ведь социальными мы счи­таем такие явления, которые характеризуют связь между людьми. Значит, если человек делает работу, которая ин­тересна только ему одному и никак не связана с другими людьми, то у нас нет оснований считать её социальным действием. Если же он выполняет эту работу по чьей-то просьбе или поручению либо если эта работа предусмотре­на его общественным положением, входит в его обязан­ности, тогда следует рассматривать её как разновидность социального действия. М. Вебер выделил основные при­знаки социального действия. Во-первых, социальное дей­ствие всегда совершается осознанно и при этом имеет субъективный смысл, т. е. человек понимает, зачем он это де­лает. Во-вторых, социальное действие характеризуется ориентацией человека на других, на определённую реакцию окружающих, т. е. ожиданием именно такой реакции.

Макс Вебер (1864—1920)

Правда, люди далеко не всегда дей­ствуют полностью обдуманно. Нередко они совершают поступки под влиянием гнева, страха, раздражения, не задумы­ваясь о последствиях. Высокая степень осознанности и целенаправленности


 



 



действий — это, так сказать, идеальный случай. В повсе­дневной жизни правильно будет относить к социальным действиям те поступки, действия людей, которые более или менее осознаются ими и в основном понятны окружающим. Действуя таким образом, человек учитывает существующую ситуацию, оценивает её не только со своей точки зрения, но и с точки зрения людей, с которыми он связан.

Социальные отношения.Обычно наши действия, затра­гивающие других людей или направленные на них, вызыва­ют ответную реакцию. Например, выслушав наше мнение, собеседник высказывает своё отношение к обсуждаемо­му предмету. Обмен действиями означает, что происходит социальное взаимодействие. Формы такого взаимодействия весьма разнообразны. Выступая в этих взаимодействиях как представители или члены определённых социальных групп, общностей, люди ожидают от других того или иного поведения. Если контакты или взаимодействия повторя­ются, становятся устойчивыми, упорядоченными, то они приобретают характер социальных отношений. Именно такими являются отношения в семье, в производственном коллективе, в учебном заведении и т. д.

Итак, социальными отношениями называются такие устойчивые отношения между людьми и общностями лю­дей, которые являются осознанными, понятными их участ­никам и характеризуются их соответствующим поведением. Например, ученик, перешедший в другую школу, довольно быстро осваивается в новой ситуации: знакомится с одно­классниками, начинает выполнять учебные задания, обще­ственные поручения и т. д.

Мы уже рассмотрели основные общности людей, вхо­дящие в социальную структуру общества. Это малые и средние социальные группы, а также большие социальные группы — классы, социальные слои, социально-этнические общности и т. д. Социальные отношения складываются между отдельными людьми как членами этих общностей, а также между данными общностями как носителями особых целостных качеств, характеристик.

Порой социальные отношения приобретают конфликтный характер. Основная причина социальных конфликтов —


социальное неравенство в обществе, связанное с неодина­ковым распределением ценностей как внутри каждой общ­ности, так и между ними. Люди осуществляют социальные действия потому, что стремятся достичь важного для них результата, т. е. ради определённых ценностей.

Понимание того, что является ценностью и как разные ценности соотносятся по степени важности, неодинаково и у отдельных личностей, и у социальных общностей. Тем не менее каждая общность имеет свою шкалу ценностей, и люди, входящие в эту общность, знают данную шкалу и в основном придерживаются её. Попробуйте, например, определить, что является ценностью с точки зрения школь­ного ученического коллектива. А теперь постарайтесь пред­ставить себе шкалу ценностей военнослужащего, учёного, предпринимателя, священнослужителя, художника или музыканта. Вы видите, что в принципе можно понять цен­ностные ориентиры других людей, а значит, понять и то, почему они совершают те или иные поступки, действия. Но понять — ещё не значит одобрить. Бывает, что люди остро ощущают неудовлетворённость своих потребностей, попрание своих прав. Виноватыми в этом обычно считают других людей. Нередко интересы одних социальных общ­ностей оказываются противоположными интересам других. Так возникает почва для конфликта.

В прошлом учебном году вы уже анализировали типы конфликтов и линии поведения в конфликтных ситуациях. Теперь поговорим о способах упорядочения общественных отношений, согласования социальных притязаний отдель­ных людей и их групп, приведения их в соответствие с установленными правилами и нормами.

Социальные институты.Слово «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Из этого следует, что институты не возникают сами собой, без участия людей. Их создают и совершенствуют, руководству­ясь более или менее ясной целью. Для социальных инсти­тутов такой целью является удовлетворение определённых общественных потребностей.

На удовлетворение потребностей направлена вся созна­тельная деятельность людей. В процессе деятельности люди


вступают в общественные отношения. Эти отношения весьма разнообразны, и нужно их чётко отрегулировать, упорядо­чить, потому что от этого зависит удовлетворение потребно­стей человека и общества. Упорядочение общественных отно­шений осуществляется с помощью социальных институтов.

Исходя из того, что в современной общественной жизни выделяют четыре основные сферы — социальную, эконо­мическую, политико-правовую, духовную, целесообразно разделить общественные институты в соответствии с их принадлежностью к той или иной сфере.

В социальной сфере действуют институты семьи, ме­дицины, социального обеспечения. Они решают вопросы, связанные с воспроизводством человеческого рода, сохра­нением здоровья людей, помощью больным и престарелым людям и т. д.

С институтами социальной сферы тесно связаны институты духовной сферы общественной жизни — образование, наука, искусство, церковь. Эти институты обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры, социализацию подрастающих поколений.

В экономической сфере жизни общества действуют ин­ституты собственности, финансовые институты, институты производства и т. д. Их назначение — обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ.

Политико-правовая сфера общественной жизни связана с функционированием институтов государства и права: законо­дательных и административных органов, армии, правоохра­нительных, контролирующих органов, политических партий и т. д. Общая задача этих институтов — поддержание поряд­ка, осуществление власти, упрочение целостности общества.

Перечисленные социальные институты во многом не­похожи друг на друга. Но есть у них и важные общие черты. Связано это с тем, что люди в процессе совместной деятельности ищут наиболее приемлемые и результативные способы её организации, своеобразные шаблоны, образцы и правила поведения. Удачные находки постепенно становят­ся привычными и общепризнанными, что и характеризует социальные институты.
20


Военная присяга

Итак, возникновение социальных институтов — это пре­жде всего процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, а также определённых социальных ролей. Ведь если такие нормы и правила выработаны, то должны быть не только люди, которые их выполняют, но и те, кто следит за их выполнением, поощряет правильные действия и наказывает за нарушение правил.

Социальный институт — это система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей. Данная система выражает утвердив­шееся в обществе понимание определённых ценностей. Она закрепляет также процедуры, ведущие к удовлетворению соответствующих потребностей общества. Конкретные про­цедуры бывают очень разными. Например, правила оформ­ления банковского кредита непохожи на правила голосова­ния на выборах, процедура крещения новорождённого мало напоминает процедуру выпускных экзаменов в школе или защиты диссертации на соискание учёной степени. Однако без чётко фиксированных правил, процедур и распределе­ния ролей или функций, выполняемых разными людьми, нет и социальных институтов.


Что такое социальная роль, вы уже рассматривали в 9 классе. Здесь же отметим, что социальные роли, преду­смотренные действующими институтами, отличаются устой­чивостью. В обществе осуществляется довольно жёсткий контроль за правильностью исполнения этих ролей. На­пример, кассир в банке или в магазине должен чётко раз­личать собственные деньги и деньги, которые вверены ему по службе, иначе его ждёт весьма суровое наказание.

Благодаря строгому определению социальных ролей и процедур решения возникающих вопросов удаётся пре­дотвратить многие недоразумения, избежать обострения конфликтов. Например, невыполнение одним человеком финансовых обязательств перед другим, если эти обяза­тельства должным образом оформлены, не должно вести к бурным спорам и ссорам. Для решения данных вопросов су­ществуют юридические процедуры и органы правосудия.

Таким образом, успешное функционирование социаль­ных институтов упрощает и рационализирует жизнь людей, вводя её в определённые рамки, подчиняя её понятным и общепринятым правилам. Чем сложнее общественная жизнь, тем больше возникает разнообразных социальных институтов, обеспечивающих её нормальный ход. Успешно функционирующий социальный институт сплачивает лю­дей, приобщает их к значимым для общества ценностям, нормам и образцам поведения, помогает согласовывать вза­имные связи и действия. Социальный институт закрепляет накопленный людьми опыт совместной жизнедеятельности и обеспечивает его передачу новым поколениям.

Социальные институты обычно выполняют и некоторые дополнительные функции, специально не предусмотренные при их создании. Например, некоторые люди получают высшее образование вовсе не потому, что стремятся к зна­ниям, профессиональному росту. Бывает, этим они обнару­живают неудовлетворённое честолюбие, желание повысить собственный престиж.

С изменением общественной жизни преобразуются и упорядочиваются её социальные институты. Давно отошла в прошлое социальная роль племенного вождя; на место ро­стовщиков и менял пришли современные банки, решающие


среди множества других и задачи выдачи кредитов, обмена валют. В современном обществе неуклонно возрастает роль образования, которое становится необходимым условием успешной адаптации к новым условиям жизни. Необразо­ванному человеку всё труднее ориентироваться в процессах, протекающих в окружающем мире. Важной стороной со­временной образованности является знание основных со­циальных институтов, умение действовать в соответствии с их правилами и нормами.

Вопросы и задания

1.Каковы основные признаки социального действия? 2. Какие разновидности общественных отношений вы могли бы выделить? Как они связаны с основными сферами жизни общества? 3. Что такое социальный институт? Каковы его признаки? 4. Чем вызвано возник­новение социальных институтов? 5. Могут ли социальные институты устаревать? Что с ними в этом случае происходит? 6. Какие из из­вестных вам социальных институтов представляются вам устаревши­ми, а какие, наоборот, наиболее перспективными?



2015-11-20 1435 Обсуждений (0)
Социальные отношения и институты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные отношения и институты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)