Схема 1. Пример получения теплых и холодных цветов
@ Однако не стоит забывать, что данный материал вы воспринимаете сейчас на электронном носителе, который искажает цвет, как было сказано выше. Колористика: свойства цвета Физические и оптические характеристики цветов определяют свойства цветов, которые в свою очередь определяют объективные реакции у зрителя. Например, разберем сначала «не цвета», то есть белый, черный и их смешение, то есть серый цвет. Как было сказано выше, белый цвет отвечает за светлоту. Добавляя белый цвет в любой другой чистый цвет, мы осветляем и получаем ненасыщенный оттенок этого цвета. Белый – это не цвет, а свет, исходит сверху (с небес), имеет свойство облегчать форму. Черный цвет – это темнота, это самый глухой и плотный цвет, благодаря добавлению черного в любой другой чистый цвет получаем насыщенный оттенок цвета. Более того, благодаря природе черного цвета, форма, окрашенная в него, воспринимается как более тяжелая и плотная, даже грузная. Здесь можно вспомнить о мифе, на который уповают считающие себя полными люди, – «черный стройнит». Но получается, что им известна не вся правда о черном. Итак, черный цвет стройнит только стройных, так как собирает форму, уплотняет ее, четко обозначает. Есть другие приемы, основанные на знаниях о свойствах цветов. Серый цвет = белый + черный в различных соотношениях. Благодаря этой комбинации серый цвет является самым стабильным, то есть не облегчает форму и не утяжеляет ее. Возможно, поэтому иногда из-за этого свойства стабильности в позитивном смысле его воспринимают как скучный и консервативный (в негативе). Серый цвет «успокаивает» и приглушает цвет, к которому добавлен, снижает яркость цвета, что тоже может быть полезным свойством. Разберемся теперь в теплых и холодных оттенках. Мы уже обозначили выше и проиллюстрировали на схеме, что наличие желтого пигмента придает оттенку теплоту, а наличие синего – холодность. Теплый, или желтый, цвет имеет «чудесное» свойство, о котором важно знать в нашей практике: желтый цвет (а, следовательно, и теплые оттенки других цветов) имеет определенные физические характеристики (длину волны и частоту колебаний), которые наделяют цвет свойством распространяться вовне, лучиться. Поэтому объекты, окрашенные в желтый цвет или теплые оттенки, в первую очередь обращают на себя внимание и воспринимаются крупнее объектов, окрашенных в холодные (с синим пигментом) оттенки.
Обратите внимание на желтый и синий круги, какой из них вам кажется больше или ближе? Правильный ответ: желтый кажется ближе или больше. Это доказательство свойств желтого цвета. Не задумывались ли вы, почему в некоторых городах такси окрашены в желтый цвет? Чтобы бросаться в глаза. Почему на встречи на высшем уровне в политических кругах участники не приходят в желтых или, например, оранжевых костюмах? Само собой разумеется, что обычно туда приходят мужчины в синих и серых костюмах, потому что так принято, а почему так принято? Потому что есть свойства цвета! Желтый (или оранжевый и другие теплые оттенки) слишком открыты (лучатся), дружелюбны, слишком несдержанны для деловой атмосферы. Какие же цвета приняты «там» и почему? Несложно догадаться, что синий! Синий (а значит, и холодные оттенки, имеющие в себе синий пигмент) цвет благодаря физическим характеристикам имеет свойство распространяться внутрь объекта, отступать, и благодаря этому объект кажется расположенным на более далеком расстоянии (по сравнению с желтым или теплым) или меньшего размера. Таким образом, используя эти знания о свойствах цветов, мы можем заявить о том, что с помощью теплых оттенков можно увеличить объем объекта, а с помощью холодных – уменьшить. Психология цвета Наряду со свойствами цвета, цвет имеет и чувственно-нравственное воздействие, о чем упоминал Гете. Иными словами, цвета имеют психологическую и духовную выразительность, влияют на физиологическое состояние человека и вызывают определенные реакции психики. Очень важно учитывать освещение при восприятии цвета, так как освещение и оттенок могут изменить картину зрительного восприятия, что в свою очередь влияет на психические процессы и состояния зрителя. Также учитывается и сочетание цветов, и сочетание цвета и формы. Существуют даже цветовые психологические тесты (см. тесты Люшера), с помощью которых можно определить отношение человека к себе в текущий момент, отношение к текущей жизненной ситуации, взаимоотношения с окружающими. Существуют и имидж-техники, которые тестируют клиента с точки зрения его психологического состояния и предлагают цвета, цветосочетания и формы, которые помогут решить психологические проблемы клиента («психологический» подход в имидж-консалтинге). û Однако здесь таится опасность, что при психологическом тестировании в разные моменты жизни клиент может получить диаметрально противоположные рекомендации относительно цветов и прочего. Причем эти цвета сами по себе, возможно, и будут иметь целительный эффект, однако не факт, что наиболее выгодно подчеркнут внешность клиента. Ниже приведем общепринятые положения о психологии восприятия цветов (из различных источников, например: Н. З. Алиева, «Физика цвета и психология зрительного восприятия»; Й. Иттен, «Искусство цвета»; Н. Г. Найденская, Е. В. Новокщенова, И. А. Трубецкова, «100% цвета» и др.): Красный – «горячий» цвет, обозначает опасность, запрет, оказывает стимулирующее действие, сильный цвет, побуждает к активным действиям, свидетельствует о наличии уверенности или придает уверенности человеку, символизирует материальную силу и возможности, страстную физическую любовь, может стимулировать гнев и ярость. Этот цвет связывают с праздниками, весельем, спортом, властью и сексуальностью. Желтый – самый светлый и «видный» цвет в спектре, уплотненный белый «свет», символ света, призывает к внимательности, предупреждает об опасности (например, желтый сигнал светофора). Символизирует ясное сознание, ум, правду и истинную мудрость. Ассоциируется с весельем, радостью, развлечениями. Синий – успокаивающий, умиротворяющий, расслабляющий цвет. Пригоден для уединения, смирения, созерцания. Символизирует веру, духовное начало, способствует творчеству. Ассоциируется со сдержанностью, скромностью, доверием и мудростью. Зеленый – безопасный, экологичный, естественный и природный, но неустойчивый, изменчивый (из физики: составной из синего и желтого!, оттенок зависит от соотношения красок), в зависимости от оттенка и освещения может выражать позитивную идею оптимизма, юности, плодородия, покоя и надежды либо негативную идею ленивой вялости, а в холодном варианте даже может создавать впечатление сильной холодной агрессивности. Оранжевый – яркий, жизнерадостный, молодой, динамичный (=подвижный), этнический (т. е. присущ народной тематике). Ассоциируется с гордым самосознанием, даже где-то внешней пышностью, создает уют и теплую атмосферу. Фиолетовый – самый темный цвет спектра, цвет бессознательного, имеет массу оттенков, которые определяют широкий диапазон выразительных возможностей от мрака и смерти через темное суеверие, отрешенность, одиночество и таинственность к духовному величию. Ассоциируется с царственностью, величием, роскошью, загадочностью консервативностью. Белый – легкий цвет чистоты, свет. Ассоциируется с чистотой, невинностью, новизной, высоким качеством, но и печалью. Черный – самый плотный, тяжелый, мрачный, угнетающий, тревожный, но в то же время может вызывать чувство утешения, защищенности, тишины и тайны. Серый – нейтральный, может восприниматься как консервативный, скучный или как изысканный и утонченный.
@ В настоящем курсе мы не будем придерживаться подобных изменчивых теорий, а предпочтем оставаться на позициях эстетического или искусствоведческого подхода ко внешности персоны, не примешивая сюда психологию, так как это отдельная и не совсем относящаяся к внешности тема (хотя «психологический» подход полезно изучить в общеобразовательных целях). Вполне справедливо будет предложить увлеченному психологией цвета клиенту наслаждаться воздействием «милого его сердцу» или полезного для улучшения настроения цвета, не на своей одежде или аксессуаре, а на каком-либо предмете, который можно созерцать без ущерба для внешности, например, на чашке, тарелке, скатерти, шторах и прочих бытовых аксессуарах, а то и в интерьерах. Настроение, жизненные ситуации могут меняться, а черты лица и природный колорит внешности человека даны единожды. Они должны быть первичны при формировании имиджа, гармонично сочетающегося с его внешностью, в чем и состоит суть эстетического или искусствоведческого подхода. Портрет должен быть достойно обрамлен, он первичен, а рама вторична и выбирается под стать портрету по принципу тождества или подобия. Практика Определяем оттенки
Для того, чтобы натренировать глаз и различать цвета, их оттенки и тона, необходима практическая работа с печатными (полиграфическими) источниками. В качестве тренировки предлагаем вам следующие упражнения. Упражнение № 1 Изучите и выучите наизусть таблицу «Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров», представленную ниже, данная таблица представлена в готовых цветовых палитрах НИА «Гид по стилю». Научитесь определять цвет и его оттенки, правильно относить их к теплой или холодной гамме. Изучите «Энциклопедию оттенков «Style Guide» для закрепления материала. Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров:
Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров (продолжение):
Упражнение № 2 Рассмотрите схему, аналогичную приведенной в лекционной части. Давайте проследим образование оттенков зеленого. В первую очередь вспомним, каким образом мы получаем зеленый цвет: Зеленый цвет = 50% синий + 50%желтый Таким образом, зеленый находится в нулевой точке на пересечении осей, справа желтый, слева – синий. Далее смешиваем зеленый и желтый, получаем зелено-желтый оттенок, добавляем в зелено-желтый белого, получаем светлый оттенок, который можно обозначить как «гороховый», теплый, ненасыщенный. Если в зелено-желтый добавлять черный, то есть затемнять зелено-желтый, получаем теплый насыщенный оттенок, типа «болотный». Теперь «пойдем в холодную сторону», т. е. от зеленого к синему, влево, но не очень «далеко». Добавим в зеленый немного синего (например, в стакан зеленой краски – две ложки синей краски), получим оттенок «нефритовый», далее будем осветлять нефритовый с помощью белого и получим «ивовый», холодный ненасыщенный. Вновь возьмем нефритовый за отправную точку и будем добавлять черный, получим черно-зеленый, холодный насыщенный оттенок. Это упражнение вы можете проделать в вещественных красках (используйте, например, набор красок для рисования). Рекомендуем вам использовать гуашь или масляные краски (не акварель), так как они более густые. Важно использовать плотную бумагу и вспомогательную «палитру» или черновик, где вы сможете смешивать основные цвета, а затем добиться нужного оттенка и далее нанести его на схему. Желательно ограничиться использованием только цветов первого порядка (синий, красный, желтый) плюс ахроматический ряд (черный, белый). Остальных готовых красок не касайтесь, безусловно, это труднее, но позволит вам отработать тему цвета весьма эффективно.
Упражнение № 3 Получите путем смешения цветов первого порядка и ахроматического ряда в вещественных цветах, то есть в красках (гуашь, масляные) следующие пары оттенков (используйте плотную бумагу и несколько емкостей с водой или несколько кистей): Рябиновый – вишневый. Креветочный – серо-розовый. Небесная лазурь – свинцовое небо. Салатовый – мятная свежесть. Болотный – малахитовый. Молочный шоколад – горький шоколад. Красный виноград – черника. Яичный желток – лимонная корка. Мышиный – графит. Упражнение № 4 Работа с первоисточниками. Ознакомьтесь с работой Леса Савахата и Кики Элдридж «Гармония цвета: полный справочник: сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций» (М.: ООО «Издательство Астрель», 2007). Авторы дают свои определения явлениям в цветовой гамме, предлагают готовые гармоничные цветовые комбинации. Проанализируйте работу, рассмотрите предложенные цветовые комбинации. Проследите различия внутри одной цветовой комбинации между основными цветовыми гаммами: монохроматическая; основная; составная; дополнительная; дополнительная гамма с вкраплением; третичная триада; ахроматическая родственная; дисгармоничная; нейтральная. Упражнение № 5 В том же источнике рассмотрите цветовые комбинации: сильная; мягкая; свежая; покорная; магическая; профессиональная Выявите основной компонент (цвет), который определяет характер комбинации.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |