Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии



2015-11-20 778 Обсуждений (0)
Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии 0.00 из 5.00 0 оценок




АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки.

Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести.

При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного занятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:

• цели достигнуты;

• цели частично достигнуты;

• цели не достигнуты.

Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Краткий
  2. Структурный
  3. Аспектный
  4. Полный
  5. Комплексный

Краткий анализ— прово­диться сразу после занятия и не яв­ляется окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблю­дая занятие, анализирующий оце­нивает выполнение поставленной цели и сопоставляет задачи с полученным результатом.

Структурный анализ— яв­ляется основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую после­довательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет доминирующие этапы занятия.

 

Аспектный анализ— осу­ществляется на основе структур­ного. Главное внимание уделяет­ся анализу одного из аспектов занятия:

а) цели занятия;

б) структуры и организации занятия;

в) содержания занятия;

г) деятельности преподавателя на занятия;

д) деятельности учащихся на
занятии;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий занятия;
з) психологического аспекта занятия.

Полный анализ— это сис­тема аспектных анализов. Пол­ный анализ может быть осущест­влен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опы­та, конфликтной ситуации с учи­телем.

Мы рекомендуем примерную схему полного анализа занятия, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут преподавателю любого предмета провести самоанализ занятия.

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

I. Анализ цели занятия

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обосно­ванность цели занятия с учетом:

 

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и
умений учащихся;

г) места занятия в системе занятий
по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможностей самого учителя;

ж) прогнозов на конечный ре­зультат обучения.

2. Формы и методы дове­дения цели до учащихся. Целесо­образность этих форм и методов.

3. Степень достижения по­ставленной цели.

П. Анализ, структуры и организа­ции занятия

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.

2. Логическая последователь­ность и взаимосвязь этапов занятия.

 

3. Целесообразность распре­деления времени по этапам занятия.

4. Рациональность исполь­зования оборудования кабинета.

Научная организация труда преподавателя и учащихся.

6. Организация начала и конца занятия.

7. Оптимальный темп веде­ния занятия.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

III. Анализ содержания занятия

Вопросы для анализа:

1. Соответствие содержания занятия требованиям стандарта.

2. Логичность изложения.
3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложе­ния материла преподавателем уровню по­нимания содержания учащимися).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала преподавателям уровню сложности изложения содержания в учебнике).

Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания занятия с жизнью, профессиональная на­правленность материала.

Связь содержания занятия с потребностями и интересами учащегося.

8. Формирование самостоя­тельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся сред­ствами самого материала занятия.

IV. Анализ методики проведения занятия (деятельность преподавателя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора ме­тодов, приемов и средств обуче­ния с учетом:

а) темы занятия;

б) цели занятия;

в) возможностей группы;

г) возможностей самого преподавателя;

Д) учебно-материальной базы.

Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как преподаватель опре­делил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся дей­ствительно новыми).

4. Актуализация спорных знаний (как преподаватель работает с разнообразными точками зрения по теме занятия).

5. Качественное освоение нового материала (как определя­ется преподавателем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация преподавателем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражне­ний, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к задани­ям, инструктаж и пр.)

8. Педагогическая техника преподавателя - темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специаль­ной терминологии, умения в межличностном общении, прие­мы влияния на учащихся.



2015-11-20 778 Обсуждений (0)
Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)