Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация высших стадий развития



2015-11-27 1035 Обсуждений (0)
Периодизация высших стадий развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Страна Взлет Подъем Зрелость Высокое народное потребление
Великобритания
Франция
США
Германия
Швеция
Япония
Россия Не достигла
Канада
Австралия -
Турция - -
Аргентина - -
Мексика - -
Китай с 1952 - - -
Индия с 1952 - - -

 

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в 4 стадию – «зрелости».

 

II. 2) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЩНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРИЗНАКОВ(английский историк А. ТОЙНБИ).

По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до 26 цивилизаций, часть из которых утратила свое существование:

1) египетскую, 2) китайскую, 3) западную, 4) православную, 5) арабскую, 6) мексиканскую, 7) иранскую, 8) сирийскую 9) дальневосточная и др.

Понятие цивилизации Тойнби формулирует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из многочисленных «первоцивилизаций», считает Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

По А. Тойнби: «Цивилизации - целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимоза­висимы. Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии».

Особенности:

1) «Цивилизация есть социальная организация общественной жизни и культуры, ха­рактеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных (базисных) общностей в целях воспроизводства общественного богатства».

2) «Определяющие признаки цивилизации: общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития».

Функции:

1) Реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преем­ственности и на определенной территории.

2) Дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.

Условия рождения и роста:

1) Присутствие в данном обществе творческого меньшинства.

2) Благоприятное окружение.

3) Рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней фи­зической средой.

4) Рост цивилизации - прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения (без изменения от сложности к простоте), упрощение аппарата и технологии.

5) Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эсте­тические - в античной, религиозные - в индийской, научно-механические - в запад­ной.

Стадии развития цивилизации:

1) Рождение, 2) Рост, 3) Надлом, 4) Разложение, 5) Гибель.

Стадии надлома цивилизации:

1) Недостаток творческой силы у творческого меньшинства (элиты).

2) Отказ большинства от поддержания меньшинства.

3) Утрата обществом социального единства.

 

Развитие цивилизаций - процесс циклический, повторяющийся.

Цивилизации погибают не вследствие «убийства», а вследствие «самоубийства».

Наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, можно говорить о цивилизациях I. древних и современных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях II. западных и восточных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях III. доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и т.д.

 

II. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

Западная цивилизация Восточная цивилизация
Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу. Следование вековым традициям, упор на адаптацию и складывающиеся условия жизни.  
Дух активных действий, инициативы и предприимчивости. Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности.  
Дух здорового (по иным оценкам - наоборот, крайне нездорового, доведенного до абсурда) индивидуализма, осознания ценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности, внутренней ответственности за свою судьбу. Дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.   Дух коллективизма и единства народа, сплоченного духовными ценностями, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения. Восприятие отдельного человека как «винтика» огромной «машины» общества.
Узаконенность и гарантированность частной собственности Отсутствие полноценной частной собственности  
Разделение власти и собственности Неразделенность собственности и власти (власть всегда есть собственность): кто при власти, тот и при собственности  
Государство – не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон. Господство государства над обществом, административный произвол (власть выше закона); властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник».


2015-11-27 1035 Обсуждений (0)
Периодизация высших стадий развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периодизация высших стадий развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)