Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи обучения по дисциплине



2015-11-20 447 Обсуждений (0)
Цели и задачи обучения по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра государственного и муниципального управления

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Для специальности подготовки

Государственное и муниципальное управление»

 

Специализация Государственная служба

 

Квалификация специалиста Менеджер

 

Форма обучения Очная

Санкт – Петербург

 

 

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Государственного и муниципального управления

Протокол от 14 июня 2007 г. № 10

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета Менеджмента

Протокол от 28 августа 2007 г. № 1

 

Голубецкая Н.П.

Системные исследования в управлении экономикой.- СПб.: СПбУУиЭ, 2007. – с.29

 

Учебно-методический комплекс «Системные исследования в управлении экономикой» предназначен для преподавателей и студентов всех форм обучения Академии управления и экономики. Он состоит из рабочей программы учебной дисциплины, планов семинарских занятий, методического пособия по выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения.

Изучение курса планируется по специальности «Системные исследования в управлении экономикой»» в течение первого и второго семестров: на дневном, вечернем отделении – 70 часов (24 часа лекций и 36 часа семинарских занятий) и заочном отделении –70 часов (12 часов лекций, 8 часов семинаров и 50 часов самостоятельной работы).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  
1. Рабочая учебная программа дисциплины
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
3. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий
4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, рефератов
5. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Цели и задачи обучения по дисциплине

Предметом изучения курса является обоснование возможностей количественного анализа вариантов государственной региональной политики и последствий принимаемых решений в среднесрочной, краткосрочной и долгосрочной перспективе на основе пространственного аспекта состояния и функционирования экономики. Во-первых, изучаются на региональном уровне соответствующие вопросы микроэкономики (размещение, территориальное ценообразование, транспортные издержки, агломерационные эффекты и т.д.) Во-вторых, анализируется макроэкономические взаимодействия отдельных регионов между собой и с федеральным центром в целом относительно решения задач экономического роста, занятости, конъюктуры и т.д.

В этой связи используются базовые предметы - экономическая теория, экономическая география, экономика предприятий и отраслей, статистика, экономико-математические методы, экономическая информатика.

Особое внимание в курсе обращается на проблемы теории и практики трансформации экономической системы с целью построения модели рыночной экономики как относительно более эффективной для решения задач реализации и наращивания регионального производственного потенциала, научно-технического прогресса, социального развития и включения в мирохозяйственные связи.

Методологически важным является то, что изменения социально-экономических систем или отдельных блоков происходят непрерывно, различаются по своей глубине; по интенсивности во времени; по темпам; скорости изменения; по уровню исследования - как отдельных изменений элементов системы, так и ее структуры в целом.

Одной из задач курса «Системные исследования в управлении экономикой» является мониторинг и прогнозирование динамики экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, оценки эффективности мер федерального центра по уменьшению региональной дифференциации, укреплению экономического и финансового потенциала регионов.

При моделировании экономических отношений в федеральном государстве важно принимать во внимание определенные проблемы между задачами государственной региональной политики и мерами по их реализации, с одной стороны, и региональными моделями, на основе которых предполагаются проверка, оценка и выработка таких мер, - с другой.

Рассматривая модели регионального развития, необходимо учитывать способности их реагировать на стратегические приоритеты государственной региональной политики. Поэтому важным этапом в курсе является детальная разработка инструментов государственной региональной политики и соответствующей надстройки региональных моделей на вписывание этих инструментов в систему управляющих параметров.

Для оценки региональной политики государства должны быть подвергнуты определенной инвентаризации задачи федерального центра в соответствии с их влиянием на социально-экономические процессы в регионах. В этой связи в курсе детально рассматриваются частные и интегральные показатели в следующих блоках – экономический, социальный, природно-ресурсный. При этом рассматриваются прогнозные и фактические индикаторы регионального развития.

Особое внимание уделяется вопросам места Российской Федерации в условиях глобализации и регионализации экономики. В рассматриваемом комплексе моделей предусматривается возможность активного отражения экономической политики государства такой, как налоговая, бюджетная, инвестиционная, ценовая, кредитно-финансовая, миграционная, социальная.

При этом детально прорабатываются следующие параметры налоговой политики – налог на прибыль, начисления на себестоимость, НДС, акцизы, начисления на заработную плату и т.д., каждый из видов налогов четко описывается с точки зрения влияния на региональную политику, ставки налогообложения различаются по отраслям и регионам.

На основе параметров бюджетной политики характеризуются финансовые поступления в региональные и федеральные бюджеты, а также внебюджетные фонды. Специальные параметры фиксируют формирование затрат на инвестиции. Доходы федерального бюджета развития определяются в доле от собственных доходов бюджета региона. Расходы на инвестиции за счет федерального бюджета зависят от сложившихся тенденций и играют регулирующую и стимулирующую функции при формировании общих инвестиционных ресурсов, необходимых данному региону. При определении объема инвестиций государства в регион особое место занимают цели и параметры федеральных программ, осуществляемых или планируемых в регионе.

Параметры инвестиционной политики частично пересекаются с параметрами блока бюджетной политики (по бюджетным инвестиционным ресурсам). В данном блоке рассматриваются показатели, связанные с процессами фондообразования и использования основных средств на региональном уровне: ставка амортизации; процент выбытия основных фондов; фондоотдача от вновь вводимых фондов; фондовооруженность и т.д. При этом государство может оказывать непосредственное влияние на инвестиционные процессы в регионе прямым финансированием проектов, в том числе на долевой основе и путем привлечения внешних инвесторов, используя такие рычаги, как создание льготных условий размещения капитала в и регионе.

Изучаемые параметры ценовой политики в агрегированном виде учитывают процессы инфляции, удорожание материальных затрат при производстве товаров и услуг, коэффициенты переоценки основных фондов и сметных стоимостей; индексы роста цен на рыночные услуги и т.д.

В курсе системные исследования в управлении экономикой изучаются параметры кредитно-финансовой политики такие, как средние ставки доходов населения, средние сроки кредитов и кредитные ставки по инвестиционным проектам, а также параметры, характеризующие миграционные и демографические процессы.

Целью данного курса является:

Объектом изучения дисциплины "Системные исследования в управлении экономикой" является экономическая система как относительно устойчивая, целостная, структурированная и изолированная модель, элементы которой, участвуя в воспроизводстве материальных благ и производственных отношений, образуют в системе иерархии структуры, которые обладают способностью к взаимодействию, т.е. к реализации большого количества связей, имеющих сложный характер.

Предметом изучения дисциплины является совокупность методологических и методических проблем, связанных с формированием и обеспечением устойчивого функционирования социально- экономической системы в условиях структурной перестройки экономики. Более полное представление о структуре предмета дисциплины дает перечень следующих основных вопросов, находящихся в центре внимания в процессе обучения:

· Теоретические проблемы управления в динамике неравновесности.

· Адаптация экономических систем к циклическим изменениям в экономике.

· Вопросы, связанные с необходимостью и возможностью влияния экономических субъектов на течение волновых и циклических процессов, на эволюцию экономических систем в динамике.

· Теоретическая разработка колебательных процессов в экономике с точки зрения возникновения, развития и разрешения экономических противоречий научно-технического прогресса.

· Регулирование экономических отношений субъектов различных уровней управления.

· Комплексные программы антикризисного управления для управляющих систем всех уровней иерархии.

· Прогнозирование динамики экономических систем с учетом циклических явлений.

· Исследование связей, способствующих устойчивости экономических систем.

· Изучение баланса внутренних и внешних связей для динамического развития систем.

· Конъюнктурные кризисы как временное нарушение пропорциональности.

· Структурные кризисы.

· Промышленные кризисы.

· Теоретические аспекты противоречий научно-технического прогресса.

Задачи дисциплины:

Исследование экономических систем с точки зрения неравновесности процессов, происходящих в них; построение относительно целостного подхода к изучению неравновесности процессов в экономических системах, выявление их причин и прогнозирования следствий; разработка комплексных механизмов системного исследования; определение критериальной базы, формирующей равновесное состояние экономической системы, а также бифуркационные и энтропийные процессы, связанные с этим; изучение методологии экономической динамики.

 

2. Организационно-методические указания

Программа курса рассчитана на студентов всех форм обучения, но ввиду разно масштабности часовых объёмов на разных отделениях, данная программа соответствует оптимальному объёму курса. Более сжатые курсы /заочное отделение/ должны преподаваться по сокращенным вариантам.

В целях активизации учебного процесса и лучшего усвоения и закрепления полученных знаний в курсе используется иллюстрированный материал.

В конце программы дается список рекомендуемой литературы и список контрольных вопросов для подведения итогов по прочитанному курсу.

Завершается учебный курс зачетом или экзаменом (согласно учебному плану).

 

В результате изучения дисциплины «Системные исследования в управлении экономикой» студенты должны получить следующие знания, навыки и умения:

- знать теоретические основы цикличности в экономической динамике;

- определять экономические противоречия научно-технического прогресса в условиях цикличности развития экономических систем;

- анализировать параметры возможного влияния субъектов управления на динамику неравновесных процессов;

- обосновывать концепции и программы условия разрешения экономических противоречий научно-технического прогресса на различных этапах циклов;

- формировать возможные направления методологии управления общественным развитием на региональном и муниципальном уровнях;

- разрабатывать схемы управления в различных социально-экономических системах.

 



2015-11-20 447 Обсуждений (0)
Цели и задачи обучения по дисциплине 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи обучения по дисциплине

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)