Периодизация высших стадий развития
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в 4 стадию – «зрелости».
II. 2) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЩНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРИЗНАКОВ(английский историк А. ТОЙНБИ). По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до 26 цивилизаций, часть из которых утратила свое существование: 1) египетскую, 2) китайскую, 3) западную, 4) православную, 5) арабскую, 6) мексиканскую, 7) иранскую, 8) сирийскую 9) дальневосточная и др. Понятие цивилизации Тойнби формулирует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из многочисленных «первоцивилизаций», считает Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. По А. Тойнби: «Цивилизации - целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимозависимы. Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии». Особенности: 1) «Цивилизация есть социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных (базисных) общностей в целях воспроизводства общественного богатства». 2) «Определяющие признаки цивилизации: общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития». Функции: 1) Реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории. 2) Дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций. Условия рождения и роста: 1) Присутствие в данном обществе творческого меньшинства. 2) Благоприятное окружение. 3) Рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней физической средой. 4) Рост цивилизации - прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения (без изменения от сложности к простоте), упрощение аппарата и технологии. 5) Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные - в индийской, научно-механические - в западной. Стадии развития цивилизации: 1) Рождение, 2) Рост, 3) Надлом, 4) Разложение, 5) Гибель. Стадии надлома цивилизации: 1) Недостаток творческой силы у творческого меньшинства (элиты). 2) Отказ большинства от поддержания меньшинства. 3) Утрата обществом социального единства.
Развитие цивилизаций - процесс циклический, повторяющийся. Цивилизации погибают не вследствие «убийства», а вследствие «самоубийства». Наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, можно говорить о цивилизациях I. древних и современных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях II. западных и восточных (и о соответствующих типах государств), о цивилизациях III. доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и т.д.
II. ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |