Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 3 – ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА



2015-11-27 333 Обсуждений (0)
ТЕМА 3 – ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:

1 Общая характеристика организации.

2 Жизненный цикл организации.

3 Внутренняя среда организации.

4 Внешняя среда организации.

 

 

- 1 –

Одним из базовых понятий менеджмента является организация. Организация составляет основу мира менеджеров и является причиной существования менеджмента. Организации определяют уровень развития современного общества.

Чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям. Кним относятся:

1 Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2 Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состоянияили результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3 Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

Организация– это сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели.

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации.

Формальная организация - организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Неформальная организация - стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей.

Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких. Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями.

Организации могут быть классифицированы по различным признакам:

· по формам собственности: (частные, государственные, муниципальные, смешанные),

· в зависимости от целей деятельности:

- коммерческие организации - организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- некоммерческие организации - организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

· по организационно-правовым формам (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, потребительские кооперативы, фонды и пр.)

· по размерам (малые, средние, крупные),

· по целевому назначению (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг);

· по широте производственного профиля (специализированные, диверсифицированные);

· по характеру сочетания науки и производства (научные, производственные; научно-производственные);

· по принадлежности капитала

- национальное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании;

- иностранное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

- многонациональные предприятия - предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран.

· по отраслевой принадлежности (сельскохозяйственные, торговые, промышленные, транспортные, страховые...)и другим признакам.

Все многообразные организации характеризуются общими чертами:

· ресурсы (основные из них – трудовые и материальные ресурсы, капитал, технология, информация);

· зависимость от внешней среды, потому что они получают из него ресурсы, потому что именно там находятся потребители их продукции или услуг, потому что они связаны с этим миром тысячами формальных и неформальных связей и отношений;

· разделение труда:

- вертикальное разделение построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего.

- горизонтальное - расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений, что является разделением труда менеджеров по функциям (технический директор, заместитель директора по экономике и финансам, начальник транспортного цеха, главный бухгалтер).

· подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счёт образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами.

· необходимость управления. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

 

-2-

Ещё в 60-е гг. прошлого века в США было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. В рамках этого подхода рассматривают жизненные циклы организации.

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий (фаз) развития, которые проходит фирма за период своего существования.

На данный момент существуют достаточное количество различных моделей жизненного цикла организации, построенных на определённых параметрах, таких как структура, индивидуальное мышление, функциональные проблемы, стили лидерства и пр.

Однако Американские авторы Д. Миллер и П. Фризен сделали заключение, что все эти модели описывают в той или иной степени похожие этапы жизненного цикла организации: Рождение, Развитие, Зрелость, Расцвет, Упадок (таблица 1).

Таблица 1 – Критерии определения стадия развития организации

Фазы развития Критерии
Рождение Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления менеджер - собственник
Развитие Уровень продаж возрастает более чем на 15 %, функционально организованная структура, политика формализована
Зрелость Уровень продаж растёт, но прирост составляет менее 15 %, более бюрократическая организация
Расцвет Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования
Спад Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

 

 

-3-

Внешняя среда организации– это часть окружающего мира, с которой она взаимодействует как открытая система.

Внешние факторы делятся на 2 основные группы: сил прямого и косвенного воздействия на организацию извне.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организаций:

· поставщики;

· кредиторы;

· конкурентная среда;

· трудовые ресурсы;

· нормативные акты и учреждения государственного регулирования;

· потребители.

Среда косвенного воздействия – факторы, возникающие за пределами организации и обычно, не зависящие от ситуации, сложившиеся в ней. Это:

· технология. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

· Состояние экономики. Может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации, например: колебание курса доллара, относительно валют других стран становится причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

· Политические факторы. Фактор политической стабильности имеет большое значение для фирм, ведущих операции или использующих рынки сбыта в других странах. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политическое изменение может привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальной пошлины на импорт. Проблема с внешним долгом может затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли.

· Экология;

· Социально-культурное воздействие;

· Отношения с местным населением; Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых дарований в управлении вместо подношений сообществу наличными.

· Демография.

Характеристика внешней среды организации:

· Взаимосвязь факторов – силы, с которыми одни факторы воздействуют на другие.

· Сложность – определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же уровнем изменчивости каждого;

· Подвижность – скорость, происходящих в окружающей среде изменений. С развитием рыночных отношений подвижность возрастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в фармацевтике, электронике, химической промышленности и пр. отраслях.

· Неопределённость – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации.

Особенности внешней среды на современном этапе вызваны новыми требованиями:

· Более требовательные потребители;

· Ускоренные темпы изменений;

· Инфляция;

· Новые ценности у персонала;

· Усиливающаяся конкуренция;

· Усиливающаяся конкуренция.

Возникает необходимость:

· Учета интересов клиентов;

· Снижения затрат;

· Быстрой реакции на спрос;

· Создания имиджа;

· Улучшения отношений с властями, общественными группами, финансовыми институтами;

· Быстроты принятия решений.

 

-3-

Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри неё. Элементы внутренней среды: цели, задачи, структура, технология, люди.

1 Цели - это желаемый результат, на достижение которого направлено управление. В ходе производства плановое руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

2 Задачи – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.

Задачи организации делятся на 3 категории:

· работа с людьми;

· работа с предметами (с машинами, сырьем, инструментом);

· работа с информацией.

3 Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие наиболее эффективно достигать цели организации.

4 Технология – средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Она влияет на эффективность производства и реализации продукции, скорость устаревания продуктов, сбор и обработку информации.

5 Люди – главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации. Обеспеченность персоналом нужных специальностей и квалификаций необходима для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей.

6 Корпоративная культура– совокупность базовых традиций, норм и правил производственного поведения. Корпоративная культура организации определяет:

- социальное предназначение (миссию) организации;

- модель взаимоотношений между сотрудниками, уважение к индивидуальным правам, возможности обучения и повышения квалификации;

- стиль руководства и управления;

- способы активизации людей и стимулирования трудовой деятельности;

- существующие в организации коммуникативные процессы.

Существуют сильная и слабая корпоративные культуры. Сильная культура характеризуется чётко определёнными в организации базовыми ценностями, которые интенсивно поддерживаются принятыми в ней стилем руководства, нормами и стандартами поведения сотрудников. Чем больше в компании работников, разделяющих эти базовые ценности, тем сильнее культура этой организации. Организации, в которых большая амплитуда производственных установок среди своих работников и их неустойчивость, имеют слабую культуру. Чем сильнее культура организации, тем меньше её менеджменту нужно уделять внимания развитию официальных правил для управления поведения работника, т.к. работник чувствует себя «полноправным гражданином» организации, она воспринимается им как «близкая по духу», её цели становятся для него личностно значимыми.

 

 



2015-11-27 333 Обсуждений (0)
ТЕМА 3 – ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 3 – ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)