Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические сведения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



2015-11-20 353 Обсуждений (0)
Теоретические сведения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

 

 

Методические указания

К лабораторной работе

 

 

Рязань 2006


 

УДК 519.8

 

Системный анализ: метод анализа иерархий: Методические указания к лабораторной работе / Рязан. гос. радиотехн. ун-т.; Сост.: Е.Н. Евдокимова. Рязань, 2006. 12 с.

Изучается метод анализа иерархий для решения задач стратегического планирования сложными социально-экономическими системами (на примере предприятия). Приводится методика реализации метода на конкретной ситуации. Излагается порядок выполнения лабораторной работы, требования к отчету.

Предназначены студентам дневного и вечернего факультетов специальностей 0608 и 0611, а также факультета переподготовки специалистов по специальности экономист-менеджер.

Табл.: 3. Ил. 3. Библиогр.: 2 назв.

 

Метод анализа иерархий, уровни иерархии проблемы, локальные и глобальные приоритеты, прямой и обратный процесс планирования

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Рязанского государственного радиотехнического университета.

 

Рецензент: кафедра ЭОППП Рязанского государственного радиотехнического университета (зав. кафедрой д-р эконом. наук, проф. Ю.М. Солдак)

 

 


Лабораторная работа

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Цель работы: изучить этапы решения задач стратегического планирования методом анализа иерархий, правила построения иерархий прямого и обратного процесса.

 

Задания для выполнения

1. Построить дерево планирования (первый прямой процесс), решить его методом анализа иерархий.

2. Построить дерево планирования (первый обратный процесс), решить его методом анализа иерархий.

3. Построить дерево планирования (второй прямой процесс), решить его методом анализа иерархий.

 

Теоретические сведения

Стратегическое планирование – процесс, позволяющий определить комплекс действий, который необходимо сделать сегодня, чтобы достичь определенной цели в будущем. Выделяют два вида целей планирования:

- логическая, вероятная, достижимая цель, при постановке которой подразумевается, что предположения и факторы, воздействующие на исход, останутся существенно неизменными по отношению к настоящему состоянию, т.е. цель является разумной при существующих в настоящее время мотивация действующих лиц (акторов) и имеющихся у них технических, финансовых, интеллектуальных ресурсах;

- желаемая, оптимальная с точки зрения акторов, достижение которой с их стороны требует активных действий в условиях противодействия акторов друг другу.

Исходя из этого, будущее может быть двух видов: вероятное (вероятный исход) и желаемое (желаемый исход). При этом задача планирования заключается в определении такой последовательности действий, которая позволила бы сблизить вероятное и желаемое будущее.

Для планирования действий по достижению вероятного или желаемого будущего, а также с целью их сближения может применяться метод анализа иерархий.

Общая схема процесса стратегического планирования. Процесс планирования разделяется на два взаимодополняющих процесса:

 

- прямой процесс, при котором рассматриваются текущие факторы и делаются предположения относительно некоторого возможного логического, рационального исхода;

- обратный процесс, при котором рассмотрение начинают с желаемого исхода и продолжают в обратном направлении во времени, чтобы оценить факторы, которые нужны для достижения желаемого исхода.

Этап 1. Первый прямой процесс. Рассматривается прямой процесс с целью, исходя их возможных действий акторов, выбрать вариант наиболее вероятного будущего. При этом вероятное будущее в общем случае представляет собой некоторую комбинацию альтернативных сценариев (обобщенный сценарий) как результат реализации противоречивых действий различных акторов. В результате может получиться ослабленный вариант того, что каждый из акторов хочет видеть.

Этап 2. Первый обратный процесс. Рассматривается обратный процесс с целью, исходя из желаемого будущего, скорректировать существующий (разработанный при прямом процессе) комплекс действий.

Этап 3. Второй прямой процесс. С учетом выработанных в первом обратном процессе изменений в действиях акторов вновь выбирается наиболее вероятное будущее (обобщенный сценарий).

Этап 4. Сравнение результатов первого и второго прямого процессов с точки зрения приближения к желаемому будущему.

Этапы 2, 3 и 4 повторяются, пока полностью не будут исчерпаны возможности поиска путей сближения вероятного и желаемого будущего.

Уровни иерархии прямого процесса

1. Общая цель, фокус, назначение задачи планирования.

2. Акторы, действия которых влияют на исход.

3. Цели каждого актора.

4. Политики всех акторов, реализация которых позволит акторам достичь их целей.

5. Возможные сценарии, за которые борется каждый актор, как за результат реализации своих целей.

6. Обобщенный исход, который представляет собой результат реализации всех этих сценариев.

Уровни иерархии обратного процесса:

1. Актор, политика которого требует изменения.

2. Желаемые сценарии, которые хочет реализовать актор.

3. Перечень проблем, которые могут воспрепятствовать реализации желаемых сценариев.

4. Акторы, которые могут повлиять на решение проблем.

5. Цели этих акторов.

6. Политики исследуемого актора, которые, если следовать им, могут воздействовать на реализацию его желаемого будущего.

 

Исходя из контекста планирования, некоторые из указанных уровней иерархий прямого и обратного процессов могут отсутствовать.



2015-11-20 353 Обсуждений (0)
Теоретические сведения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические сведения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)