Первый этап налоговой реформы (1990—1997)
Этапы налоговой реформы Налоговая система до 1990 года Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 года развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объёмах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Основными налоговыми платежами в советское время являлись:
Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. К 1990 году поступления в государственный бюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов. Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объём уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы. К концу 1980-х — началу 1990-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению. Объёмы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год — 129,8 млрд рублей, 1987 год — 127,4 млрд рублей, 1988 год — 119,6 млрд рублей, 1989 год — 115,5 млрд рублей. Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 года внутренний государственный долг превысил 995 млрд рублей, внешний долг достиг 47 млрд инвалютных рублей. Таким образом, к началу 1990-х годов основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определённой степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объёмов финансовых поступлений на государственные расходы. Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 1980-1990-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. Первый этап налоговой реформы (1990—1997) Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне 1990 года принят ещё один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года. Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. 21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране. Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов: 1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ. 2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований. 3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ. 4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы. Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов. Сформированная НС тормозила экономику государства. Выделяются три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета: 1. политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги; 2. угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы — долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатёжеспособность усиливали кризис расчётов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет; 3. объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определённого уровня. Власти не понимали природу бюджетного кризиса и пытались поднять собираемость налогов. Но частые поправки привели к нестабильности и непредсказуемости НС. В 1997 году на территории России действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трёхуровневая налоговая система, которая включала: 1. Общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): o налог на добавленную стоимость; o акцизы; o подоходный налог с банков; o подоходный налог со страховой деятельности; o налог с биржевой деятельности; o налог на операции с ценными бумагами; o таможенная пошлина; o государственная пошлина; o подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий; o подоходный налог с физических лиц; o налоги и платежи за использование природных ресурсов; o налоги на транспортные средства; o налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др. 2. Республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6): o налог на имущество предприятий; o лесной доход; o плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др. 3. Местные налоги и сборы (было около 24): o налог на имущество физических лиц; o земельный налог; o сбор за право торговли; o налог на рекламу (до 5 % от стоимости услуг по рекламе); o налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; o лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; o лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; o сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1 % от суммы сделки) и др. Риски для бизнеса были чрезвычайно высоки. Было много возможностей уклонения от уплаты налогов. Недостаточный контроль со стороны властей привёл к тому, что в полном объёме платили только те, кто не имел льгот и недоимок. Но налоговое бремя слишком тяжело, и предприятия закрывались, либо уклонялись от налогов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |