Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус личности в современном государстве



2015-11-20 14577 Обсуждений (0)
Правовой статус личности в современном государстве 4.90 из 5.00 10 оценок




Правовой статус личности — совокупность прав, свобод, обязанностей личности, определяющих её правовое положение в обществе. Правовой статус личности определяется норма­ми конституции, законами и подзаконными актами. Судья, военнослужащий, студент, почётный гражданин — всё это примеры конкретного правового статуса, от которого зависит правовое положение лица. Это правовое положение характе­ризуется определённым набором прав и обязанностей.

Более подробно про правовой статус личности: понятие, принципы и виды читайте тут.

Составными элементами правового статуса являются:

• права и свободы человека, т. е. потенциальные возмож­ности пользоваться определёнными жизненными благами;

• гражданство (права и свободы в первую очередь явля­ются правами и свободами гражданина);

• правосубъектность, понимаемая как признанная законом способность лица иметь и осуществлять свои права и выпол­нять обязанности. Некоторые лица, например малолетние дети, не имеют права заключать договоры купли-продажи и т. д.;

• гарантии государства (политические, социальные, эко­номические, правовые) как условия и средства обеспечения прав и свобод личности.

Обязанности и гражданский долг человека

Обязан­ности являются оборотной стороной прав, которые принад­лежат человеку и гражданину. Конституционной обязан­ностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, является соблюдение её конституции, законов, уважение национальных традиций.

Невыполнение обязанностей может повлечь за собой юридическую ответственность. Обязанности, как и права, можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц, беречь историко-культурное, духов­ное наследие, охранять природу является человеческой обязанностью. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь к гражданским обязанностям относится участие в финансировании государственных расходов (посредством уплаты налогов, пошлин и т. д.) и защита страны (прохож­дение воинской службы).

 

Честь и достоинство личности

Это фундаментальные понятия права, подчёркивающие особое значение интере­сов человека в соотношении с интересами государства и общества. Защита чести и достоинства личности является первоочередной обязанностью правового государства. Со­гласно конституции наше государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

На избирательном участке

Человеческое достоинство — это универсальная харак­теристика всех людей. Оно неотделимо от личности и не зависит ни от гражданства, ни от национальности, ни от цвета кожи, ни от пола или возраста человека. Каждый человек в полной мере обладает достоинством.

Политическая культура личности

Важнейшие составля­ющие политической культуры личности — это, во-первых, её знания о мире политики, во-вторых, её политические убеждения, ценностные ориентиры, в-третьих, характерные для неё способы практического участия в политической деятельности.

Политические знания могут ограничиваться обыденными представлениями, которые нередко характеризуются иска­жением сути политических событий, процессов, неверным толкованием ключевых политических понятий (например, истолкование демократии как вседозволенности). Изучая

 

учебные предметы социально-гуманитарного цикла, работая с достоверными источниками информации о политической жизни общества, можно качественно повысить уровень своей политической образованности. Это поможет само­стоятельно выработать обоснованную позицию в отношении заявлений политических деятелей, предлагаемых ими по­литических решений, а также распространённых в обще­стве воззрений, предубеждений, предрассудков. Отсутствие достоверной информации — одна из главных причин появ­ления искажённых, предвзятых политических оценок.

Политическая культура личности проявляется не только в словах, но и в делах. Она связана с активной жизненной позицией человека, ответственным исполнением им своего гражданского долга. Это предполагает сознательное участие в выборах, обсуждении ключевых вопросов жизни своего города или села, страны в целом. Политическая культура проявляется в уважительном отношении к государственным символам, политическим традициям своего народа.

Политическая культура людей, облечённых властью, сказывается на том, как они принимают решения и как они их осуществляют. Политический деятель должен очень от­ветственно относиться к данным им обещаниям, учитывать мнение не только специалистов, но и рядовых граждан. Важен и стиль его взаимоотношений с другими политиче­скими институтами — политическими партиями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, со средствами массовой информации, а также со своими по­литическими противниками.

Зрелая политическая культура личности проявляется в глу­боком чувстве любви к родине, готовности служить ей, за­щищать её. Патриот подчиняет свою жизнь интересам оте­чества. В основе патриотизма лежит присущее практически каждому человеку почитание места своего рождения, места постоянного проживания — своей родины, преданность ей до конца жизни, любовь и забота об этой земле, уваже­ние местных традиций. В зависимости от уровня развития гражданского сознания человека его родина — это либо его дом, улица, посёлок, город, либо вся страна, в которой он родился и вырос.

 

Истинный патриот выступает за тех, кто укрепляет его ро­дину, и против тех, кто наносит ей ущерб. В этой связи очень легко понять, насколько непатриотичны те, кто сеет вражду к своим соотечественникам, раскалывает общество. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой страны.

Политическое лидерство

Основная масса людей и поли­тические лидеры различаются по степени влияния на жизнь общества. Политические лидеры играют ведущую роль в борьбе социальных сил за власть или в осуществлении власти.

Лидер есть в каждой организации. Любая совместная деятельность людей требует организующего воздействия, руководства со стороны людей, имеющих авторитет и спо­собных влиять на других. Политический лидер в наши дни не действует в одиночку. У него есть помощники, которые согласуют с ним свои действия и обеспечивают связь с мас­сами людей. Обычно политический лидер возглавляет какую-либо организацию, выполняет ответственные управленче­ские функции.

Влияние политического лидера на большие массы лю­дей связано прежде всего с тем, что он пользуется их до­верием, уважением и поддержкой. Он хорошо чувству­ет настроение людей, знает их проблемы и заботы и вы­двигает в качестве первоочередных такие задачи, решение которых способно сплотить людей и ведёт к улучшению их жизни, укреплению положения страны на мировой арене. В новейшей истории Франции таким политическим лидером был генерал Шарль де Голль. Такими качествами обладает и первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Политический лидер стремится укрепить связь государ­ства с народом. Он добивается дебюрократизации управлен­ческой деятельности, защищая интересы простых сограж­дан. Одна из основных функций лидера — поддерживать единство общества, оберегать его от раскола, предотвращать социальные конфликты.

Политического лидера отличает способность видеть пер­спективы развития, соединять глубокие знания об обществе с интуицией, которая помогает находить необычные твор­ческие решения возникающих проблем.

 

Качества политического лидера сродни большому талан­ту. Таланты не даются людям в готовом виде от рождения. Лидеров нужно растить. Им надо помогать развивать спо­собности, избавляться от недостатков.

Вопросы и задания

1. Чем определяется и в чём состоит правовой статус личности в государстве? 2. Как вы понимаете патриотизм? 3. Какими личност­ными качествами, с вашей точки зрения, должен обладать политиче­ский лидер? 4. Что такое политическая культура? 5. Л. Д. Троцкий 25 марта 1935 г. записал в дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции». Согласны ли вы с этим утверждением? 6. Проведите дискуссию на тему «Современный политический лидер — кто он?».

Практикум

1. Как вы понимаете следующие утверждения?

• Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все (Перикл).

• Сегодня политика — это как футбол: все болеют, дают друг другу советы, но не умеют играть (А. Колесников, со­временный публицист.

• Политика есть отношения между классами (В. И. Ле­нин).

Какое из приведённых суждений, на ваш взгляд, наибо­лее точно выражает суть политики? Поясните своё мнение примерами.

2. Видному английскому политическому деятелю У. Чер­чиллю (1874—1965) принадлежит выражение «Демокра­тия — самая плохая форма правления, если не считать все остальные». Как вы понимаете данное высказывание? Следует ли из него, что У. Черчилль негативно оценивал демократию?

3. В Советском Союзе в бюллетени для голосования обычно включалась одна кандидатура, т. е. имели место выборы без выбора. С конца 1980-х гг. выборы стали проводиться на альтернативной основе. В борьбу включились представители

 

разных партий и течений. Почему же в советское время яв­ка на избирательные участки была почти стопроцентной, а в демократических обществах явка бывает очень низкой?

4. Постройте схему «Компоненты политической куль­
туры». Дайте оценку политической культуре современной
молодёжи.

5. Американский социолог Р. Миллс выявил такой исто­рический парадокс: новый класс добивается власти благо­даря открытости и плюрализму, но закрепляется на до­стигнутых позициях благодаря закрытости и монополизму. Как, на ваш взгляд, это можно объяснить?

6. Какие три типа власти выделял М. Вебер? Назовите и охарактеризуйте их.

7. С точки зрения территориального устройства все го­сударства подразделяются:

 

• на унитарные;

• федерации;

• конфедерации.

К какому из этих типов относятся следующие страны: США, Канада, Бразилия, Украина, Португалия, Россия, Казахстан, Бельгия, Беларусь, Уругвай, Индия, Германия, Мексика, Италия, Китай?

8. Сравните два межгосударственных объединения — Европейский Союз и СНГ. Найдите между ними сходства и различия. Перечислите государства, входящие в первый и во второй союзы. Объясните, что такое единое европейское гражданство и почему единого гражданства нет в СНГ.

9. В какие периоды истории сильная исполнительная власть, на ваш взгляд, особенно необходима? Какая из ветвей власти была доминирующей в период правления Ш. де Голля, И. Сталина, М. Горбачёва, Б. Ельцина? Чем это объясняется?

 

10. Почему тоталитаризм нередко порождает культ лич­ности? Каковы взаимоотношения вождя (диктатора) и на­рода (массы) в условиях тоталитаризма?

11. Охарактеризуйте политическую партию как инсти­тут общества, раскройте её роль в современном мире.

12. Что такое электорат и как он делится по политиче­ским предпочтениям?

 

 

13. Что такое многопартийность и как она проявляется в современной Беларуси? Почему в странах молодой демо­кратии политических партий бывает больше, чем в странах давно ставших на путь демократического развития?

14. Проанализируйте следующие афоризмы и покажите, как они раскрывают проблему власти.

 

• Растущая потребность в сильном человеке — неопро­вержимый признак слабости (Г. Честертон).

• Самая жестокая тирания — та, которая выступает под се­нью законности и под флагом справедливости (Ш. Монтескье).

• Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осущест­вляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей (Г. Моргентау).

15. Как вы понимаете следующие выражения?

• Средний класс является социальной базой центрист­ски ориентированных партий.

• В правительстве нужны иные качества, чем в оппози­ции, и даже иные достоинства: практическая этика ответ­ственности вместо чистой этики убеждений (Р. Дарендорф).

• Когда гражданское общество не развито, на первый план выступает схватка элит (В. Рукавишников).

 

16. Этакратизм (от фр. etat — государство и гр. Kratos — власть) — строй, при котором государство владеет всеми средствами производства и монопольно управляет социаль­ной, политической и экономической жизнью общества. Как это сказывается, на ваш взгляд, на развитии культуры?

17. В сказках народов мира нашло отражение отношение людей к власти. Как, на ваш взгляд, относятся к власти ге­рои белорусских народных сказок? Приведите примеры.

 

18. Существует мнение, что Япония — это открытое общество весьма закрытых групп. Иначе говоря, полити­ческая макроструктура в виде парламентской демократии, конституционализма, правового государства, многопартий­ности и других атрибутов классической демократии создана при сохранении групповых, коллективистских начал. Как вы оцениваете такое явление?

19. Подготовьтесь к диспуту «Шан Ян против Перикла»: деспотия или демократия? Единый сильный правитель или сильное общество?

^Р 6.3ак.1537.

 

 

Документы и материалы

1. В статье «Как нам обустроить Россию. Посильные со­
ображения» видный русский писатель А. И. Солженицын
говорил о демократии малых пространств: небольшого города,
посёлка, станицы, волости (группа деревень), уезда (района).

А. И. Солженицын (1918—2008)

«Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревен­ский мир, а в иные поры — городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и проделала не­малый путь ещё одна форма его — зем­ство, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного зем­ства и без обвершения всероссийским. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его со­ветами, от самого начала подмятыми компартией. Всей историей с 1918-го эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком-либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не могут эту форму спасти: она не обеспе­чивает местных интересов с их влиянием через всю струк­туру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой».

Как вы понимаете данное высказывание? Какое отноше­ние демократия малых пространств имеет к политике?

2. Прочитайте фрагмент из работы современного российско­
го исследователя Е. Старикова «Популизм и маргиналы».

«С давних времён на изломах общественной жизни воз­никает своеобразное явление, называемое популизмом (от лат. popolus — народ). Скорее стихийное движение, чем ор­ганизованная партия, больше настроение, нежели идеология, это явление возникает как реакция широких и разнородных масс на оттеснение их от центров экономической и полити­ческой власти. В популизме «простой человек», утративший

 

идеологические ориентиры, ищет способ хоть как-то влиять на принятие важных для него решений.

Одна из главных черт популизма — мощный антибюро­кратический заряд. Переплетение демократических идей и дичайших предрассудков массового сознания, здравой соци­альной критики и ностальгии по «старому доброму времени», озабоченности судьбами страны и обветшалых мифов образует гремучую смесь, особо опасную при стремлении к прямому действию. Тем более когда действия диктует не осознанная логика событий, а эмоции стихийно объединившейся массы. Политическая элита, когда она теряет свои позиции, по­лучает «политическую пехоту» в виде шовинистических и

других экстремистских групп — люмпе­нов и маргиналов. Они связаны с уста­ревшими формами производства и напу­ганы непредсказуемыми изменениями. На словах проклиная бюрократию, они гораздо больше опасаются непонятного им движения за глубокую демократиза­цию общества и тоскуют по утраченному «порядку» и «сильной руке».

Томас Гоббс (1588—1679)

Известны ли вам из истории примеры популизма? Почему, на ваш взгляд, люм­пены и маргиналы составляют «полити­ческую пехоту» политической элиты?

3. Определите, каким теориям про­исхождения государства соответствуют приведённые ниже высказывания. Оха­рактеризуйте эти теории.

Т. Гоббс: «Естественное состояние че­ловека состоит в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех».

Жан Жак Руссо (1712—1778)

Ж. Ж. Руссо: «Естественное состоя­ние человека есть мирное, идиллическое первобытное царство свободы. Государ­ство — искусственное произведение со­знательной воли людей, согласившихся соединиться ради обеспечения свободы и порядка».

 

 


В. Ленин: «Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий».

Е. Дюринг: «Без господства большинства над меньшин­ством не может возникнуть государство. В любой момент государство может быть уничтожено людьми».

Г. Спенсер: «Государство — не сознательное произведение свободной деятельности человека, а естественное произведение сил природы. Государственная власть — естественное господ­ство целого над частями. Общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток».

4. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гласит:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на

свободное выражение их; это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свобо­ду искать, получать и распространять информацию и идеи лю­быми средствами и независимо от государственных границ». Как, на ваш взгляд, это право связано с другими правами человека?

5. Познакомьтесь с фрагментами из знаменитого сочине­
ния Н. Макиавелли «Государь».

«Итак, князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему на­до удержать своих подданных в един­стве и верности. Ведь, показав в крайно­сти несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допуска­ет развиться беспорядкам, вызывающим убийства и грабежи; это обычно потря­сает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека.

Ведь тот, кто хотел бы всегда испове- Никколо Макиавелли
довать веру в добро, неминуемо погиб- (14Ь9—15^7)

нет среди столь многих людей, чуждых

добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться этим.

Смотря по необходимости, князь должен быть настолько мудр, чтобы уметь избегать бесславия тех пороков, которые

 

лишали бы его государства, других же пороков, не угро­жающих его господству, он должен беречься, если это воз­можно; если же он не в силах это сделать, то может дать себе волю без особых колебаний».

Как согласно Н. Макиавелли соотносятся мораль и по­литика? Какие пороки могут лишить правителя власти? Какова главная цель политика? Каково вообще предна­значение такой сферы общественной деятельности, как политика? Возможно ли существование всецело мораль­ного политика? Проанализируйте формулу Н. Макиавел­ли «Цель оправдывает средства». Соотнесите рассуждение Н. Макиавелли с аргументами этики ненасилия.

Урок обобщения

1. Дайте развёрнутую характеристику политической си­стеме общества.

2. Как взаимосвязаны понятия «власть», «государство» и «политика»?

3. Выделите основные этапы обретения Республикой Беларусь суверенитета.

4. Используя современную политическую карту мира, расскажите о формах государственного устройства различ­ных стран.

5. Проследите смену форм правления на примере одной из европейских стран.

6. Сравните современные политические системы обще­ства. Ответ оформите в виде таблицы.

7. Объясните, что в современном мире способствует об­разованию политических партий. Сделайте сообщение об одной из известных вам политических партий, действую­щих в Республике Беларусь.

8. Какие молодёжные организации действуют в Респу­блике Беларусь? Какова их роль в осуществлении молодёж­ной политики нашим государством?

9. Напишите эссе на одну из следующих тем:

 

• «Человек — винтик или творец истории?»;

• «Идеальный правитель у Конфуция и Платона»;

• «Действительно ли идеально «идеальное» государство Платона?».

 

Тема 4



2015-11-20 14577 Обсуждений (0)
Правовой статус личности в современном государстве 4.90 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус личности в современном государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)