Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элокуция (украшение речи)



2015-11-27 1029 Обсуждений (0)
Элокуция (украшение речи) 0.00 из 5.00 0 оценок




Элокуция (украшение) – это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее под­готовке до логического конца. Содержание речи уже оп­ределено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только на­писать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?

1. Красота — способность речи вызывать эстетичес­кие переживания.

Риторика возникла из потребнос­тей в воздействии на других людей, а потому красота речи не должна рассматриваться в связи с этой «генераль­ной» линией.

С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази­тельность речи — это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изоб­разительность речи — залог того, что содержание речи будет лучше усвоено.

2. Правильность — соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории.

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуа­ции, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким каче­ством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное рече­вое поведение неуместно.

4. Ясность. Требование ясности — очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован впервую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем путипрепятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета русского адвоката П.С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорить, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас».

 

Приемы речи, основанные на тавтологии

Простой повтор– использование одного и того же слова дважды или трижды подряд.

Прочь, прочь отсюда!

 

Эпизевксис –фигура речи, по которой слово повторяется с эмфазой (повтор производится без паузы).

 

Я не смогу, не смогу простить такого предательства!

Анафора– повторение слова, словосочетания в начале ряда предложений или их частей.

 

Я точно знаю, что влюбилась,

Я точно знаю, что буду теперь страдать,

Я точно знаю, что это чувство останется без ответа!

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или после каждого из нескольких высказываний.

 

На улицах шумно, на работе шумно, в домах многоэтажных шумно!

Этимологическая фигура– фигура речи, состоящая в объединении в составе одного словосочетания двух этимологически тождественных слов.

 

Все шутки шутите!

 

Задание. Составьте фрагменты речи, употребив фигуры речи, основанные на тавтологии.

Приемы речи, основанные на перечислении

Градация –повышения (реже – понижение) силы выражения от слова к слову – членов синонимического ряда, тематической группы и т.д.

 

Я готова была наговорить ему гадостей, унизить его, уничтожить!

Эпитрохазм –фигура накопления кратких и выразительных слов, поспешное собирание характеристик, чаще осудительных.

 

Бестолковая, безумная женщина! Бестия!

Задание.Составьте фрагменты порицающей речи, употребив приемы речи, основанные на перечислении.

Приемы речи, основанные на контрасте

Антитеза –противопоставление двух противоположных мыслей или образов. Обычно антитеза строится на основе антонимов.

 

Бедность учит, а счастье портит

(Пословица)

Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

(Грибоедов А.С. Горе от ума)

Синециозис –объединение противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывание одному и тому же предмету противоположных качеств.

 

Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.

(Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо)

Задание.Составьте фрагменты речи с противным, построенным на антитезе.

Задание.Сделайте из высказываний с антитезой высказывания с синециозисом.

Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

1. В чем-то он умен, в чем-то нет. 2. В результате нового повышения цен тем, кто живет за чертой бедности, придется туго; в меньшей степени пострадают те, у кого высокая зарплата.

Приемы речи, основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности

Риторический вопрос –восклицание в форме вопроса, не требующее никакого ответа, но выражающее какое-то утверждение и чувство в связи с ситуацией речи.

И какой же русский не любит быстрой езды?

(Гоголь Н.В. Мертвые души)

Как можно доверять человеку, который уже один раз предал? Уж раз предал один раз, предаст и другой!

Риторическое восклицание –высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным.

 

Ах, природа родного края! Сколько истинной красоты, волнующей душу! Загадок и тайн!

Задание.Составьте фрагменты речи на тему России, Родины, вуза и т.д., основанные на повышенной эмфазе, эмоциональности.

Приемы речи, основанные на установлении контакта оратора с аудиторией

Обращение– то или иное называние слушателей, часто с последующим употреблением глаголов во втором лице множественного числа (в начале речи и в любой другой ее части).

 

Мои внимательные и не очень внимательные слушатели!

Коллеги! Как нам быть в данной ситуации?

Друзья! Поймите меня правильно… .

Субъекция – фигура обращения к слушателям как бы с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Оратор ставит вопрос, а затем отвечает так, как нужно ему.

 

Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

(Козьма Прутков)

Прозопопея – представление своей речи в ходе диалога.

 

Так что же такое любовь? Это настоящая тайна. Пытались ли ее разгадать люди на протяжении своего существования? Да, в нее жаждали проникнуть многие!

Задание.Установите контакт с аудиторией, используя перечисленные приемы.

Приемы речи, основанные на преувеличении или преуменьшении

Гипербола –нарочитое преувеличение в характеристике чего-либо, кого-либо.

 

Как верить человеку, если он меняет свои убеждения как рубашки, как носки?

Литота –нарочитое преуменьшение, а также эвфемистическая сдержанная характеристика, с нарочитым преуменьшением качества, значимости чего-либо.

 

Я занимаюсь проблемами дискурса уже 15 лет и кое-что понимаю в этом вопросе.

 

Увеличение 1 –умышленное преувеличение степени какого-либо признака, действия для дезинформации слушателей. Преследуется цель намеренной необъективной оценки.

 

Это неслыханная дерзость! (О человеке, совершившем заурядный поступок.)

Увеличение 2 –возвышение одной вещи за счет за счет возвышения другой.

 

Ты красотой затмишь любую королеву красоты!

 

Уменьшение –умышленное преуменьшение, складывание степени действия, признака, факта для дезинформации слушателей.

 

Подумаешь, мальчики слегка повздорили! (На самом деле между ними была сильная драка.

Задание.Закончите высказывания, начатые гиперболическими формулами:

1. Нет ничего ужаснее … . 2. В жизни нет мудрее… . 3. Нет преданнее… .

 

Задание.Составьте несколько нейтральных высказываний, затем переделайте их в высказывания с литотой.

Образец. Я не люблю современную музыку. – Я не в восторге от современной музыки.

 

Задание.Придумать ситуации, в которых можно применить приемы, основанные на преуменьшении и преувеличении. Составить соответствующие фрагменты речи.




2015-11-27 1029 Обсуждений (0)
Элокуция (украшение речи) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элокуция (украшение речи)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1029)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)