Правовой статус личности в современном государстве
Правовой статус личности — совокупность прав, свобод, обязанностей личности, определяющих её правовое положение в обществе. Правовой статус личности определяется нормами конституции, законами и подзаконными актами. Судья, военнослужащий, студент, почётный гражданин — всё это примеры конкретного правового статуса, от которого зависит правовое положение лица. Это правовое положение характеризуется определённым набором прав и обязанностей. Более подробно про правовой статус личности: понятие, принципы и виды читайте тут. Составными элементами правового статуса являются: • права и свободы человека, т. е. потенциальные возможности пользоваться определёнными жизненными благами; • гражданство (права и свободы в первую очередь являются правами и свободами гражданина); • правосубъектность, понимаемая как признанная законом способность лица иметь и осуществлять свои права и выполнять обязанности. Некоторые лица, например малолетние дети, не имеют права заключать договоры купли-продажи и т. д.; • гарантии государства (политические, социальные, экономические, правовые) как условия и средства обеспечения прав и свобод личности. Обязанности и гражданский долг человекаОбязанности являются оборотной стороной прав, которые принадлежат человеку и гражданину. Конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, является соблюдение её конституции, законов, уважение национальных традиций. Невыполнение обязанностей может повлечь за собой юридическую ответственность. Обязанности, как и права, можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц, беречь историко-культурное, духовное наследие, охранять природу является человеческой обязанностью. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь к гражданским обязанностям относится участие в финансировании государственных расходов (посредством уплаты налогов, пошлин и т. д.) и защита страны (прохождение воинской службы).
Честь и достоинство личностиЭто фундаментальные понятия права, подчёркивающие особое значение интересов человека в соотношении с интересами государства и общества. Защита чести и достоинства личности является первоочередной обязанностью правового государства. Согласно конституции наше государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. На избирательном участке Человеческое достоинство — это универсальная характеристика всех людей. Оно неотделимо от личности и не зависит ни от гражданства, ни от национальности, ни от цвета кожи, ни от пола или возраста человека. Каждый человек в полной мере обладает достоинством. Политическая культура личностиВажнейшие составляющие политической культуры личности — это, во-первых, её знания о мире политики, во-вторых, её политические убеждения, ценностные ориентиры, в-третьих, характерные для неё способы практического участия в политической деятельности. Политические знания могут ограничиваться обыденными представлениями, которые нередко характеризуются искажением сути политических событий, процессов, неверным толкованием ключевых политических понятий (например, истолкование демократии как вседозволенности). Изучая
учебные предметы социально-гуманитарного цикла, работая с достоверными источниками информации о политической жизни общества, можно качественно повысить уровень своей политической образованности. Это поможет самостоятельно выработать обоснованную позицию в отношении заявлений политических деятелей, предлагаемых ими политических решений, а также распространённых в обществе воззрений, предубеждений, предрассудков. Отсутствие достоверной информации — одна из главных причин появления искажённых, предвзятых политических оценок. Политическая культура личности проявляется не только в словах, но и в делах. Она связана с активной жизненной позицией человека, ответственным исполнением им своего гражданского долга. Это предполагает сознательное участие в выборах, обсуждении ключевых вопросов жизни своего города или села, страны в целом. Политическая культура проявляется в уважительном отношении к государственным символам, политическим традициям своего народа. Политическая культура людей, облечённых властью, сказывается на том, как они принимают решения и как они их осуществляют. Политический деятель должен очень ответственно относиться к данным им обещаниям, учитывать мнение не только специалистов, но и рядовых граждан. Важен и стиль его взаимоотношений с другими политическими институтами — политическими партиями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, со средствами массовой информации, а также со своими политическими противниками. Зрелая политическая культура личности проявляется в глубоком чувстве любви к родине, готовности служить ей, защищать её. Патриот подчиняет свою жизнь интересам отечества. В основе патриотизма лежит присущее практически каждому человеку почитание места своего рождения, места постоянного проживания — своей родины, преданность ей до конца жизни, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций. В зависимости от уровня развития гражданского сознания человека его родина — это либо его дом, улица, посёлок, город, либо вся страна, в которой он родился и вырос.
Истинный патриот выступает за тех, кто укрепляет его родину, и против тех, кто наносит ей ущерб. В этой связи очень легко понять, насколько непатриотичны те, кто сеет вражду к своим соотечественникам, раскалывает общество. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой страны. Политическое лидерствоОсновная масса людей и политические лидеры различаются по степени влияния на жизнь общества. Политические лидеры играют ведущую роль в борьбе социальных сил за власть или в осуществлении власти. Лидер есть в каждой организации. Любая совместная деятельность людей требует организующего воздействия, руководства со стороны людей, имеющих авторитет и способных влиять на других. Политический лидер в наши дни не действует в одиночку. У него есть помощники, которые согласуют с ним свои действия и обеспечивают связь с массами людей. Обычно политический лидер возглавляет какую-либо организацию, выполняет ответственные управленческие функции. Влияние политического лидера на большие массы людей связано прежде всего с тем, что он пользуется их доверием, уважением и поддержкой. Он хорошо чувствует настроение людей, знает их проблемы и заботы и выдвигает в качестве первоочередных такие задачи, решение которых способно сплотить людей и ведёт к улучшению их жизни, укреплению положения страны на мировой арене. В новейшей истории Франции таким политическим лидером был генерал Шарль де Голль. Такими качествами обладает и первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Политический лидер стремится укрепить связь государства с народом. Он добивается дебюрократизации управленческой деятельности, защищая интересы простых сограждан. Одна из основных функций лидера — поддерживать единство общества, оберегать его от раскола, предотвращать социальные конфликты. Политического лидера отличает способность видеть перспективы развития, соединять глубокие знания об обществе с интуицией, которая помогает находить необычные творческие решения возникающих проблем.
