Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несчастные случаи в быту и на производстве



2015-11-20 783 Обсуждений (0)
Несчастные случаи в быту и на производстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Помимо ДТП существует огромное количество несчастных случаев в быту и на производстве. Символика их столь же многообразна, поэтому каждый случай необходимо рассматривать отдельно.

Богата символика ожогов. Во многих выражениях ожоги и огонь используются в качестве символов психических процессов: «обжечься на чем-то», «играть с огнем», «пройти сквозь огонь» и т. д.

Огонь означает опасность. Ожоги дают понять, что человек оценивает ее неправильно. Может быть, вы не замечаете, насколько «горячей» может оказаться вскоре та или иная ситуация. Ожоги привлекают наше внимание к тому, что мы «играем с огнем» (то есть с опасностью). Кроме того, огонь связан с темой сексуальности и любви. Мы говорим о «горячей» любви и «обжигающей страсти», «пылаем от любви» и «сгораем в любовном пламени». О любимой девушке говорим: «В ней есть огонек». В первую очередь ожоги затрагивают кожу, то есть пограничные рубежи человека. Нарушение границы символизирует, что тот ставит под сомнение свое «Я», которым он отграничивается от мира и которое мешает истинной любви. Чтобы научиться любить, мы должны открыться, воспламениться и сжечь все границы. Когда человек оказывается к этому не готов, может случиться так, что не внутренний, а внешний огонь сметет границы и обожжет его так, что он будет открыт насильно.

Похожую символику несут в себе любые повреждения кожи. Мы говорим о психических травмах, о том, что человека «ранили» чьи-то неосторожные слова. Но ведь ранить можно не только другого, но и себя самого.

Легко представить себе, что скрывается за тем, что человек «споткнулся» или «упал». Человек поскользнулся в гололед, потому что всю жизнь перед ним открывалась «гладкая дорога». Один падает «маслом вверх», а другой - обязательно «вниз». Если в результате падения у человека возникает сотрясение мозга, значит, под сомнение поставлены самые основы образа мысли. Любая попытка выпрямиться приводит к страшной головной боли, поэтому голову приходится опускать. Голова лишается своего доминирующего положения, и пациент на собственном опыте убеждается, что думать иногда бывает очень больно.

 

Переломы

Кости ломаются в экстремальных ситуациях (падение с мотоцикла, автомобильная катастрофа, спортивная травма). Перелом вынуждает человека долгое время находиться в состоянии вынужденного покоя (постельный режим, гипс). Любой перелом («разрыв») приводит к «разрыву» в активной деятельности. Во время этого перерыва должны, по мере возможности, образоваться новые ориентиры. Перелом ясно показывает, что вы не обратили внимание на необходимость закончить определенный этап в своем развитии, поэтому организм вынужден был наглядно продемонстрировать «слом» устаревшего и переход от «перерыва» к «прорыву» в новое. Перелом «прерывает» прежний путь, для которого были характерны, прежде всего, высокая активность и подвижность. Человек «перегнул палку» так, что она переломилась. Перегрузки накапливались так долго, что одно из звеньев - самое слабое - не выдержало.

Кость символизирует твердость, формообразующую норму, но так же и застой (известкование). Если преобладающим оказывается принцип застоя, кость становится ломкой и больше не может выполнять свои функции. То же самое происходит с нормами и установками человека — они должны представлять собой внутренний стержень, но, будучи слишком застывшими, оказываются не в состоянии этого делать. Перелом показывает на физическом уровне, что застой моральных и поведенческих норм сделал человека чересчур негибким. С возрастом он все больше цепляется за свои жизненные принципы и теряет психическую пластичность. Аналогичный процесс происходит и на уровне тела: при известковании костей со временем увеличивается опасность переломов. Противоположный полюс - это маленький ребенок с подвижными косточками, сломать которые почти невозможно. У малыша еще нет ни норм, ни морали, в которых он может застыть, прекратив развитие.

Если человек выстраивает свои ценности, нормы и установки так, что становится абсолютно несгибаемым, ему, как никому другому, начинает грозить перелом позвоночника. Это можно предотвратить, если не терять гибкости!

Психические симптомы

В этой главе мы объединили несколько наиболее распространенных нарушений, которые обычно называют «психическими». Наверняка вам бросится в глаза, некоторая бессмысленность такого названия с точки зрения нашего подхода к проблеме.

На самом деле невозможно провести границу между психическими и соматическими симптомами. У каждого симптома есть психическое содержание, которое проявляется на телесном уровне. Страх и депрессия точно так же способны проявляться в теле человека, как аллергия или простуда. Но все дело в том, что соматические изменения под воздействием лекарств дают официальной медицине теоретическую базу для фармакологического вмешательства. Слезы пациента, находящегося в состоянии депрессии, - явление не более «психическое», чем гной или понос. Разумеется, распад или деформация органа как проявление болезни на одном ее полюсе совсем не похоже на психические изменения личности, возникающие на другом. Но чем больше мы продвигаемся от конечных пунктов к середине, тем тяжелее обнаружить разделительную линию. Даже крайние точки при ближайшем рассмотрении не имеют различия между соматическим и психическим, поскольку они связаны всего лишь со способом внешнего проявления символов. Астма в формах своего проявления отличается от ампутации ноги не меньше, чем от шизофрении. Классификация на «психическое» и «соматическое» дает больше путаницы, чем порядка.

Мы не видим смысла в этом разделении, потому что наша теория применима ко всем симптомам без исключения. У симптомов могут быть самые разные формы выражения, они проявляются на уровне организма, но в них всегда открывается содержание нашего сознания, которое нужно научиться видеть. Восприятие симптома происходит в сознании, будь то неизбывная печаль или боль от свежей раны. В первой части книги мы уже говорили, что все индивидуальное проявляется симптомами, а различие между болезнью или здоровьем базируется исключительно на субъективной оценке. Аналогично обстоят дела и на так называемом психическом уровне.

Нам всем пора избавиться от мысли, что поведение бывает нормальным и ненормальным. Нормальность - это то, что чаще встречается, и потому она не может быть использована ни как классификационная единица, ни как оценочный масштаб. Нормальность (норма) не вызывает страха, но противостоит индивидуальности. Защита «нормы» - это тяжкий долг традиционной психиатрии. Галлюцинация реальна не меньше и не больше, чем любое восприятие. Единственное, чего ей не хватает, это аплодисментов коллектива. «Психически больной» человек существует по тем же физиологическим законам, что и все остальные люди. Безумный с манией преследования проецирует на окружающих свою теневую агрессивность, так же как и тот, кто требует самого сурового наказания для преступника. Любая проекция - это безумие, поэтому вполне правомерным является вопрос, когда безумие нормально, а когда становится болезнью.

Психически больной и психически здоровый - это конечные точки пространственно-временного единства, являющегося результатом совместной деятельности сознания и тени. У так называемого психотика мы наблюдаем в экстремальной форме результат успешного подавления тени. Если все каналы и участки, где может осуществляться тень, оказываются надежно закрытыми, в какой-то момент происходит смена доминанты, и тень полностью захватывает власть над личностью.

Она подавляет господствовавшую прежде часть сознания и с повышенной энергией восполняет все то, что другая часть сознания до сих пор не осмеливалась реализовать. Так, рьяные моралисты становятся эксгибиционистами, боязливые и мягкие «одуванчики» превращаются в диких бешеных зверей, а прежде скромные незаметные личности страдают манией величия.

Психоз тоже заставляет быть честным, потому что он начинает наверстывать упущенное с такой интенсивностью, от которой окружающим становится страшно. Это отчаянная попытка избавиться от односторонности и вернуть себе равновесие. Но она связана с опасностью, что человеку больше не удастся выбраться из постоянного метания от одной крайности к другой. Найти золотую середину и добиться равновесия очень трудно, иногда неудавшиеся попытки это сделать приводят к появлению маниакально-депрессивного синдрома. При психозе человек реализовывает свою тень. Безумие вызывает у окружающих чувство беспомощности и страха, потому что напоминает об их собственной тени. Безумный человек открывает дверь во тьму сознания, характерную для каждого из нас. Мы изо всех сил боремся, пытаясь подавить эти симптомы, потому что нами руководит страх. Это вполне понятно, но понимание причин страха не помогает решить проблему. Подавление тени приводит к ее насильственному взрыву. Подавив ее снова, мы не решаем проблему, а откладываем.

В этом случае, как и в любом другом, первым необходимым шагом в правильном направлении должно быть осознание того, что у любого симптома есть смысл, дающий ему право на существование. Исходя из этого, можно определиться, как использовать симптом себе во благо. Думается, сделанных нами замечаний на тему психических симптомов вполне достаточно. Остается добавить, что психотик недостаточно откровенен, чтобы иметь возможность истолковывать свои симптомы. Его страх перед тенью настолько велик, что чаще всего он полностью проецирует его наружу. Заинтересованный наблюдатель сможет довольно легко интерпретировать, если он будет помнить о двух правилах, уже много раз упоминавшихся на страницах этой книги.

1. Все, что пациент переживает во внешнем мире, есть проекции его сознания (голоса, нападения, преследования, гипнотическое воздействие, попытки убить и т. д.).

2. Психопатическое поведение - это вынужденное осуществление нереализованной тени.

Психические симптомы интерпретировать нет смысла: они и так напрямую выражают проблемы и не используют дополнительных уровней для трансформации. Все, что можно о них сказать, звучит довольно банально, поскольку не требует никакого перевода. Тем не менее, мы хотели бы поговорить о трех довольно распространенных симптомах, поскольку их обычно относят к области психических заболеваний. Это депрессия, бессонница и мания.

Депрессия

Депрессия - собирательное понятие для симптомов, связанных с чувством подавленности и заторможенности, вплоть до полной неподвижности. Наряду с этим наблюдаются повышенная утомляемость, нарушения сна, отсутствие аппетита, запоры, головные боли, ускоренное сердцебиение, болезненные ощущения, снижение физического тонуса, нарушения менструального цикла у женщин,. В период депрессии человека часто мучает чувство вины. Он упрекает себя в чем угодно и пытается исправить прежние ошибки. Слово депрессия происходит от латинского deprimo («задавить», «подавить»). Возникает вопрос, что чувствует больной с симптомами депрессии? Кто его подавляет, или что подавляет он сам? Вот три варианта ответа:

1. Агрессия. Мы уже говорили, что загнанная внутрь агрессия преобразуется в физические боли. Можно добавить, что агрессия, подавленная на психическом уровне ведет к депрессии. Если внешнее проявление агрессии блокировано, то она направляется внутрь, превращая отправителя в получателя. Подавленная энергия активизирует не только чувство вины, но и многие побочные соматические симптомы, которые бывают очень болезненны. Мы неоднократно говорили, что агрессия - всего-навсего особая форма жизненной энергии и активности. Когда человек испуганно старается подавить собственную агрессию, он тем самым подавляет энергию и активность. Психиатрия старается втянуть страдающего депрессией человека в активную деятельность, но пациент воспринимает это как угрозу. Он избегает всего, что не имеет общественного признания, старается заретушировать агрессивные, разрушительные импульсы, ведя безупречный образ жизни. Агрессивность, направленная на самого себя, находит самое яркое выражение в суициде. Если человек попытался покончить жизнь самоубийством, постарайтесь понять, против кого, собственно говоря, была направлена эта попытка.

2. Ответственность. Депрессия - экстремальная форма отказа от ответственности, в качестве примера можно привести послеродовую депрессию и, опять-таки, самоубийство. Человек не предпринимает никаких действий, ведет растительный образ жизни, точнее, смерти. Но, несмотря на отказ от жизни, он через чувство вины продолжает конфронтацию с ответственностью. На первое место выступает боязнь брать ответственность на себя, и происходит это как раз в тот момент, когда необходимо перейти в новую жизненную фазу.

3. Отказ — одиночество — старость — смерть. Эти понятия тесно связаны между собой и всегда должны соотноситься с последним, по нашему мнению, самым важным из них. Во время болезни человек лишен всего живого - движения, перемен, общения. При депрессии человек волей-неволей вынужден приближаться к противоположному полюсу - полюсу апатии, застоя, одиночества, полюсу смерти. Смерть, которая занимает такое большое место в жизни пациента, - это его тень.

Конфликт состоит в том, что человек одинаково боится и жизни, и смерти. Активная жизнь связана с чувством вины и ответственностью - но именно этого человек и старается избегать. Взять ответственность на себя - значит отказаться от проекций и принять собственное одиночество. Но оно для него равносильно смерти, потому что такой человек не умеет жить сам. Поэтому ему необходим кто-то, за кого он может уцепиться, как за единственную опору. Если такой человек-опора уходит или умирает, это может послужить причиной депрессии. Пациент не хочет оставаться один, не хочет принимать никаких решений, потому что за них придется нести ответственность. Он боится смерти и при этом не понимает, как можно жить полной жизнью. Депрессия заставляет быть честным: она проявляет в человеке как неспособность жить, так и неспособность умереть.

Бессонница

Бессонницей мучаются многие. Поэтому велико и потребление снотворных препаратов. Сон - одна из основных потребностей человека, такая же, как еда и секс. Надежное, хорошо укрытое, удобное спальное место имеет огромное значение и для человека, и для животных. Усталые люди и звери готовы пройти большое расстояние для того, чтобы найти подходящее для сна место. Когда нам мешают спать, мы воспринимаем это как угрозу. Хороший сон связан с множеством привычек: определенной кроватью, определенной позой, определенным временем суток и т. д. Нарушение привычек может привести к бессоннице.

Сон - это уникальный феномен. Мы все умеем спать, хотя никто нас этому не учил. При этом мы не в состоянии объяснить, как это происходит. Треть своей жизни мы проводим в состоянии сна и практически ничего о нем не знаем. Мы хотим спать, но часто ощущаем исходящую из мира сна и сновидений угрозу. Мы пытаемся избавиться от неприятных ощущений, произнося успокаивающие слова: «Это всего лишь сон». Но если быть честными, надо признаться, что сны воспринимаются нами столь же реально, как явь. Если задуматься, можно прийти к выводу, что мир нашего дневного сознания так же иллюзорен, как и ночные сны. Ведь и тот, и другой мир существуют исключительно в нашем сознании.

Откуда появляется уверенность, что та жизнь, которую мы ведем днем, реальнее, чем сон? Кто дал нам право употреблять перед словом «сон» частицу «только»? Любой приобретенный сознанием опыт действителен - неважно, как его называют: реальностью, сном или фантазией. Полезно попробовать мысленно поменять полюса дневной жизни и сна. Можно представить, что реальную жизнь мы ведем во сне, и время от времени, с определенным ритмом прерываем его фазой, которая сейчас соответствует нашей повседневной жизни.

«Вангу приснилось, что он бабочка. Он сидел в цветах на тонкой травинке. Он порхал туда-сюда. А потом он проснулся и никак не мог понять, кто же он: Ванг, которому снилось, что он бабочка, или бабочка, которой приснилось, что он Ванг».

Такая смена полюсов восприятия полезна для понимания того, что на самом деле ни одно из этих состояний сознания нельзя назвать более реальным, чем другое. Сон и бодрствование, дневное сознание и сознание во время сна - это полярности. Одно компенсирует другое. По принципу аналогии дню и свету соответствуют бодрствование, жизнь и активность, а ночи - темнота, покой, бессознательное и смерть.

Сон иногда называют младшим братом смерти. Засыпая, мы учимся умирать и должны отказаться от всякого контроля, от намеренности, от активности. Мы должны отдаться, довериться, положиться на неизвестное. С помощью силы воли и напряжения уснуть невозможно. Мы не можем сделать ничего, разве что создать необходимые предпосылки, а затем терпеливо ждать и надеяться, что сон, наконец, придет к нам. Наблюдать за этим процессом практически невозможно - наблюдение помешает сну.

Все то, чего требуют от нас сон и смерть, не является сильными сторонами человека. Мы все накрепко привязаны к полюсу активности, гордимся тем, что способны действовать, руководствуясь разумом и держа над собой контроль. Отдаться, довериться, отпустить - все это нам не свойственно. Что же удивительного в том, что бессонница наряду с головной болью держат пальму первенства среди сотен других нарушений здоровья современного человека.

Нашей культуре присуща односторонность. Поэтому мы испытываем сложности, сталкиваясь с противоположными полюсами, это видно и из приведенного выше перечня антагонистических понятий, аналогичных сну - бодрствованию. Мы испытываем страх перед чувствами, перед бессознательным, перед Злом, темнотой и смертью. Мы судорожно цепляемся за разум и дневное сознание, наивно полагая, что это поможет выстроить систему адекватных представлений о мире. Как только раздается призыв: «Отпусти!», появляется страх, потому что любая потеря представляется нам огромной. Тем не менее, мы хотим спать, чувствуем необходимость сна. Так же, как ночь принадлежит дню, нам принадлежит наша тень, а смерть принадлежит жизни. Каждый день сон приводит нас на границу между «здесь» и «там» и показывает нам ночные, теневые части нашей души, позволяя пережить непережитое, и снова создает равновесие.

Если у человека проблемы со сном, точнее говоря, с процессом засыпания, значит, он боится утратить контроль над разумом и довериться бессознательному. Современный человек не делает паузы между днем и ночью, стремясь забрать в царство сна и мысли, и активность. Мы увеличиваем день за счет ночи так же, как пытаемся анализировать «ночную» часть своей души с помощью методов анализа дневной. Сознательная переориентировка полюсов нам недоступна.

Человек, страдающий бессонницей, прежде всего должен научиться завершать свой день, чтобы иметь возможность полностью отдаться ночи и ее законам. Кроме того, он должен уметь заботиться о бессознательном своей души. Это необходимо, чтобы выяснить, где же притаился его страх. Такого человека обычно сильно занимают мысли о том, что все земное преходяще, что рано или поздно наступает смерть. Ему не хватает доверия и способности отдаваться. Эти вопросы мы уже поднимали, говоря об оргазме, говоря, что и сон и оргазм - это смерть в миниатюре. Если человек слишком акцентирует внимание на неповторимости собственного «Я», и то и другое он будет воспринимать как опасность. Примирение с ночной стороной жизни - самое замечательное снотворное.

Всем известный способ избавления от бессонницы -считать слонов или верблюдов - помогает отключить интеллект. Монотонность скучна левому полушарию, поэтому оно пытается избавиться от своего доминирующего положения. Эту закономерность используют во всех техниках медитации: концентрация на одной точке, на дыхании или на повторении мантр приводит к переключению с левого полушария на правое, с дневной стороны на ночную, от активности к пассивности. Если эта естественная смена ритма оказывается для человека сложной, он должен уделить больше внимания тому полюсу, которого так старается избегать. Того же самого хочет и симптом. Он дает человеку достаточно времени, чтобы разобраться с ночными страхами и таинственностью. Симптом заставляет честно признаться, что бессонница - это страх перед ночью.

Избыточный сон свидетельствует о наличии противоположных проблем. Если человек спал достаточно долго, и ему все равно трудно проснуться и встать, значит, он боится того, что принесет ему день, боится активности и деятельности. Проснуться и начать новый день означает стать активным, действовать, принимать решения и брать на себя ответственность. Когда человеку трудно сделать шаг навстречу дневному сознанию, и он бежит в мир снов, в мир бессознательного, где осталось его детство, значит, он пытается скрыться от требований жизни и ответственности за нее. Если процесс засыпания - это мини-смерть, то процесс просыпания - мини-рождение. Оказаться рожденным и получить сознание так же страшно, как умереть. Проблема связана с односторонностью нашего восприятия. Выходом из нее является все та же золотая середина, состояние равновесия, принцип «как, так и». Только тогда становится видно, что жизнь и смерть едины.

 

НАРУШЕНИЯ СНА

 

Бессонница дает повод задать следующие вопросы.

1. Насколько я зависим от власти контроля, разума и наблюдения?

2. Способен ли я отпускать?

3. Насколько развиты во мне способность отдаваться и доверие?

4. Уделяю ли я достаточно внимания ночной стороне своей души?

5. Насколько я боюсь смерти, способен ли я адекватно оценить ее значение?

 



2015-11-20 783 Обсуждений (0)
Несчастные случаи в быту и на производстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несчастные случаи в быту и на производстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)