Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ



2015-11-27 7245 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 5.00 из 5.00 6 оценок




СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Вылегжанина

Анастасия Николаевна

 

Специальность 39.02.01-

Социальная работа

Курс СЗ-21

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Козачук

Нина Валентиновна

Допущен к защите в ГАК

Председатель ПЦК:

Зав. заочным отделением:

 

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

Введение …………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья как направление деятельности учреждения социальной защиты ……………………………………………………………………..

1.2 Особенности социальной работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста…………………………………

1.3 Опыт работы в учреждениях социальной защиты по реабилитации детей с ограниченными возможностями ………………

Выводы по Главе 1…………………………………………………………

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В

УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ....................................................

2.1. Диагностика уровня социальной адаптации детей-инвалидов……..

2.2. Программа профилактики дезадаптации детей-инвалидов…………

2.3. Динамика уровня социальной адаптации……………………………

Выводы по Главе 2…………………………………………………………

 

Заключение ……………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………….

Приложения ……………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

В соответствии с Конституцией 1993 г. Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, т.е. осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство. Не случайно с конца 1990-х годов социальная политика в нашем государстве осуществляется на так называемой "социальной модели инвалидности", которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его социальную интеграцию. Социальная защита детей с ограниченными возможностями является не только государственной задачей, но и одной из главных проблем формирующегося гражданского общества. В этом смысле социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья выступает важнейшей общественной функцией социума в целом.

В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую:

1) системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); 2) активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает исследование как системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, так и - направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (федеральной, региональной, местной). .

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина и др.

Проблемы распространенности инвалидности среди детей, ее структуры, организационные проблемы и региональные особенности данного явления нашли частичное отражение в работах М.Н. Никитиной, Р.К. Игнатьевой, Э.И. Танюхиной и А.Л. Свинцова, А.А. Баранова, Г.В. Тарасовой, А. Ахмедова и других ученых. Медико-социальные особенности детской инвалидности в целом, вопросы их реабилитации отражены в работах В.С. Анисимова, В.Л. Мартынова, О.В. Грининой, Д.И. Зелинской, И.П. Катковой, Г.С. Окуневой, Н.И. Гурвич и И.А. Камаева. Отдельные аспекты сравнительного анализа заболеваемости детей-инвалидов, их медицинского обеспечения, потребности в отдельных видах медико-социальной помощи представлены в работах Т.М. Максимовой, Г.С. Окуневой и других исследователей

В настоящее время акцент в исследовании проблем детей с ограниченными возможностями сместился с углубленного изучения в большей степени медицинских аспектов к анализу проблемы развития ребенка-инвалида как личности. Теперь на повестку дня ставится вопрос социального подхода к детям инвалидам и семьям, в которых они воспитываются, анализируется деятельность социальных работников, социологов, экономистов, государственных деятелей, медиков, педагогов, психологов, дефектологов - то есть носителей социальной работы.

Рост числа инвалидов в российском населении за последние годы достаточно масштабен и интенсивен, по показателям физического и психического здоровья, проблемы инвалидности в настоящее время затрагивают каждого третьего гражданина. Ухудшение здоровья населения, частота рождения больных детей, постарение населения с накоплением ряда хронических заболеваний, высокий уровень аварийности на производстве, в транспортной сфере, быту – факторы, определяющие устойчивость тенденции нарастания инвалидности.

По данным ОНН в мире насчитывается более 650 млн. инвалидов, с каждым годом эта цифра значительно увеличивается. В Кировской области проживает примерно 155689 людей, с ограниченными возможностями, из них 4566 человек – дети-инвалиды. Меры социальной поддержки и социальное обслуживание инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется в соответствии действующим законодательством и нормативно-правовыми актами, которые в большей степени касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание ограниченной жизнедеятельности. Но, людям с ограниченными возможностями кроме материальной поддержки, необходима помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их жизнедеятельность, открыть им новые перспективы, поддержать направления самореализации в жизни. Данные аспекты подтверждают актуальность исследования.

Цель исследования: изучить особенности социальной работы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в учреждениях социальной защиты.

Объект исследования:социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования:процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях центра социального обслуживания населения.

Гипотеза исследования:предполагаем, чтосоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении социального обслуживания населения будет эффективной при следующих условиях:

- изучения специфики социальной работы в центре социального обслуживания населения;

- знания проблем детей;

- применения эффективных методов социальной работы по адаптации детей в условиях центра социального обслуживания населения.

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы социальной работы по адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях учреждения социальной защиты.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по организации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях учреждения социальной защиты.

Теоретические основы исследования: существует множество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями, так на основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера рассмотрены социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом; на основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и других ученых раскрыты психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия. Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей социологические концепции инвалидизации.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- тестирование;

- анкетирование;

- анализ и обобщение данных.

Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении и обосновании проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения социальной защиты.

Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения социальной защиты.

Экспериментальная база исследованияКОГАУСО «Слободской комплексный центр социального обслуживания населения»??????ГРУППА???

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

1.1. Социальная адаптации детей с ограниченными возможностями как

направление деятельности учреждения социальной защиты

Социальная адаптация детей с ОВЗ как направление социальной работы представляет собой постоянное, активное приспособление индивида к условиям социальной среды через усвоение ими правил и норм поведения, принятых в обществе, а также результат этого процесса. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовой деятельностью», — поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвали­дов» к этой категории относятся дети, имеющие «...значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориента­ции, контролю за своим поведением, обучению, общению, игро­вой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемир­ной организации здравоохранения: поводом для назначения инва­лидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологиче­ской или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация - нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов - в результате социальной недостаточности или социальной дис­функции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может вы­полнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оцен­ке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

- ограничение физической независимости (неспособность вес­ти себя независимо с другим лицом);

- ограничение подвижности (передвигаться во времени и про­странстве);

- ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

- ограничение способности к получению образования, к про­фессиональной деятельности;

- ограничение способности к интеграции в обществе, неучас­тие во всех видах повседневной активности наравне со сверстни­ками.

С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы при­сваивается статус ребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗ и МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.).

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права детей с ограниченными возможностями, можно назвать следующие: "Всеобщая Декларация прав человека", "Декларация о правах инвалидов", "Декларация о правах умственно отсталых лиц", "Конвенция о правах ребенка", "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов".

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

К международным актам, обеспечивающие права и интересы детей относятся: Декларация прав человека (1948 год), Декларация прав ребенка (1959 год), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1975 год), Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год).

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в "Семейном кодексе". Родители должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день, также родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию.

Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а также предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.

Одной из целей социальной помощи детей с ОВЗ является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

- предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

- развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения;

- предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

- развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

- формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

- совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Федеральный Закон "О правах ребенка" (1993 год) определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и определяет обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

- проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

- обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для федеральных образовательных учреждений и библиотек;

- для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков;

- скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

- воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

- приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов.

Для детей с ОВЗ состояние здоровья, которых исклю­чает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учрежде­ния, ребенок помещается в такое учреждение по же­ланию родителей. Дети раннего возраста - до 4-х лет принимаются в специализированные дома ребенка, находя­щиеся в ведении органов здравоохранения.

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для таких детей: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, нахо­дящихся в системе народного образования, относятся в ос­новном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и сла­бовидящих детей, глухих и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомие­лита и церебральных параличей. При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержа­нию, воспитанию, лечению, а также уходу за ним, если же ре­бенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

 

Таким образом, в силу особенностей детей с ограниченными возможностями их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, где главной целью в социальной работе с данной категорией является содействие в улучшении качества жизни ребенка, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для успешной социальной адаптации и их интеграции в общество.

 

 

1.2 Особенности социальной работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

 

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности, вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

В зависимости от степени тяжести заболевания дети с ОВЗ дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

·​ детских садах компенсирующего вида;

·​ детских садах комбинированного вида;

·​ дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах;

·​ образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школ Поддержка детей-инвалидов осуществляется:

·​ в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

·​ в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

·​ в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;

·​ в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;

·​ в кризисных центрах.

Воспитыватьи обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки очень важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

В ДОУ педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии:

- «точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке;

- «частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми;

-«полная инклюзия» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождениием.

Процесс обучения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д, это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

В задачи комплексного развития таких детей в образовательно-воспитательных учреждениях:

·​ социальное развитие;

·​ познавательное развитие;

·​ развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;

·​ физическое развитие и воспитание, формирование навыков самообслуживания;

·​ предметная деятельность и игра;

·​ формирование продуктивных видов деятельности;

·​ эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).

 

Таким образом, ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.

 

1.3 Опыт работы в учреждениях социальной защиты по реабилитации детей с ограниченными возможностями

Продление активной жизни детей и подростков с ограниченными возможностями является существенной задачей решением, которой является сохранение не только здоровья, но и качество их жизни. Медицинские проблемы, качество жизни инвалидов активно исследуются учеными, но возможность воздействия на него психосоциальных факторов изучено еще недостаточно. Существует проблема адаптации людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Над актуальностью данной проблемы работает государственное специализированное учреждение Республики Коми «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П. Морозова» используется система современных методов и направлений комплексной реабилитации детей-инвалидов с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Медицинская реабилитация в учреждении включает в себя несколько направлений: кинезиотерапия, физиотерапия, парафинолечение и медикаментозное лечение. Кинезиотерапия (терапия движением) – выполнение физкультурных упражнений в лечебно-нагрузочных костюмах типа «Адели», «Гравистат», процедуры с применением лечебно-тренировочного тренажера Гросса, уроки в тренажерном зале, занятия с аппаратом Ремиокор (БОС) и лечение положением. Для исправления нарушения осанки у детей специалисты учреждения, используют корректоры осанки - реклинаторы грудного отдела позвоночника. Этот метод удобен в том, что он не требует длительной специальной подготовки, его можно использовать в быту, на занятиях по лечебной физкультуре, на уроках с психологом и логопедом.

При лечении положением ребенка укладывают в определенную позу, и в этом положении удерживают некоторое время, таким образом, через рецепторный механизм оказывается влияние на мышечный тонус пациента. В занятиях по кинезетерапии используют разнообразные методы воздействия в зависимости от возраста детей: с малышами от 4-6 лет применяются детские стихи, 8-12 лет – элементы художественной гимнастики.

В учреждении используют различные типы лечебного массажа, магнито- и лазеротерапию, электро- и теплолечение и другие. Также Центр проводит обучение детей по общеобразовательной программе начального обучения и по воспитательной программе, где используются как групповые, так и индивидуальные подходы, которые помогают восстановить пробелы в знаниях и умениях учащихся, способствуют развитию их познавательной деятельности. Занятия ведутся в специально оборудованных помещениях для детей с двигательными нарушениями (специальная мебель, ученические приборы, ортопедическая обувь, фиксаторы, реклинаторы и др.).

Специалисты учреждения, используя новые технологии в комплексной реабилитации детей, стремятся укрепить их здоровье, повысить интеллектуальные способности для того, чтобы они могли успешно учиться в обычной школе, играть, заниматься спортом и творчеством со своими сверстниками.

Адрес следующего опыта - Областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в селе Веселая Лопань Белгородского района со стационаром на 100 мест, предназначенное для оказания комплексной многопрофильной медико-социальной помощи детям-инвалидам с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и нарушениями статодинамической функции. Деятельность центра направлена на максимально полную социальную адаптацию и интеграцию детей и подростков-инвалидов в общество посредством проведения комплексной социальной, медицинской, психолого- педагогической и трудовой реабилитации.

Первое направление - медицинская реабилитация, которая включает в себя применение аппаратов серии «БОС», «АкорД», тренажеров «Гросса», лечебных костюмов «Гравистат», «Адели», «Фаетон», балансировочного тренажера, трехколесных велосипедов «Левушка» для детей с заболеванием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Также проводятся: аудиовизуальная стимуляция, иглорефлексотерапия, рефлексотерапия, ароматерапия и аэрофитотерапия, стоматологическое и офтальмологическое лечение, иппотерапия.

Второе важное направление деятельности учреждения – это психолого-педагогическая и социальная реабилитация, которая направлена на социализацию детей: социально-психологическое сопровождение, направленное на развитие способности к социальной адаптации; профориентация и подготовка к трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дальнейшего труда; коррекция психофизического развития средствами логопедии, специальной педагогики; социально-бытовая адаптация; информационно- консультативная работа для родителей и подростков по вопросам медико- психолого-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

В комплексе социальных мероприятий, проводимых в Центре, большую часть составляют мероприятия, связанные с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями. Для решения выявленных в ходе психологического обследования проблем педагогами-психологами проводится работа с детьми в группах по следующим направлениям: психологическое просвещение, развитие навыков делового общения, развитие социального интеллекта, стабилизация эмоционального состояния. В Центре проводится комплексная логопедическая коррекция с использованием ТСО и информационных технологий: логопедический массаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика. Также применяются такие инновационные методы, как: плантарный массаж рук и ног, использование компьютерной программы «Речевой калейдоскоп», а для работы с заикающимися детьми аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог». Мероприятия по социально-бытовой адаптации осуществляются специалистами по социальной работе по игровым программам, направленным на обучение «жизни с инвалидностью». Большую помощь в этом оказывает комната социально-бытовой адаптации, оборудованная под кухню с набором предметов социально-бытового плана. Для разностороннего развития и социализации младших школьников и их ранней профессиональной ориентации в Центре работает программа «Гендерное воспитание и ранняя профориентация младших школьников», которая направлена на оптимизацию общения и взаимодействия мальчиков и девочек и формированию понятий о профессиях.

КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Родник» , рассчитано на 345 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет и инвалидов молодого возраста старше 18 лет. Воспитанниками детского дома - интерната являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, попавшие в трудную жизненную ситуации, требующие особой поддержки, заботы и защиты.

Основная цель детского дома-интерната - осуществление комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации на основе инновационных методов обучения и воспитания, подготовка детей и подростков к труду для их последующей интеграции в современное общество

В детском доме-интернате созданы три отделения для проживания обеспечиваемых:

- отделение «Милосердия»,

- отделение «Психолого-педагогического помощи»,

- отделение «Инвалидов молодого возраста».

Воспитатели детского дома-интерната в каждой группе создают условия, приближенные к домашним, выделены зоны для игр и отдыха, информационные и развивающие уголки. Оформление помещений направлено на эстетическое развитие воспитанников.

Предоставление социально-медицинских услуг одно из главных направлений деятельности детского дома-интерната. Основными компонентами медицинской реабилитации являются мероприятия, направленные на восстановление утраченных функций при синдроме Дауна, различных формах ДЦП, нарушение речи, слуха, различных степенях умственной отсталости, лечение сопутствующей соматической патологии.

Направление работы - реабилитация, лечение и профилактика заболеваний.

Также в этом учреждении проводится культурно - досуговая, культурно-просветительская, духовно-нравственная и спортивно-оздоровительная работа.

Для индивидуальной работы с воспитанниками есть уютный кабинет психолога, сенсорная комната. Логопедический и дефектологический кабинеты оснащены всеми необходимыми для развития детей методическими и развивающими материалами и играми, соответствующим оборудованием.

В кабинете педагога дополнительного образования дети имеют возможность мастерить, творить, фантазирова



2015-11-27 7245 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)