Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Возникновение науки и основные ступени ее исторической эволюции



2015-11-27 742 Обсуждений (0)
Тема 1. Возникновение науки и основные ступени ее исторической эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Проблема генезиса науки и критерия периодизации науки.

2. Донаучное знание и его особенности. Понятие преднауки.

3. Рождение античной науки.

 

1. Проблема генезиса науки и критерия периодизации науки.

Наука - сверхсложная система знаний, которая работает с абстрактными идеальными объектами познания, включает в себя способы и правила проверки полученных знаний.

Наука - вид познавательной деятельности по выработке, систематизации новых знаний, проверки, с целью получения эффективного результата.

Наука - это определенный социальный институт.

 

Критерии научности знаний:

1. Доказательство связанное с рациональностью знания. Знание о законах, закономерностях.

2. Проверяемость и повторяемость результатов научного познания.

3. Систематичность научного знания. Включает в себя необходимость логического вывода знания.

4. Объектом научного знания выступают не сами явления реального мира, а аналоги этих явлений, т.е. идеализированные объекты.

 

Точки зрения возникновения науки:

1 точка зрения. Древнейшая. Наука возникает вместе с возникновением древнейшего общества. (Древний Китай, Египет, Вавилон и тд)

2 точка зрений. Античная. Зарождение науки относят к культуре Древней Греции. В Древней Греции существовала полисная форма социального устройства: Греция делилась на множество государств со своей конституцией. Были созданы первые светские философские школы: академия Платона. Далее возникает "Ликей" - школа ученика Платона Аристотеля. Возникает теоретическое знание.

3 точка зрения. Наука возникла в 17 веке. Технологическая цивилизация.

 

Всякая ли цивилизация рождает науку? 2 позиции.

1. Дж. Бернал и востоковеды считают, что Всякая цивилизация рождает науку. Аргументы: всякая наука предполагает письменность, систематизацию знаний

2. не всякая цивилизация рождает науку…

 

Гносеология - теория познания. Субъект познания (индивидуальный и коллективный) и объект познания (природа, общество и человек)

 

В.С. Степин описывает 2 этапа возникновения науки: преднаука и наука

Различаются методами построения знаний

1. Преднаука - обобщение результатов наблюдения (эмпирического опыта)

2 Наука - создается система теоретических постулатов, из них выделяются следствия и поверяются опытным путем

 

Этапы науки:

1. классическая наука 17-19 вв. Направлена на полное очищение объекта от субъекта.

2. неклассическая наука 19в.-первая половина 20в. Меняется мнения о средствах познания. Устанавливает связь между знанием об объекте и теми средствами познания, которые мы используем.

3. постнеклассическая вторая половина 20 века по настоящее время. Интегрирует научное знание с ценностным миром субъекта познания.

Этапы исторической эволюции развития науки, 6 этапов:

1. преднаука до 6 века до н.э.

2 античная наука 6в. до н.э. - 3 век нашей эры

3. средневековая 3-17 вв. н.э.

4. классическая 17-19 вв.

5. неклассическая 19в.-первая половина 20в.

6. постнеклассическая 20в.-наст вр

 

2. Донаучное знание и его особенности. Понятие преднауки.

1. Преднаука и наука предполагает высокий уровень развития письменности.

2. Преднаучное и научное знание предполагает наличие понятий, а не образов.

3. Определенная систематизированность знаний присуща преднауке, но это не системность. Системные знания предполагают систему теоретических построений, носящих характер идеальных объектов, функционирующих по своим специфическим законам. Поэтому преднаучное знание не является доказательным, в отличии от научного.

И наука и преднаука связаны с образовательным процессам.

 

Отличия преднауки от науки:

1. вся преднаука носит утилитарный характер - все это знание служит для реализации практических целей.

2. преднаука догматична, она направлена на воспроизводство знания, а не на то, чтобы получать новое знание.

3. преднаука не является социальным институтом.

4. преднаука синкретична (целостна)

3. Рождение античной науки

Первые древнегреческие мыслители (Фалес, Пифогор, Максимандр, Максимен) перешли к системе теоретических знаний, которые предполагали построение логически связанных и согласованных систем знания.

Особенности античной науки:

-Все их теории не носили утилитарного характера

-Искали первопричины: космоса, бытия

- Впервые дается светская философская школа: принимается любой человек, который способен учиться

 

П.П. Гайденко

1 программа, выработанная в античной культуре - математическая (Платон, Пифагор)

Пифагор: мы можем познать природу только с помощью математики. вся структура космоса познается с помощью математики. Математическое и философское знание обладают близостью.

 

Демокрит: атомистическая (атом, неделимый)

В космосе нет ничего, кроме атомов, движущихся в темноте

Все в мире происходит на основе необходимости , с причиной. Случайность - это результат нашего незнания причины

Принцип детерминизма, закон причинности первым сформулировал Демокрит

 

Аристотель - континуалисская (континимум, непрерывность) программа

- В космосе существует непрерывное движение.

- Органистический взгляд на мир: 1. Земля это неподвижный центр вселенной 2.

- У каждого явления природы есть своя цель, природа выступает не как система, а единый организм

4 первопричины бытия:

1. формальная причина (сущность, суть бытия)

2. материальная (субстрат) (из чего)

3. целевая (то, ради чего)

4. первопричинная (откуда начало движения)

 

Аристотель делит науки на:

Теоритические науки ( математика, физика, философия (метофизика)

Практические науки ( экономика, этика, творческие(грамматика, поэзия и тд))

Цель наук: знания, ради знаний.

 

Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

 

Он сформулировал логические законы:

1. закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;

2. закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

3. закон исключённого третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

 

Эллинистическая эпоха.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Проиходит описание флоры, фауны

Была построена первая математическая теория

Открытия в области астрономии, физиологии,

 

Основные черты античной культуры:

1. созерцательность

2. неразрывная связь с философией

3. открытость, стремление к доказательности, системности знаний

 



2015-11-27 742 Обсуждений (0)
Тема 1. Возникновение науки и основные ступени ее исторической эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Возникновение науки и основные ступени ее исторической эволюции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (742)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)