Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мнения, задания, уговоры



2015-11-20 513 Обсуждений (0)
Мнения, задания, уговоры 0.00 из 5.00 0 оценок




Во время краткосрочной терапии мы часто просим людей поэкспериментировать с новыми вариантами поведения или играть новыми способами, воспринимая свою ситуацию, что часто означает для них радикальный отход от своих привычек в поведении и законов, давно признанных очевидными, представляющими здравый смысл. Сила основ, убеждений, ценностей будет составлять важный фактор готовности попробовать нечто иное. Рокич разработал трехуровневую качель убеждений, начиная с самых простых, глубоко укоренившихся (уровень 1), через убеждения, связанные с авторитетами, к которым мы прислушиваемся и которых уважаем (уровень 2), и до периферийных (уровень 3). Чем сильнее данное поведение укоренено в уровне 1, тем с большей силой и интенсивностью оно удерживается, и тем труднее на него повлиять (1968). Эту главу мы намереваемся посвятить представлению взглядов, происходящих из изучения искусства убеждения, которое мы считаем важным в работе терапевта.

Краткосрочная психотерапия

97

Абсолютно верно то, что люди с большим желанием сотрудничают и пытаются проводить в жизнь новые типы поведения, если их оценили, в том случае, когда их убеждения, чувства понимаются и уважаются. А люди, которые чувствуют себя непонятыми, особенно, когда переживают сильные стрессы, в значительно меньшей степени способны воспринимать уговоры, вне зависимости от того, каким важным кажется содержание беседы (Нун-нали и Бобрен, 1959).

Расстроенной женщине, которую только что бросил муж, группа озабоченных социальных работников советовала немедленно связаться с начальником отдела общественного страхования. Женщина сидела в комнате, всхлипывая, и была неспособна предпринять какие-либо действия. И только когда один из работников проявил полное понимание ее состояния, чувства страха, злости, отчаяния и сказал, чтобы она не спешила, женщина почти сразу попросила номер телефона отдела общественного страхования и телефонную книжку, чтобы найти номер адвоката. Поэтому, повторим еще раз, важно, что мы должны не только слушать клиента, но давать ему также почувствовать, что мы слышим его слова и стараемся понять его историю и его чувства.

Люди легче подчиняются просьбе или мнению, которые соответствуют их чувствам, опыту, желаниям. Одна молодая женщина пришла за помощью, поскольку вгоняла себя в болезнь чрезмерным беспокойством о результатах экзаменов и подготовкой к ним. Перед этим ее пришлось выносить с пробного экзамена, где ее рвало от страха и слабости. Она знала, что вложила достаточно сил, чтобы сдать экзамен «шутя», но не могла рассла-

4 Психотерапия

98

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

биться. Ей посоветовали каждый день кидать монету. Если выпадет «решка», то в этот день учиться нельзя. Она должна была пойти на пляж или в другое подобное место, но нельзя было брать с собой учебников. Когда выпадал «орел», можно было учиться, сколько ей хотелось. Ей удалось уменьшить темп. Она сдала экзамены с лучшими оценками. Этот совет принес плоды потому, что, как мы считаем, полностью соответствовал желаниям этой молодой женщины — уменьшить интенсивность обучения. Если бы она ждала помощи по вопросу, как справиться со страхом, чтобы работать еще больше, этот совет ничем бы ей не помог, несмотря на то, что был лучшим для нее вариантом.

Люди с ригидными, догматическими убеждениями, проявляют тенденцию отбрасывать идеи, несоответствующие взглядам авторитетов, которые составляют источник их убеждений.

Если мы хотим убедить очень догматичную личность в чем-либо, необходимо помнить, что этот человек необязательно хочет услышать логическое убеждение, подкрепленное фактами, или новые идеи. На такого человека можно повлиять, приводя в пример личности, которые являются для него авторитетами и традиционными ценностями. Необходимо постоянно помнить, что у него жесткая система убеждений (Беттинхаус и Коди, 1987). Один бывший военный признался, что является человеком с крайне традиционными убеждениями, например, он считал, что женщины еще не заслужили право голосовать. По его мнению, жизнь семьи должна опираться на дисциплину, что поведение его жены разрушает его авторитет, в связи с тем, что дети дичают. Было ясно, что он пришел к

Краткосрочная психотерапия

99

терапевту только для того, чтобы доказать жене, что от врачей нет никакого толка. Его спросили, представляется ли он себе генералом первой мировой войны или, скорее, второй мировой войны. Он попросил объяснить. Ему объяснили, что эта первая личность не многому научилась на опыте четырех лет войны, ее не интересовала мораль и дух армии, спасение человеческих жизней. Под конец войны он вел себя также неэффективно, как в ее начале. Однако второй персонаж учился быстро, уделяя много времени настроениям среди солдат и возможностям ограничить потери людей, адаптируясь к новым меняющимся условиям. Подумав, клиент кивнул головой: «Думаю, что я стал похож на первого генерала».

Конечно, если бы этому человеку просто указали на ошибки в его образе мыслей, он не пожелал бы измениться. Когда же ему описали два различных стиля управления армией, это дало ему возможность изучить в рамках конструктов, ему понятных, способ приблизиться к руководящему стилю генерала второй мировой войны.

Миллер замечает: «С точки зрения прагматизма речь, имеющая целью формирование и объяснение реакций, может быть более успешна, чем коммуникация, ориентированная на проходящие образцы поведения» (1980).

К терапевту пришла супружеская пара, прося помощи врача в том, чтобы не допустить брак их 26-летнего сына с разведенной женщиной. Муж был сторонником традиционных христианских ценностей и был вне себя от поведения сына. Терапевт признал, что Бог дал им тяжелую задачу, напомнив при этом историю блудного сына. Он подчеркнул, что в этой истории отец был, по-

wo

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

видимому, весьма сильной веры, поскольку, позволив сыну спустить все, что он унаследовал, учась на собственных ошибках, а в конце принял его назад, прощая. Не было сделано никаких попыток связать смысл сказанного с попыткой изменения поведения. Однако на следующей сессии оказалось, что глубоко взволнованный этой библейской историей, отец заново перечитал ее, после чего вместе с женой пошел на встречу с этой разведенной женщиной, которая оказалась очень хорошей (Кейд, 1980).

В описанном выше случае благодаря истории из Библии мужчина спонтанно открыл для себя новую позицию, которая, будучи согласной с его убеждениями, была глубоко укоренена в системе его ценностей. Если просто пытаться убедить его изменить позицию, прямолинейно указывая на мораль, которую необходимо извлечь из этой истории, то, вероятнее всего, он еще крепче ухватился бы за старую позицию.

Аргументы, к которым люди пришли самостоятельно, имеют намного более сильное значение, чем те, которые предложены другими. Кажется, что чем больше самостоятельно разработанных аргументов на тему некой позиции существует, тем больше правдоподобность ее длительного существования. Люди также лучше помнят свои мысли и аргументы независимо от того, соответствуют ли они их первоначальным взглядам. Перлофф и Брок пишут:

«...личности являются активными участниками процесса убеждения, пытаясь связать элементы разговора с имеющейся информацией. Делая так, они могут включать сюда идеи, которые не находятся в самом содержании

Краткосрочная психотерапия

101

убеждения. Эти самостоятельные акты познания могут служить подтверждением позиции, за которую ратует убеждение, или которую оно разрушает. Если коммуникация вызывает подтверждающие реакции, позиции изменяются в направлении предпочтительного источника коммуникации. Если коммуникация вызывает негативные реакции, изменения позиций в желаемом направлении будут тормозиться» (1980).

Вывод из этого, как утверждают Перлофф и Брок, состоит в том, что, «когда человек уже начал процесс изменения убеждений на данную тему, изменение будет более длительное, если слушатели сами обдумают данную информацию, чем, если бы говорящий привел им свои аргументы» (1980).

Автоконфронтации дают лучший эффект в случае с людьми, ценности которых изначально соответствовали ценностям, содержащимся имплицитно или эксплицитно в убеждающей их речи (Грубе, 1977). Если ценности клиента не соответствуют этому убеждению, конфронтация значительно менее эффективна. Собственно, в ситуации, когда убеждение вызывает неприятные, нежелаемые реакции, процесс изменения позиции и поведения блокируется, и наступает формирование аргументов против этих убеждений (которые могут быть выражены открыто или исподволь).

Мужчина, моряк на пенсии, определяемый профессионалами из разных сфер как суровая личность с викторианскими взглядами на дисциплину, абсолютно ригидный без каких-либо мотиваций, считал свою 14-летнюю дочь непослушной, бестолковой, отбивающейся от рук. Специалисты, однако, определили его дочь как вполне нормальную, хотя

102

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

и выступающую против его жесткости в поведении. Усилия матери удержать мир в доме и ее попытки защищать дочь приводили лишь к ухудшению ситуации. Существовало опасение, что может дойти до актов насилия. Было признано, что отец не в состоянии понять, что ядро проблемы составляет именно его поведение. Он сам определил психиатров и общественную помощь как более чем бесполезные.

Появившись у краткосрочного терапевта, он сразу дал понять, что все его сотрудничество ограничится присутствием на сессиях. Терапевт начал говорить о том, как тяжело воспитывать детей в наше время. Многие традиционные ценности утеряны. Родители имеют право определить, как должны вести себя дети дома, а молодежи необходим опыт родителей, даже если им кажется, что он старомоден. Терапевт жаловался на утрату многих старых принципов и ценностей, утрату самодисциплины, уважения к себе, обязательных в старое время. «Однако,— добавил он, — хорошие родители наверняка станут более гибкими и смогут многого добиться путем переговоров, по мере того как будут расти их дети». Такая неожиданная акцептация взглядов привела к тому, что отец .девочки начал одобрительно кивать головой в знак согласия, включая реакцию и на последнее предложение о гибкости. Он задумался и через некоторое время, нагнувшись, сказал: «Я думаю, может быть, я тоже старомоден. Может, я слишком суров к ней, может, проблема в этом».

Терапевт, осторожно комментируя это, сказал, что в настоящее время много родителей, которые, кажется, не замечают, как ведут себя их дети. А детям приходится учиться хорошему поведению по-

[краткосрочная психотерапия__________________/03

средством изучения дурного опыта. Отец снова кивнул головой и пару минут спустя с большим ударением, подтвердил, что, вероятно, он был не прав.

«Ей же, в конце концов, всего 14 лет, она неплохая девочка. Времена изменились, и, боюсь, мне придется к ним приспособиться».

Чем сильнее терапевт рекомендовал проявлять осторожность, тем более мужчина желал изменить самого себя. Он согласился на следующую встречу, а ее результатом стало неожиданное улучшение отношений с дочкой.

Наверняка вначале он ожидал, что терапевт займет позицию понимания по отношению к дочке, а по отношению к нему лишь очередное выявление ошибок в воспитании. У него наверняка были хорошо отработанные аргументы. Он часто сталкивался с попытками, иногда мягкими, а иногда более решительными, убедить его принять позицию, несопоставимую с его жизненными принципами.

Когда его убеждения признали, не потребовав их защищать, он быстро согласился на экспансию позиции, принимающей взгляд, что хорошие родители должны быть более гибкими, когда их дети подрастают.

Осторожность терапевта, отказ от обвинений в адрес отца подтолкнули клиента к тому, что он смог сформулировать собственные аргументы в защиту большей гибкости и терпимости, аргументы, которых он никогда бы не принял от других. Когда же он начал изменять свою позицию, ему стало легче принимать советы не только от терапевта, но также от жены и дочки. Он очень хотел чувствовать себя хорошим отцом и хотел, чтобы это смогли оценить другие.

104

Б.Ке ид, В.О'Хэ нлон

Как пишет Миллер, «успех в формировании реакции личности, которой адресовано убеждение, зависит от связи этих реакций с существующими ценностями» (1980):

«Повторение убеждения могло на короткое время привести к принятию и сотрудничеству. Они, однако, могут обратиться вспять в случае дальнейших повторов убеждения» (Качи-оппо и Петти, 1979). Исследования показывают также, что слишком частое позитивное подкрепление позиций и поведения может иметь негативные последствия и тормозить влияние убеждающей коммуникации (Мак Гвайер, 1964).

