Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учетно-процентная (дисконтная) политика



2015-11-20 314 Обсуждений (0)
Учетно-процентная (дисконтная) политика 0.00 из 5.00 0 оценок




это измене­ние ставки дисконта, или учетной ставки, по которой цен­тральный банк кредитует коммерческие банки. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования. Если цен­тральный банк увеличивает дисконт, кредит становится более дорогим, и это сдерживает экономику. Если центральный банк понижает дисконт, кредит дешевеет — это стимулирую­щая мера. Это способ антиинфляционного регулирования, однако он приводит и к сокращению объема инвестиций.

Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале прошлого века, но затем его применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.

 

Норма обязательных резервов.

Обязательные резервы выполняют две задачи: страховую, так как не позволяют коммерческому банку полностью использо­вать все средства и тем самым создают резерв ликвидности, и регулирующую. Регулирование с помощью нормы обязательных резервов заключается в том, что ее повышение ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и сдерживает ак­тивность, а ее снижение увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и увеличивает их активность.

В соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет прав давать взаймы и обязан держать на своем счете в Центральном банке. В инфляционной ситуации, когда надо умерить рост денежной массы в обращении, ЦБ повышает норму обязательных резервов. Если же ситуация складывается иначе и есть необходимость увеличить количество денег, он снимает норму обязательных резервов. Коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

Заметим, что при длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение. Действительно, чем дольше применяется этот способ регулирования, чем выше объемы ресурсов коммерческих банков, зарезервированных в Центральном банке, тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуск их в обращение. Для того чтобы, скажем, увеличить денежную массу, Центральному банку достаточно просто уменьшить норму резервов.

 

Автоматическая кредитно-денежная политика — это следование монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма

Монетарное правило гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реально­го ВВП.

Основоположник монетаризма М. Фридмен вы­двигал идею принятия монетарной конституции, т.е. законода­тельного установления монетарного правила, согласно которо­му денежное предложение должно возрастать на 3 — 5% в год. Монетарное правило не было принято, но в некоторых запад­ных странах в 1970-е годы стали применять практику денежно­го таргетирования (от англ. target — цель) — установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определен­ный период.

В кредитно-денежной политике существует так называе­мая дилемма целей, которая означает невозможность одно­временного регулирования денежной массы и процентной ставки.

Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы — процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в неста­бильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиций, основную причину циклических колебаний и предлагают с этим бороться.

На практике кредитно-денежная политика не бывает сто­процентно кейнсианской или монетаристской, но представля­ет собой различные сочетания взглядов представителей обеих школ.

 

Центральный банк может эффективно выполнять свои функции, когда независим от исполнительной власти и подчиняется одному только закону Как показывает мировая практика, правительству никогда не хватает денег для реализации своих программ. Если Центральный банк подчинен правительству, то оно всегда найдет причину для привлечения его денежных средств. Обычно поводом служит дефицит бюджета, для покрытия которого правительство навязывает Центральному банку государственные облигации. Очевидно, что в этом случае Центральный банк неизбежно превращается и придаток Министерства финансов.

Вместе с тем Центральный банк не должен быть безучастным наблюдателем, держаться в стороне от бюджетных проблем. Правительство, выступающее в качестве заемщика, вправе рассчитывать на кредиты ЦБ. Будучи независимым и действуя строго в рамках закона. Центральный банк может дать правительству кредит, определив его объем, сроки погашения и ставку процента. Тогда он сможет проводить долгосрочную денежную политику, ни при каких обстоятельствах не допуская вливания в экономику излишней денежной массы.

 



2015-11-20 314 Обсуждений (0)
Учетно-процентная (дисконтная) политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учетно-процентная (дисконтная) политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)