Антропоцентризм как философский принцип
Сущность философского антропоцентризма состоит в целостном осмыслении космичности человека и определении смысла его жизнедеятельности в природе и обществе. Это принцип европейской рациональности, постигающей связи и отношения наблюдателя (ученого) и наблюдаемой Вселенной. Философский антропоцентризм изучает и оценивает человека, картину его бытия «глазами космического разума» мыслителей мира. В нем человек рассматривается как некая центральная часть миропорядка, в котором все сущее имеет определенное значение. [5; с. 295] Человек, по Канту, - «главный предмет в мире». При этом он играет исключительную роль, являясь демирургом (греч. demiurgos - творец, создатель) культуры, среды своего обитания, да и самого себя в ней. С точки зрения древнегреческой классической философии и современного русского космизма, человек несоизмеримо выше бытия Вселенной, ибо только он один способен вносить своим разумом «порядок» в Мироздание. Все кантовское учение о человеке основывается, в сущности, на философском поиске роли и места его в мировом пространстве. Вселенная, по Канту, на самом деле оказывается таковой, каковой ее создает творческая мысль (человеческий разум). Говоря о необходимости самосовершенствования человека и его разума, И. Кант советует: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Вне сомнения, человек живет в мире микро- и макровещей, микро- и макропроцессов, где все имеет свое предназначение, свое начало и свой конец в пространстве и во времени. Все это и формирует антропоцентрическое самосознание индивида, определяет направление и границы его мышления. Тысячелетиями отрабатывается и соответствующая система религиозных, научных, философских представлений и понятий о мире. Роль разума (познающего и творящего субъекта) в представлениях классических философов столь высока, что объективная реальность и результат ее субъективного конструирования человеком в основном совпадают. И. Кант писал, что «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, - это человек, ибо он для себя последняя цель». Тем самым философ обозначил границы широчайшего поля для формирования нового самостоятельного мировоззренческого раздела в философии - антропологии. Термин «философская антропология» впервые применил тоже И. Кант. Л. Фейербах назвал ее универсальной наукой о человеке.[5; с. 296] Современная философская антропология стремится выявлять общие принципы и основания человеческого бытия, а также природу уникальной человеческой личности, ее духовный и физический потенциал, творческие возможности и смысл жизнедеятельности. Ее основные мировоззренческие и методологические установки отражены в работах М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, которые на базе анализа многообразных способностей человека определили методы постановки и решения касающихся его философских и научных проблем. В связи с этим подчеркнем, что для раскрытия тайны человека требуются исключительно нетривиальные средства. Как самостоятельное направление философская антропология утвердилась только в конце XIX века, поставив перед собой задачу обобщать (интегрировать) все известные знания о человеке, накопленные в разное время разными науками. В XX столетии философская антропология приобрела еще два значения. Во-первых, она стала ориентировать на познание человеческой сущности через рассуждения о бытии вообще, о динамике жизни, о тайнах культуры. Во-вторых, она приобрела статус не только области философского знания, но и особого метода мышления. Ныне перед философами, учеными, медиками ставится задача на основе новейших фактов жизни и научных данных биологии, физиологии, психологии, социологии, других наук, изучающих человека, воссоздать его целостный образ. Философская антропология осмысливает все знания, касающиеся душевной и духовной жизни человеческого индивида: его чувств, эмоций, влечений, воли, разума и т.д. Она всесторонне изучает широкий круг проблем межличностных связей и отношений.[5; с. 297] Современные антропологи рассматривают человека как всегда открытую систему, которая никогда не может быть завершенной. Науке известно, что абсолютно все на этом свете рождается в законченном виде. И растения, и животные с рождения и до смерти остаются по сути своей неизменными. Они, конечно, меняются, но только количественно, а не качественно. Лишь человек появляется на свет и живет как бы незавершенным, но имеет генетически заложенную в нем способность становиться человеком в полном смысле слова. Именно поэтому он всю свою жизнь находится в постоянном поиске самого себя, смысла собственного существования. В каждом ребенке потенциально заложено «множество личностей» (Л. Выготский). И одной из них он обязательно станет при условии нормальной социализации. Однако человеку необходимо не только жить в здоровой социальной среде, но и иметь личное стремление к саморазвитию. А это значит, что человеческий индивид, в отличие от всех других живых организмов, с самого начала своей жизни есть уникальное саморождающееся существо. В процессе взросления он постепенно включается в систему исторически сложившихся природно-социальных связей и отношений. Безусловно, становление человека продиктовано природой и предопределено постоянным расширением и обогащением его внутреннего (духовного) мира. Но если что-то помешает индивиду с самого начала подключиться к обществу людей, их культуре, он навсегда останется по сути своей животным.[5; с. 298] Главное в человеке то, что он является социальным, культурным существом, осознанно живущим в мире природы и общества. Поэтому в основе философской антропологии лежит осмысление всех свойств и качеств личности, непосредственно связанных с развитием ее культуры. Если экзистенциалисты утверждают, что «существование предшествует сущности человека» (Ж.-П. Сартр), то марксисты уверены в обратном, считая человеческую сущность родовым признаком. Они убеждены в том, что «сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Если естественнонаучная (в том числе медицинская) антропология, изучающая анатомию, биологию, физиологию человека, указывает на некую нишу его в царстве живых существ и оценивает способность его организма адаптироваться к постоянным изменениям в природе, то философская антропология стремится целостно постигать человеческую суть во всей ее полноте. Она определяет место, роль и заинтересованное отношение человека к окружающему миру. И если отвлечься от его жесткой зависимости от общезначимого естественного порядка вещей, то выявится субстанциальная (сущностная) структура человека как личности, которая самостоятельно приобретает свой особый статус, образ мысли и стиль жизни, предохраняющие ее от растворения в природной и социальной «бренности». В XX веке была разработана некая парадигма о биосоциальной сущности человека, которая характеризует его одновременно как животное и как социальное существо. Но подобное совмещение несовместимого не решило проблему целостного понимания человека. Философский антропоцентризм с самого начала стремился возвысить человеческую личность до осознания ею своей исключительности в мире бытия. Еще со времен древних греков философией за человеческим образом закрепились три возвышающих его духовных начала: высшее благо, красота и истина как элементы самосознания. «Антропология или, точнее, антропологическое сознание, - уверял великий русский философ Н.А. Бердяев, - предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию... Антропологический путь - это единственный путь познания Вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание». Кстати, практически все философы понимали самосознание как чисто человеческое начало в личности и социальной группе.[5; с. 299] Уже древние мыслители (Платон, Аристотель, Эпикур и многие другие) говорили о социальной бытийности человеческого начала. Они стремились на этом основании выявить, к примеру, истоки многогранной личности человека. Сформулировав задачу развития целостности личности, античные философы увидели ее начала в гармонии телесного и духовного, неразрывности природного и социального, взаимосвязи индивидуального и общественного и т.д. Философы последующих эпох продолжали отстаивать идею греков о постоянной эволюции социально-культурных признаков в человеческой личности. Так, в далеком IV веке африканский философ Арнобий в своей работе «Против язычников» утверждал, что человек, выросший в социальной изоляции, «даже если он потомок Платона или Пифагора», будет «более глупым, чем животное. У него обнаружится не больше чувств, чем у дерева или камня. Он не будет даже различать ни суши, ни моря, ни звезд, ни метеоров, ни растений, ни животных... Если же он будет вынужден под впечатлением поразивших его новых предметов начать говорить, то из его раскрытого рта выйдут одни только нечленораздельные звуки». Представители медицины выработали свой взгляд на место человека в космической картине мира, осуществив синтетический анализ воздействия различных природных условий и со-циально-культурных факторов (таких, как механические, физические, химические, технические, биологические, социальные, духовные) на организм человека с учетом их переносимости или непереносимости, то есть уровня адаптационной способности, а также признаков нормы и патологии. Медицина, по сути дела, разработала принципиально иной аспект обоснования единства социального, природного и духовного начал в становлении человеческой личности. Она играет сегодня исключительную роль в исследовании механизмов различных биофизиологических состояний человека, а также взаимодействия природных, социальных и духовных факторов с организменной и личностной подструктурами.[5; с. 300] Если сформулировать основной вопрос антропологии, то он будет звучать следующим образом: «Что есть человек?». Однако вслед за ним возникает не менее сложный и важный вопрос о том, что есть личность. Проблема человека-личности является одной из самых важных для всей философии, а не только для медицинской или философской антропологии. Дело в том, что человеческая личность - это и живое существо, и созидатель культуры, и общественный деятель, то есть явление многогранное и очень сложное. Личность в большей или меньшей степени аккумулирует весь спектр общественных отношений и тем самым реализует свою чисто человеческую сущность. Это не только продукт природы и общества, но и единственный творец культуры и себя в ней. Таким образом, можно говорить о социально-деятель-ной сущности человека как личности. Важно подчеркнуть, что последняя представляет собой триединство природно-биологического, социально-физиологического и культурно-психического. Это, образно говоря, некий космический продукт, уникальный биопсихосоциальный феномен. Если отсутствует хотя бы один из названных признаков, существование человеческой личности попросту невозможно. Человек как феноменальное порождение Космоса обладает уникальными природными данными. Его организм (уже в зародыше) содержит в себе изначально заданную информационную программу творческого созидания собственной судьбы. Для этого у него есть все необходимое: особое телесное строение и психика, восходящая к сознанию, которую необходимо всячески развивать, чтобы стать человеком в полном смысле слова, то есть личностью. В книге «Монизм Вселенной» К.Э. Циолковский убеждал, что рано или поздно должно наступить время, когда «будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям... будет господствующим наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией...». [5; с. 300]
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |