Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции в развитии категориального аппарата педагогики



2015-11-20 2705 Обсуждений (0)
Тенденции в развитии категориального аппарата педагогики 5.00 из 5.00 3 оценки




 

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1. Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.).

2. Включение в категориальный аппарат педагогики слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение» и др.).

В этих случаях необходимо перевести слова обыденного языка в разряд научно-педагогических понятий, то есть дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки и конкретного научно-педагогического исследования. Так, Н. Е. Щуркова, выявляя педагогический смысл слова «нежность», соотносит его с системой ценностных отношений к жизни и человеку, что дает ей основание утверждать: «Помня о жизни, бережно относясь ко всяческим проявлениям жизни во всех ее формах и уважительно относясь к человеку как носителю и творцу жизни, принимаем безусловно категорию «нежность» как одну из ценнейших педагогических категорий, размещаем эту ценность в методологической структуре как условие гуманистического воспитания, а в реальной совместной деятельности с детьми как общее условие взаимодействия с другими людьми» .

3. Новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие» и др.).

В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (со-бытие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни.

4. Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.

Последняя тенденция требует не только хорошей ориентации в современных научно-педагогических концепциях, но и становления у педагога толерантного отношения к иной научной точке зрения, иному типу педагогической деятельности, обусловленному тем или иным пониманием педагогических категорий. Для педагога очень важно признать существование и принять правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической категории.

 

 

Н. Л. Коршунова рекомендует соблюдать следующие правила использовании научно-педагогических терминов :

• Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, то есть оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться.

• Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении по какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля.

• В рамках одной научной работы (выступления) недопустимы редукция (сужение, сведение к более «простому» понятию) и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о феномене социокультурной реальности, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, понимая под ним формирование определенного качества, - такие случаи должны оговариваться особо.

По характеру используемых терминов и их содержательной трактовке (определениям) можно определить характер той педагогической парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также научную позицию того или иного исследователя.

Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какое содержание вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в педагогике в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления и, наоборот, разные термины могут использоваться для обозначения одного и того же явления. Тем не менее, в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.

Терминологическая однозначность требует различать понятия, которые в обыденной речи считаются синонимами. Примером такого различения могут служить следующие понятия:

ученик — ребенок как участник образовательного процесса (наряду с учителями, родителями);

обучающийся — правовой статус ребенка (термин, принятый в законодательства об образовании);

учащийся — ребенок как субъект учения (или учебной деятельности);

обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской деятельности).

Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе.

 

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим содержанием.

Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.

Категориальный аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, отдельного научно-педагогического исследования.

Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его гуманитарные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания.

 

 

Вопросы для закрепления (8 мин):

 

-Сейчас я задам несколько вопросов для проверки насколько хорошо вы усвоили новый материал:

-Чем отличается «термин» от «понятия»?

-На какие группы делятся категории в педагогике?

-Расскажите о тенденциях в развитии категориального аппарата педагогики.

 

Объяснение домашнего задания (3 мин):

 

Попрошу студентов записать домашнее задание: подготовиться к опросу по теме по своим записям с урока.

Подведение итогов урока (2 мин):

-Сегодня мы изучили такую тему как «Категориальный аппарат педагогики». Рассмотрели группы категорий в педагогике, основные педагогические категории. Надеюсь, урок вам понравился, и материал оказался понятным. Всем спасибо за внимание.

 

 



2015-11-20 2705 Обсуждений (0)
Тенденции в развитии категориального аппарата педагогики 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тенденции в развитии категориального аппарата педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2705)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)