Качества политического лидера сродни большому таланту. Таланты не даются людям в готовом виде от рождения. Лидеров нужно растить. Им надо помогать развивать способности, избавляться от недостатков. Вопросы и задания1. Чем определяется и в чём состоит правовой статус личности в государстве? 2. Как вы понимаете патриотизм? 3. Какими личностными качествами, с вашей точки зрения, должен обладать политический лидер? 4. Что такое политическая культура? 5. Л. Д. Троцкий 25 марта 1935 г. записал в дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции». Согласны ли вы с этим утверждением? 6. Проведите дискуссию на тему «Современный политический лидер — кто он?». Практикум 1. Как вы понимаете следующие утверждения? • Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все (Перикл). • Сегодня политика — это как футбол: все болеют, дают друг другу советы, но не умеют играть (А. Колесников, современный публицист. • Политика есть отношения между классами (В. И. Ленин). Какое из приведённых суждений, на ваш взгляд, наиболее точно выражает суть политики? Поясните своё мнение примерами. 2. Видному английскому политическому деятелю У. Черчиллю (1874—1965) принадлежит выражение «Демократия — самая плохая форма правления, если не считать все остальные». Как вы понимаете данное высказывание? Следует ли из него, что У. Черчилль негативно оценивал демократию? 3. В Советском Союзе в бюллетени для голосования обычно включалась одна кандидатура, т. е. имели место выборы без выбора. С конца 1980-х гг. выборы стали проводиться на альтернативной основе. В борьбу включились представители
разных партий и течений. Почему же в советское время явка на избирательные участки была почти стопроцентной, а в демократических обществах явка бывает очень низкой? 4. Постройте схему «Компоненты политической куль 5. Американский социолог Р. Миллс выявил такой исторический парадокс: новый класс добивается власти благодаря открытости и плюрализму, но закрепляется на достигнутых позициях благодаря закрытости и монополизму. Как, на ваш взгляд, это можно объяснить? 6. Какие три типа власти выделял М. Вебер? Назовите и охарактеризуйте их. 7. С точки зрения территориального устройства все государства подразделяются:
• на унитарные; • федерации; • конфедерации. К какому из этих типов относятся следующие страны: США, Канада, Бразилия, Украина, Португалия, Россия, Казахстан, Бельгия, Беларусь, Уругвай, Индия, Германия, Мексика, Италия, Китай? 8. Сравните два межгосударственных объединения — Европейский Союз и СНГ. Найдите между ними сходства и различия. Перечислите государства, входящие в первый и во второй союзы. Объясните, что такое единое европейское гражданство и почему единого гражданства нет в СНГ. 9. В какие периоды истории сильная исполнительная власть, на ваш взгляд, особенно необходима? Какая из ветвей власти была доминирующей в период правления Ш. де Голля, И. Сталина, М. Горбачёва, Б. Ельцина? Чем это объясняется?
10. Почему тоталитаризм нередко порождает культ личности? Каковы взаимоотношения вождя (диктатора) и народа (массы) в условиях тоталитаризма? 11. Охарактеризуйте политическую партию как институт общества, раскройте её роль в современном мире. 12. Что такое электорат и как он делится по политическим предпочтениям?
13. Что такое многопартийность и как она проявляется в современной Беларуси? Почему в странах молодой демократии политических партий бывает больше, чем в странах давно ставших на путь демократического развития? 14. Проанализируйте следующие афоризмы и покажите, как они раскрывают проблему власти.
• Растущая потребность в сильном человеке — неопровержимый признак слабости (Г. Честертон). • Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости (Ш. Монтескье). • Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей (Г. Моргентау). 15. Как вы понимаете следующие выражения? • Средний класс является социальной базой центристски ориентированных партий. • В правительстве нужны иные качества, чем в оппозиции, и даже иные достоинства: практическая этика ответственности вместо чистой этики убеждений (Р. Дарендорф). • Когда гражданское общество не развито, на первый план выступает схватка элит (В. Рукавишников).
16. Этакратизм (от фр. etat — государство и гр. Kratos — власть) — строй, при котором государство владеет всеми средствами производства и монопольно управляет социальной, политической и экономической жизнью общества. Как это сказывается, на ваш взгляд, на развитии культуры? 17. В сказках народов мира нашло отражение отношение людей к власти. Как, на ваш взгляд, относятся к власти герои белорусских народных сказок? Приведите примеры.
18. Существует мнение, что Япония — это открытое общество весьма закрытых групп. Иначе говоря, политическая макроструктура в виде парламентской демократии, конституционализма, правового государства, многопартийности и других атрибутов классической демократии создана при сохранении групповых, коллективистских начал. Как вы оцениваете такое явление? 19. Подготовьтесь к диспуту «Шан Ян против Перикла»: деспотия или демократия? Единый сильный правитель или сильное общество? ^Р 6.3ак.1537.
1. В статье «Как нам обустроить Россию. Посильные со
«Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мир, а в иные поры — городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь ещё одна форма его — земство, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства и без обвершения всероссийским. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его советами, от самого начала подмятыми компартией. Всей историей с 1918-го эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком-либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не могут эту форму спасти: она не обеспечивает местных интересов с их влиянием через всю структуру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой». Как вы понимаете данное высказывание? Какое отношение демократия малых пространств имеет к политике? 2. Прочитайте фрагмент из работы современного российско «С давних времён на изломах общественной жизни возникает своеобразное явление, называемое популизмом (от лат. popolus — народ). Скорее стихийное движение, чем организованная партия, больше настроение, нежели идеология, это явление возникает как реакция широких и разнородных масс на оттеснение их от центров экономической и политической власти. В популизме «простой человек», утративший
идеологические ориентиры, ищет способ хоть как-то влиять на принятие важных для него решений. Одна из главных черт популизма — мощный антибюрократический заряд. Переплетение демократических идей и дичайших предрассудков массового сознания, здравой социальной критики и ностальгии по «старому доброму времени», озабоченности судьбами страны и обветшалых мифов образует гремучую смесь, особо опасную при стремлении к прямому действию. Тем более когда действия диктует не осознанная логика событий, а эмоции стихийно объединившейся массы. Политическая элита, когда она теряет свои позиции, получает «политическую пехоту» в виде шовинистических и других экстремистских групп — люмпенов и маргиналов. Они связаны с устаревшими формами производства и напуганы непредсказуемыми изменениями. На словах проклиная бюрократию, они гораздо больше опасаются непонятного им движения за глубокую демократизацию общества и тоскуют по утраченному «порядку» и «сильной руке».
Известны ли вам из истории примеры популизма? Почему, на ваш взгляд, люмпены и маргиналы составляют «политическую пехоту» политической элиты? 3. Определите, каким теориям происхождения государства соответствуют приведённые ниже высказывания. Охарактеризуйте эти теории. Т. Гоббс: «Естественное состояние человека состоит в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех».
Ж. Ж. Руссо: «Естественное состояние человека есть мирное, идиллическое первобытное царство свободы. Государство — искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради обеспечения свободы и порядка».
В. Ленин: «Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий». Е. Дюринг: «Без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. В любой момент государство может быть уничтожено людьми». Г. Спенсер: «Государство — не сознательное произведение свободной деятельности человека, а естественное произведение сил природы. Государственная власть — естественное господство целого над частями. Общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток». 4. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гласит: свободное выражение их; это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Как, на ваш взгляд, это право связано с другими правами человека? 5. Познакомьтесь с фрагментами из знаменитого сочине «Итак, князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих подданных в единстве и верности. Ведь, показав в крайности несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, вызывающим убийства и грабежи; это обычно потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека. Ведь тот, кто хотел бы всегда испове- Никколо Макиавелли нет среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться этим. Смотря по необходимости, князь должен быть настолько мудр, чтобы уметь избегать бесславия тех пороков, которые
лишали бы его государства, других же пороков, не угрожающих его господству, он должен беречься, если это возможно; если же он не в силах это сделать, то может дать себе волю без особых колебаний». Как согласно Н. Макиавелли соотносятся мораль и политика? Какие пороки могут лишить правителя власти? Какова главная цель политика? Каково вообще предназначение такой сферы общественной деятельности, как политика? Возможно ли существование всецело морального политика? Проанализируйте формулу Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». Соотнесите рассуждение Н. Макиавелли с аргументами этики ненасилия. Урок обобщения 1. Дайте развёрнутую характеристику политической системе общества. 2. Как взаимосвязаны понятия «власть», «государство» и «политика»? 3. Выделите основные этапы обретения Республикой Беларусь суверенитета. 4. Используя современную политическую карту мира, расскажите о формах государственного устройства различных стран. 5. Проследите смену форм правления на примере одной из европейских стран. 6. Сравните современные политические системы общества. Ответ оформите в виде таблицы. 7. Объясните, что в современном мире способствует образованию политических партий. Сделайте сообщение об одной из известных вам политических партий, действующих в Республике Беларусь. 8. Какие молодёжные организации действуют в Республике Беларусь? Какова их роль в осуществлении молодёжной политики нашим государством? 9. Напишите эссе на одну из следующих тем:
• «Человек — винтик или творец истории?»; • «Идеальный правитель у Конфуция и Платона»; • «Действительно ли идеально «идеальное» государство Платона?».
Тема 4
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |