Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


и денежно-кредитное регулирование экономики



2015-11-20 517 Обсуждений (0)
и денежно-кредитное регулирование экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Денежно-кредитная политика

В современном мире денежно-кредитная политика становится од­ной из наиболее значимых форм государственного регулирования эко­номики. О ее роли в жизни общества лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал: «...с помощью соответствующей денежно-кредитной поли­тики... возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчиты­вать на здоровый экономический рост».

Несмотря на важность денежно-кредитного регулиро­вания, в современной экономической теории отсутствует четкое раз­граничение понятий денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитной политики. Часто эти термины используются как сино­нимы, что не вполне корректно.

Денежно-кредитная политика это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воз­действие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране. Суть денежно-кредитной политики сводится к уста­новлению целей и задач денежного регулирования и определению ме­ханизма их достижения.

Проводниками денежно-кредитной политики в развитой эконо­мике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы;

— институты, основным назначением которых и является проведе­ние денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это центральный банк;

— институты, косвенно участвующие в процессе проведения де­
нежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести мини­
стерства финансов, казначейства. Федеральная служба по финансо­
вым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

Главная роль среди названных институтов отводится центрально­му банку1, так как именно он координирует реализацию государствен­ной денежно-кредитной политики.

Таким образом, денежно-кредитное регулирование это инстру­мент проведения денежно-кредитной политики; процесс прямого или кос­венного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) в целях достижения поставленных целей.

Конечными целями денежно-кредитной политики являются:

— обеспечение стабильности цен;

— полная занятость трудоспособного населения;

— рост реального объема производства;

— устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных целей центральные банки — про­водники официальной денежно-кредитной политики — могут исполь­зовать разные ее виды и стратегии.

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные по­литики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирова­ния оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразу­мевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная по­литика предполагает использование в основном рыночных инстру­ментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная став­ка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Харак­тер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.

Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денеж­но-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиин­фляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики:

1) путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота.

2) косвенное регулирование масштабов безналичного оборота де­нег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обяза­тельных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что за­кономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на за­емные ресурсы.

Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная поли­тика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приво­дит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к пониже­нию реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого на­ционального продукта, а также снижение спроса на деньги, что огра­ничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной поли­тики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную по­литику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности.

Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регули­рования в России. Ряд экономистов признают одной из главных при­чин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансо­вых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная ре­стрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфля­ции и выхода ее из-под контроля.

В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением про­центных ставок.

В зарубежной литературе обычно рассматривают четыре основные цели, которыми руководствуются монетарные власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:

1) финансирование бюджетного дефицита

2) достижение оптимального уровня занятости

3) достижение целей платежного баланса

4) сглаживание колебаний нормы процента

В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредит­ной экспансии может быть обусловлено также необходимостью прове­дения структурных преобразований в экономике, что требует, в свою очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание со­циальной напряженности и как следствие политической нестабильно­сти. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, кото­рый подразумевает защиту национальной банковской системы и фи­нансовых рынков от различного рода кризисов. Может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.

Следствием проведения денежно-кре­дитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.

Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне не­гативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В свя­зи с этим основной задачей монетарных властей является выбор опти­мальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечиваю­щей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.

Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на ко­нечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или дости­жение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования про­возглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в боль­шинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям тра­диционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управ­ление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрально­го банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидно­сти рынка.

Денежно-кредитное регулирование экономики может осуществ­ляться с помощью административных и рыночных инструментов.

Административные методы регулирования экономических про­цессов реализуются путем прямого вмешательства органов государст­венного управления (как правило, это прямые количественные ограни­чения кредитной деятельности). Такой метод воздействия существует всегда и во всех странах независи­мо от общественно-политического устройства. Различна лишь степень вмешательств..

Экономические методы регулирования включают создание таких ус­ловий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления.

И административные и эконо­мические методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.

Наибольшей эффективности денежно-кредитное регулирование экономики достигает в процессе использования как прямых, так и кос­венных рычагов одновременно. В ситуации, когда в силу обстоятельств рыночные рычаги действуют либо недостаточно эффективно, либо во­обще не действуют, их сочетание с административными мерами позво­ляет достичь желаемого эффекта.

Большинство развитых стран при проведении политики денежно-кредитного регулирования основное внимание уделяют экономиче­ским методам, к числу которых относятся:

— изменение ставки рефинансирования (в ряде стран — учетной
ставки);

— операции на открытом рынке;

— изменение обязательных резервных требований;

— валютные интервенции.

Данные инструменты имеют законодательное подтверждение, что увеличивает их результативность и повышает статус главного банка страны.

1. Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кре­дитного регулирования в странах с развитой рыночной экономики яв­ляется рефинансирование. Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным органи­зациям..

Кредитование Банком России кредитных организаций осуществ­ляется по ставке рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ мо­жет влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложе­ние в целом. Сокращение ставки рефинансирования или, во всяком случае, предсказуемая политика ее изменения благоприятно отражаются на ин­вестиционном климате национальной экономики, и наоборот.

Банк России предоставляет в рамках системы рефинансирования ломбардные, внутридневные кредиты, а также кредиты overnight. Все они предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список (ГКО — государственные краткосрочные бескупонные облига­ции, облигации федеральных займов, облигации внешних облигационных займов РФ, облигации Банка России и др.).

Ломбардные кредиты предоставляются на срок до 30 календарных дней, пролонгация по этим видам кредита не допускается. В соответствии с указанием от 11 июля 2008 г. размер процентных ставок по ломбардным кредитам ЦБ РФ 9,0 % годовых.

В западной практике ломбардные кредиты предоставляются на более длительный срок, в среднем до 90 календарных дней.

Основанием для предоставления однодневных расчетных креди­тов является наличие в конце операционного дня неисполненных пла­тежных поручений, наличие непогашенных внутридневных кредитов.

Основанием для предоставления внутридневных кредитов являет­ся наличие неисполненных платежных поручений в течение операци­онного дня. Погашение кредита происходит за счет поступлений денежных средств на корсчет кредитной организации.

ЦБ РФ может осуществлять кредитование банковской системы с использованием дополнительных форм обеспечения: поручительство либо залог векселей.

 

В соответствии с указанием от 5 августа 2005 г. (ред. от 11.07.2008) ЦБ РФ предоставляет кредитным организациям кредиты, обеспеченные залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами КО

2. Не менее важный инструмент реализации денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке.

Как правило, к ним относят операции по покупке, продаже государственных ценных бумаг, операции меж­дилерского РЕПО. В случаях избыточной ликвидности, повышении вероятности роста инфляции, опасного накопления остатков на счетах кредитных организаций, уве­личения платежеспособного спроса на валютном рынке центральный банк может разместить дополнительную массу государственных обяза­тельств в банковской системе, оттянув таким образом излишек денеж­ной массы. И наоборот: при недостаточной ликвидности банковской системы, грозящей замедлением расчетов в национальной экономике, опасном укреплении позиций национальной денежной единицы на внутреннем валютном рынке (угрозе снижения эффективности экс­порта), неадекватном состоянию экономики росте процентных ставок по кредитам центральный банк может выкупить часть государствен­ных бумаг, вернув в каналы денежного обращения значительную сум­му денег.

 

3. Следующий инструмент денежно-кредитного регулирования резервные требования. Впервые резервные обязательства были использованы в США в 1863 г., задолго до создания Федеральной резервной системы.

В настоящее время резервные требования в промышленно разви­тых странах используются для краткосрочного управления ликвидно­стью банковской системы.

Обязательное резервирование представляет собой аналог налога. Из-за того, что центральный банк обычно не платит процентов по ре­зервным отчислениям, банки теряют потенциальный доход, который могли бы получить, используя эти средства на кредитование. Для компенсации потери дохода банки вынуждены поднимать процентные ставки по выдаваемым кредитам.

Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования для контроля над денежным предложением.

4. Проведение валютных интервенций. Главная цель данного мероприятия — укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной к ней целью может быть под­держание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте.

Денежно-кредитная политика выступает ос­новным инструментом регулирования экономических процессов в со­временном обществе. Поэтому важнейшим аспектом деятельности центрального банка государства является выбор правильных ориенти­ров при ее проведении.

 



2015-11-20 517 Обсуждений (0)
и денежно-кредитное регулирование экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: и денежно-кредитное регулирование экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)