Вот пример: школьная учительница, участвовавшая в семинаре о поведенческой терапии, поняла, что слишком сильно реагировала на непослушное поведение мальчика в своем классе и, таким образом, могла укрепить его плохое поведение и образ себя, как «несносного» ребенка. Она решила чаще его поддерживать и, насколько это возможно, не реагировать на его провокационное поведение. Неожиданное улучшение поведения мальчика приятно ее удивило. Эта перемена, однако, оказалась недолгой. Учительница обратилась с просьбой о консультации по поводу этого случая. Ей посоветовали и далее стараться не провоцировать мальчика, но ограничить свои действия в его поощрении. Поведение ученика опять изменилось, но в этот раз на длительное время.

Человек, принимающий убеждение, содержащее рекомендацию небольшого изменения, готовится к принятию больших изменений. Это известное явление.

Краткосрочная психотерапия_________________/05

Исследования также показали, что в большинстве случаев люди, которых просили произвести некое грандиозное, даже абсурдное действие, настолько, чтобы оно сразу вызывало отказ, часто после этого принимали меньшие просьбы, которые кажутся им более осмысленными. Без первой просьбы, вторая была бы отброшена. Возможно, люди уступают тому, кто вроде тоже уступает. Например, женщина с сильным страхом открытого пространства, напуганная предложением терапевта пройтись вместе через город к торговому центру, с облегчением принимает альтернативное предложение выйти выпить кофе в кафе поблизости. Это был ее первый выход из дома за многие месяцы.

Иногда полезно пользоваться четко обоснованным мнением и воздержаться от выполнения некого задания.

Обычно на этом этапе я предлагаю (здесь следует четко обоснованное мнение), однако в данной ситуации я хочу, чтобы вы не пережили очередное фиаско.

Можно также создать иллюзию выбора одного из двух предложений, из которых каждое в отдельности, вероятно, было бы встречено отказом. Мы создаем ситуацию, где отказ от одного из них требует принятия другого. В случае женщины с агарофобией, о которой мы говорили, можно было бы сформулировать следующий вопрос:

«Не хотели бы вы пройтись со мной к торговому центру и поделиться своими ощущениями, или начать с короткой прогулки в кафе за углом?»

106

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

Превосходный анализ такого типа случаев дает работа Милтона Эриксона (Росси, 1980).

Важным элементом является также способ, каким люди реагируют на задания или пожелания. Реализуют ли они их, модифицируют, восстают против них, игнорируют или забывают?

Терапевт должен принимать во внимание обратную информацию этого типа, чтобы запланировать следующий шаг. Если, например, клиент реализует совет, дальнейшие рекомендации противопоказаны. Если игнорирует или забывает — терапевт должен точно проанализировать свою позицию. Возможно, он ошибочно оценил область изменений? Возможно, терапевт более мотивирован к определенной перемене, чем клиент. Может быть, у клиента или семьи есть лучшая идея, более им подходящая? Мы считаем, что, если не удается произвести или выполнить определенное задание или привести к принятию мнения, это результат непонимания или неверного расчета со стороны терапевта, а не сопротивления и нежелания клиента.

Глава 7

еныие того, что обычно

...Если мы изменим некий аспект системы, первым эффектом будет ряд других изменений, которых мы не ожидали...

Вадингтон, 1.977

В реальной жизни, хотя некоторые проблемы могут существовать на стабильном уровне долгое время, большинство трудностей обостряется и усугубляется, если их не решать или применить неверное решение, особенно, если эти неверные решения используются с большим натиском.

Вацлавик и другие, 1974

Во-первых, существует только одно, разрешенное, имеющее смысл и логичное решение, а если оно не принесло еще результатов, примени его с большей силой. Во-вторых, ни под каким видом не сомневайся в принципе, который гласит, что существует только одно решение, совершенствовать можно лишь способ его осуществления,

Вацлавик, 1983

Центр Краткосрочной Терапии в Пало-Альто разработал одну из важнейших в краткосрочной терапии концепций, согласно которой в определенных условиях проблемы появляются и удерживаются способом, которым определенные жизненные трудности, часто вполне естественные, воспринимаются и трактуются (Вацлавик и другие, 1974; Вик-ленд и другие, 1974). Мы приходим к различным

108

Б.Кейд, В.О'Хэнлон

решениям, пользуясь логикой, традицией или «здравым смыслом», которые неэффективны или даже обостряют ситуацию. И мы стараемся с помощью тех же самых решений справиться с трудностями, которые только прогрессируют, и в связи с этим мы с новой силой беремся за те же решения. Возникает замкнутый круг, а неверные решения лишь поддерживают существующие проблемы, замыкая их в самоподдерживающуюся последовательность, которая начинает восприниматься в виде проблемы. Викленд и другие комментируют:

«Считается, что, когда трудности начинают восприниматься как «проблема», длительность существования этой проблемы и ее эскалация являются результатом замкнутого круга, чаще всего сконцентрированного вокруг тех же самых способов поведения, которые по замыслу должны были решать проблему» (1974).

Подобная ситуация может произойти в терапии, когда один и тот же, постоянно используемый подход ведет к усилению проблемы и т.д. Терапевт иногда способен чересчур привязаться к определенному диагнозу или подходу, особенно, если он эмоционально привязался к образу того, как выглядит ситуация или как она должна выглядеть. Диагноз в этом случае может подвергнуться такой ратификации, что, даже когда терапия не приносит никаких перемен, сам подход все еще форсируется. Большинство терапевтов, когда терапия оказывается на мертвой точке, ведут себя в соответствии с тем, чему их учили, то есть еще более тщательно присматриваются к клиенту и его семье. Наш подход утверждает, что совершенно противоположная позиция столь же важна, если даже не важнее. Когда наступает цейтнот, терапевту необходимо

Краткосрочная психотерапия _______________109

присмотреться к своим объяснительным категориям и своему подходу, который может быть верным, но он может не работать в данном случае и таким образом стать частью проблемы.

Естественно, нелегко убедить людей отбросить старые способы и воспользоваться чем-то совершенно новым. Не только потому, что старые решения предлагает им разум, логика, традиция или здравый смысл, но также и потому, что они связаны с сильными эмоциями, вызванными проблемой. Есть и такие решения, которые соответствовали другому времени и другим обстоятельствам («так поступали мои родители со мной, и ничего плохого не случилось»). Чем сильнее мы вовлекаемся интеллектуально и эмоционально в определенную позицию, тем труднее ее отбросить. Наш опыт, однако, утверждает, что, если люди чувствуют, что их слушают внимательно, проявляя уважение к их взглядам, это склоняет их, правда, зачастую с осторожностью, к попытке отказаться от действий, не приносящих им пользы. Часто они сами признаются, что в худшем случае лишь сэкономят время и силы, и сам этот факт может стать началом чего-то нового (что действительно часто имеет место, становясь хорошим решением). Кто, в конце концов, может знать, чем будет заполнена возникшая пустота?

Одна женщина просила терапевта помочь ей уговорить своего мужа бросить пить. Он был юристом, и его практика начинала потихоньку разваливаться, поскольку после обеда он постоянно бывал пьян. Жена обращала его внимание на количество алкоголя, которое он употребляет, на опасность вождения автомобиля в подобном состоянии, на то, что страдает его практика и т.п. Каждый день

110_________________________Б.Кейд, В.О'Хэнлон

она многократно звонила ему, проверяя его состояние. После обеда и вечерами принимала вместо него звонки, чтобы скрыть от коллег и клиентов его состояние. Домой он обычно возвращался поздно и впадал в ярость от любого напоминания о времени или о том, сколько он выпил. Жена перестала принимать приглашения от друзей, стыдясь его поведения. Ей надоело извиняться за поведение мужа.

Эту женщину спросили, имел ли влияние на ее мужа какой-либо из этих типов поведения. Оказалось, что нет, а ситуация лишь ухудшилась.

Затем ей дали брошюру, которую Брайан часто предлагает клиентам для того, чтобы они сами могли решить, какие из их действий не принесли плодов, несмотря на то, что были верными.



2015-11-20 513 Обсуждений (0)
Мнения, задания, уговоры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мнения, задания, уговоры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)