Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкретные примеры описания музейных предметов



2015-11-27 30078 Обсуждений (0)
Конкретные примеры описания музейных предметов 5.00 из 5.00 18 оценок




Описание вещественных музейных предметов

Юный музейщик должен уметь давать характеристику вещественным музейным предметам, которые вносятся в инвентарную книгу. Описание – это не только описание визуальных характеристик предмета. Для краеведческих музеев, музеев исторического профиля, каковыми в большинстве своём являются школьные музеи, важными являются и другие сведения о предмете: время создания, бытования, находки, источник поступления, история создания и жизни предмета до его поступления в фонды музея.

Вещественные памятники – тип источника, который включает в себя все движимые предметы материального мира, в которых овеществлена деятельность людей. Они несут информацию об истории и культуре, хозяйственной деятельности, социальной организации, о быте людей, религии и т.д. Вещественные источники включают в себя также движимые объекты природы (образцы пород и минералов, гербарии, коллекции насекомых и др.).

Вещественные источники подразделяются на виды: по функциональному назначению (орудия труда, оружие, одежда, предметы быта, деньги и т.д.), по материалу (дерево, камень, металл, стекло, керамика и т.д.). Описание вещественных памятников всегда вызывает определённые трудности даже у музейных работников. Тем не менее, иметь общее представление об этом направлении фондовой работы нужно иметь.

Вашему вниманию представлена памятка с примерами описания вещественных музейных предметов.

Общим правилом является указание следующих параметров.

Инвентарный номер

Наименование

3. Автор, изготовитель(например, название предприятия выпустившего предмет), издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).

4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд. ; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описание общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя пропущенный фрагмент многоточием.

5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки (для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. Например, «СССР, РСФСР, Либкнехтовский район, с.Казьминское». В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности. Например, «РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, в 2,5 км к югу от села Новая Деревня, по правому берегу р.Большой Зеленчук, выше балки Кизиловой».

6. Дата создания, бытования, события, находки.Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Например, «Награждение – 2015г., 10 апреля»; «Событие – 1943 г.», «Изготовление – 1985г. Бытование – 1980-е годы». Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках, например, «не позднее ноября 1987» (?); «1-е десятилетие ХХ века» (?). Для археологических предметов кроме даты находки указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования. Например, «200 млн. лет».

7. Материал, техника изготовления.В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования. Например. Для костяной иглы: «кость – резьба, сверление, шлифовка». Если предмет состоит из нескольких различных материалов, указывается каждый из них с техникой обработки. Если состав металла невозможно определить точно, можно ограничиться общей характеристикой. Например, для металла – «белый металл», «жёлтый металл». Для ткани – «ткань х/б», шёлк» и пр.

8. Размеры.Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах. В сервизах, наборах указываются размеры только одного из аналогичных предметов. У трёхмерных предметов вначале измеряется высота, затем ширина и глубина. У круглых предметов указывается диаметр с указанием «D». У овальных предметов (зеркало, блюдо, знак) измеряется сначала больший, затем меньший диаметр. Для ваз, тарелок, чашек, а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей в целых кусках или отрезах измеряется сначала ширина куска (постоянная величина), а затем длина. Для предметов одежды даются следующие размеры:

· для костюмов – ширина плеч или пояса, длина;

· для рубашки, верхней одежды и пр. – объём ворота, ширина подола, длина;

· для юбки - пояс и ширина подола, длина;

· для брюк – пояс, длина;

· для головных уборов – высота и максимальный диаметр;

· для обуви – общая длина и высота предмета

9. Сохранность. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп. Указываются места особенно значительных повреждений, например, «Обломан правый верхний угол, левый край покрыт ржавчиной»; «Ручка отбита. Имеется» или «Ручка отбита. Утрачена». При отсутствии видимых дефектов, если предмет хорошо сохранился, пишется «Видимые повреждения отсутствуют», «Видимых повреждений не обнаружено», или «В сохранности».

10. Источник и способ поступления.Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении. Сотрудники музея должны проверять сведения дарителя и дополнять легенду информацией, полученной в ходе изучения предмета.

 

Конкретные примеры описания музейных предметов

Учётный номер:______

Наименование предмета:Самовар настольный электрический «45 лет Победы»

Автор/Изготовитель: Предприятие «Салют»

Дата создания/изготовления предмета: 1990

Место создания: СССР, РСФСР, г.Куйбышев.

Описание предмета: Тулово самовара в форме шара белого металла с крышкой в форме полусферы с конфоркой (место для чайника) в форме розетки. На крышке две фигурные рукоятки чёрной пластмассы. На тулове по бокам две прикреплённые петлевидные металлические ручки с чёрными пластмассовыми веретенообразными рукоятками. Впереди кран белого металла с фигурной ручкой и чёрной пластмассовой шаровидной рукояткой. Тулово держится на ножке с основанием квадратной формы с четырьмя подножками в форме лап и гнездом для электропровода. На тулове с двух сторон по периметру рельефная надпись «45 лет Победы». Спереди на тулове штампованное изображение Спасской башни Московского Кремля со звездой, четырьмя звёздочками салюта и одним цветком. Под изображением надпись «1945/1990». На дне основания клейма, обозначающие аббревиатуру предприятия-изготовителя «ТУ1-01 0293-75»/1990г., «3л/220В 1КВГ» / и цена «Ц.60р.».

История (легенда): Принадлежал семье профессора кафедры отечественной истории МГУ Иванова Ивана Ивановича (1928г.р.).

Время и место бытования: 1990-2001гг., Москва

Материал, техника:белый металл – штамповка, сварка, клёпка, гравировка. Пластмасса – штамповка.

Размеры: 34*25*33 см.

Количество: 1

Сохранность: На конфорке, кране и ручке к крану – тёмная плёнка окислов металла.

Источник поступления: Дар музею от Иванова Ивана Ивановича. Акт № … от …. 2001г.

 

_

Учётный номер:______

Наименование предмета:Вымпел переходящий «Лучшему звену»

Автор/Изготовитель: Не установлен

Дата создания/изготовления предмета: 1962

Место создания: СССР, РСФСР, Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Казьминское

Описание предмета: Вымпел прямоугольный, двойной, двусторонний, красного цвета. Украшен бахромой из желтых шёлковых нитей. Вверху по краю карман, в который продет металлический стержень с двумя деревянными точёными навершиями - «шишечками», выкрашенными бронзовой краской. К стержню слева и справа привязан жёлтый витой шёлковый шнур с двумя кистями на концах.

Лицевая сторона – в верхнем левом углу изображение пятиконечной звезды и колоса, справа текст на русском языке «Колхоз «Ударник»» Ниже текст золотистой краской «Лучшему звену. 1962».

Оборотная сторона – вверху в центре, пятиконечная звезда, ниже текст на русском языке желтой краской «Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье». Изображения и текст выполнены золотистой краской.

История (легенда): Был вручён звену по выращиванию кукурузы за урожай 95 ц в початках с площади в 30 га.

Время и место бытования: колхоз «Ударник», 1962

Материал, техника:Ткань х/б. –шитье.Краска золотистая, жёлтая, шёлковая нить; металл, дерево – токарная обработка, печать по трафарету, роспись, плетение.

Размеры: 60*35 см. Длина металлического стержня с навершием 47 см.

Количество: 1

Сохранность: Загрязнение, пятна, трещины, мелкие сколы бронзовой краски, значительная осыпь желтой краски.

Источник поступления: Получен от секретаря партийного комитета колхоза «Ударник» Петрова Ивана Сидоровича. Дарение. Акт № … от … 1995.

 



2015-11-27 30078 Обсуждений (0)
Конкретные примеры описания музейных предметов 5.00 из 5.00 18 оценок









Обсуждение в статье: Конкретные примеры описания музейных предметов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (30078)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)