Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы познавательной деятельности в теории познания Аристотеля



2015-11-27 1493 Обсуждений (0)
Основные этапы познавательной деятельности в теории познания Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Первый этап Опыт (empeiria) — постижение с помощью чувств отдельных, единичных сторон, свойств реального объекта, фактов
Второй этап Искусство (tehne) — умение делать обобщения из конкретных опытных данных
Третий этап Знание (episteme) — понимание причин, сущностей и закономерностей конкретных явлений, составля­ющее содержание конкретных наук
Высший этап Мудрость (sophia) — «первая философия», позна­ние универсальных основ, первопричин, принципов бытия

Рис.3.2 Теория познания Аристотеля

 

Наиболее интенсивно и плодотворно античная наука развивалась в Александрийской школе.

Термин «средневековье» стал использоваться в XV—XVI вв. итальянскими гуманистами для обозначения значительного исторического отрезка времени (V—XV вв.), лежащего между древней и новой цивилизациями. Беспрецедентное в истории духовное и политическое могущество церкви, ее колоссальное влияние на все стороны жизни людей предначертали эволюцию философии и науки в течение многих веков Средневековья. В духовном плане католическая церковь считала себя «коронованной» папством наследницей древнегреческой философской культуры. Однако в этом наследии сохранялось и использовалось только то, что могло служить религии, при этом философские и научные идеи переосмысливались и интерпретировались в интересах теологии.

Особый интерес представляет вопрос о состоянии конкретных наук в период Средневековья. Институциональным, организационным, теоретическим и функциональным центром научных знаний в эту эпоху становятся университеты. Первоначально они возникают из монастырских школ. В начале XI в. появляется университет с мировым именем из Оксфордской монастырской школы, выпускники которого составили ядро Кембриджского университета (1209). В средневековых университетах возникают исследования по различным отраслям конкретно-научных знаний. В XII в. в университетах Салерно и Монпелье активно развивается медицина, в Оксфорде — оптика, в Париже — механика и т.д. В конце XV в. одним из самых больших и известных в Европе становится Болонский университет.

В целом парадигма средневековой науки имела следующие отличительные особенности.

Онтологические представления о мире базировались на идее креационизма, божественном творении природы и человека, вечном (божественном) и преходящем (земном) пространстве и времени, божественной детерминации и провиденциализме.

Гносеологическая матрица мышления основывалась на идее двойственности истины: истины веры (божественные) и истины разума (научные), подчиненные божественным истинам. Субъект и объект познания теоретически не разведены. Признаются чувственные и сверхчувственные (интеллигибельные) объекты и сущности.

Методологические принципы включали интуитивное познание бога, схоластику, доказательство от авторитета, комментарии, цитирование Священного писания, трудов Платона и Аристотеля. В конкретных науках господствовали античные методы познания — созерцательность, сравнение, аналогия, описание явлений. В определенной степени развивалась математика, однако ее методы не находили достаточно широкого применения в конкретных научных исследованиях.

Приступая к изучению науки эпохи Возрождения, следует обратить внимание на общую характеристику данного исторического периода: разложение старых феодальных связей и появление раннекапиталистических отношений (прежде всего в городах Северной и Средней Италии), возрастание деловой активности человека, возникновение нового мировоззрения — гуманизма, носителем которого стали люди разных профессий и социального положения: поэты, философы, художники, ученые, городская интеллигенция.

Непосредственное рассмотрение науки можно начать с анализа творчества Леонардо да Винчи (1452—1519) — философа, художника, естествоиспытателя, персонифицировавшего духовные порывы своего времени. При этом особый интерес необходимо проявить к следующим положениям:

· новой точке зрения на философию, которая должна быть более адекватна потребностям наступившей эпохи. Философия, считал Леонардо, обязана быть функциональной, полезной человеку и науке; ее нельзя держать в плену теологии, схоластики и бесплодных околонаучных диспутов;

· основным принципам философского и научного мышления Леонардо: гуманизму и эмпиризму. Первый он воплотил в искусстве, второй — в науке. Он считал эксперимент необходимым условием научного познания: «бесполезны и полны ошибок те науки, которые не родились из эксперимента»;

· существенной роли теории в познавательной деятельности человека. Опыт, практика, по убеждению Леонардо, только тогда эффективны, когда они теоретически осмыслены, логически обоснованы;

· идее необходимости математического метода познания в науке. Леонардо считал, что подлинная наука, изучающая природу и человека, должна выступать в союзе с математикой. Эту идею он воплощал не только в расчетах своих научных изобретений, но и в искусстве, стремясь постичь с сущность красоты и гармонии в пропорциях, которые давали основу для использования математики в искусстве.

Заслуживает внимание характер конкретных научных исследований и достижений Леонардо да Винчи. Он занимался сравнительным анализом распространения звука в жидких и твердых телах, выдвигал перспективную идею о волновом движении света, звука, магнетизма. Изучая механику, Леонардо выяснял понятия силы, массы, движения, доказывал невозможность вечного «движетеля». Как ученый-анатом и физиолог он подходил к исследованию человека, открыл систему кровообращения, изучал свойства глаз, составил атлас анатомических рисунков. Его интересовали теория полета, роль подъемной силы ветра в связи с реализацией «мечты его жизни» — изобретения летательного аппарата.

Следует обратить внимание и на одну из существенных особенностей философской мысли эпохи Возрождения — возвращение к натурфилософии (философии природы), свободной от диктата теологии. Идеи новой (прежняя — античная) натурфилософии были выдвинуты в XV в. Н. Кузанским, а ее расцвет пришелся на XVI столетие.

Основной вывод: в эпоху Возрождения возникает гуманистическое мировоззрение, в котором человек представлен как высшая ценность; это мировоззрение сыграло судьбоносную роль в формировании общечеловеческих ценностей, в развитии духовной культуры и образования, с которым сегодня связаны будущее человечества и науки. Эпоха Ренессанса явилась прологом Нового времени: в этот период возрождается свободная от теологии философия, обращенная к природным и социальным проблемам, начинает формироваться новая научная картина мира на основе гелиоцентрической системы Коперника.

В смене исторических эпох, как в любом сложном общественном процессе, взаимодействуют многие обстоятельства, события, причины, факторы материального, социального и духовного свойства. Они же непосредственно влияют и на эволюцию научного знания, ее направленность, характер, содержание проблем. При изучении классической науки необходимо обратить внимание на:

• выяснение теоретических предпосылок ее возникновения,

• анализ тех открытий, которые изменили прежнюю парадигму научного мышления,

• характеристику новой парадигмы научного мышления,

• огромное влияние классической механики на развитие всего комплекса научных знаний рассматриваемой эпохи.

Выяснение теоретических предпосылок возникновения классической науки. Начало классического периода науки положили труды Т. Браге, И. Кеплера, Г. Галилея.

Создание классической механики И. Ньютоном (1642— 1727). Если я видел дальше других, говорил Ньютон, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов. Ближайшие великие мыслители, на плечах которых стоял Ньютон, были Коперник, Кеплер и Галилей. Путь Ньютона к созданию теории начинается с эксперимента, поскольку ясную, обоснованную формулировку законов механического движения можно получить только исходя из анализа эмпирического материала. В Новое время эмпирический метод в форме эксперимента становится движущей силой естественно-научного знания. При этом экспериментальная база теории Ньютона, так же как и у Галилея, органически была связана с математическим анализом. На основе эксперимента и математики Ньютон формулирует четыре известных нам со школы закона механики (закон инерции, закон изменения количества движения, закон равенства действия и противодействия и закон всемирного тяготения).

При осмыслении парадигмы классической науки следует иметь в виду особенности ее онтологии, гносеологии и методологии.

Онтология классического естествознания основана, во-первых, на гелиоцентрической системе. Во-вторых, материя рассматривается здесь как вещество, характеризующееся массой, силой, покоем, импульсом, скоростью, ускорением. Основные законы движения — механические. Пространство и время независимы друг от друга и от материи. Геометрия физического пространства — евклидова. Все процессы в природе однозначно детерминированы. Причина изменения движения — внешнее воздействие других тел.

Гносеология классической науки исходит из принципов разграничения и противопоставления субъекта и объекта познавательной деятельности, необходимости и возможности элиминации субъекта из результатов познания, однозначности истины для одного и того же процесса, верифицируемости научных истин экспериментом. Идеалом научного мышления становится классическая механика.

· Методология познания классической науки основана на сочетании эмпирических методов и математического анализа.

Разрабатываются также и используются в единстве индуктивный и дедуктивный методы познания, применяется моделирование изучаемых явлений.

Влияние классической механики на развитие всего комплекса научных знании рассматриваемой эпохи. Существенные успехи в естествознании, формирование первой научной картины мира, открытие законов небесной и земной механики, создание методологии познания, основанной на эксперименте, единстве индукции и дедукции, математическом анализе, осуществили фундаментальный сдвиг в истории науки.

Неклассический период науки.Часто коренные изменения в науке возникают с появлением принципиально новых объектов исследования. Так случилось на рубеже XIX—XX вв.: реальный мир оказался гораздо сложнее, чем его образ в классической науке. Объектами научного знания наряду с макромиром становятся микро- и мегамиры.

Прежняя парадигма мышления классической физики достигла границ, за пределами которых она не смогла дать ответы на новые научные проблемы. Когнитивная практика вошла в противоречие с существующей формой теоретического мышления и выдвинула грандиозную по своему масштабу и гносеологической значимости задачу поиска принципиально новых теорий, объясняющих как старую, так и новую физическую реальность. Ими стали теория относительности и квантовая механика, коренным образом изменившие стиль мышления ученых XX в.

Прежде всего необходимо осмыслить философскую и физическую сущность теории относительности А. Эйнштейна (1879—1955). Специальная теория относительности (1905) устанавливает зависимость пространства и времени друг от друга и от скорости движения тел. Как известно, с точки зрения классической физики движение не оказывает воздействия на такие физические параметры объектов, как время, пространство, длину тел. Согласно же теории Эйнштейна, пространственные и временные свойства объектов зависят как друг от друга, так и от скорости движения систем отсчета, относительно которых они определяются. В инерциальной системе, движущейся с околосветовой скоростью, время уже существенно замедляется, длина движущихся тел сокращается, а масса возрастает. Другими словами, проявляют себя релятивистские эффекта: относительность времени, массы и размера тел.

Возникновение релятивистской физики и квантовой механики положило начало переходу от классической науки к неклассической. Характер и сущность этого перехода является одной из ключевых проблем философии науки XX в., раскрывающего смысл произошедших изменений в онтологии науки, субъект- объектных отношениях, способах развертывания научного знания, выбора, построения и верификации научной теории.

Таким образом, отличительными признаками неклассической науки стали существенные изменения в ее онтология, гносеологии и методологии по сравнению с классической наукой.

Для онтологии неклассической науки характерно изучение объектов с релятивистскими свойствами (например, пространства, времени и массы в теории относительности), индетерминизм (поведение микрочастиц в квантовой механике), структурность и системность (сложные структуры системы атомов, молекул и других элементарных частиц).

В гносеологии неклассической науки изменяется понимание результатов субъект-объектных отношений в процессе научного познания: они не истолковываются больше ни как чисто объективные, ни как полностью субъективные (М. Борн); трансформируется представление о научной истине как абсолютно адекватной модели реальности; усиливается признание гипотетичности и вероятности научных знаний, утверждается понимание возможности только их частичной эмпирической и теоретической верификации.

Главной особенностью методологии неклассической науки является постулирование многообразия научных методов познания, возрастание роли интуиции, творческого конструктивизма, идеального моделирования.

Новые открытия в области естествознания на рубеже XIX— XX вв., а также инновационные процессы в технической области привели к усилению взаимосвязи науки и практики и породили такое явление в истории человечества, как научно-техническую революцию. В результате образовалась система: наука — техника — производство, в которой ведущая роль принадлежит науке. Она становится также и доминантным фактором всего общественного развития. На основе фундаментальных научных открытий возникают новые отрасли производства, новые виды энергии, компьютерная техника, информационная сфера материального, социального и культурного бытия человека.

Понятие «постнеклассическая наука» в основном уже принято современным научным сообществом, однако в его теоретическом осмыслении много «белых пятен» и спорных точек зрения.

В целом для постнеклассической науки становятся характерными следующие особенности.

В области онтологии:

• глобализация и усложнение объектов исследования; актуальным является изучение глобальных процессов информации, экологии, экономики, политики, науки и т.д. Предметом исследования становятся сверхсложные и эволюционирующие объекты (физические, биологические, космологические, технологические, компьютерные, социальные и др.). Возникает синергетика — теория открытых, нелинейных, самоорганизующихся систем и соответствующая научная методология их описания и исследования;

• социализация объекта исследования, возрастание взаимосвязи науки и техники с социальными процессами, требующие преодоления технократизма как методологической позиции;

• гуманитаризация исследования любых научных объектов, актуализация этических проблем научного познания, усиление роли аксиологического мониторинга научно-технического развития и гуманистической направленности научных знаний.

В области гносеологии:

• необходимость учета влияния субъекта на объект исследования, возрастание роли человеческого фактора, нравственной позиции ученых в решении биологических, медицинских, экологических, энергетических, демографических и других проблем;

• изменение в традиционном понимании научной истины, осознание ее социокультурной обусловленности, релятивистской и консенсуальной природы;

• осознание диалогового, коммуникативного характера процесса научного познания;

• направленность всех научных исследований и проектов на практический результат, на достижение эффективности и экономической целесообразности.

В области методологии:

· возникновение и развитие компьютерных, системных, информационных, синергетических методов познания,

· мультипарадигмальные когнитивные программы в естественных и социальных науках, методологический плюрализм,

· постструктуралистская матрица познания, основанная на осознании и осмыслении контекстуального характера существования, рассмотрения и решения любых научных проблем.

Интерпретация актуальных проблем постнеклассической науки постепенно начинает занимать все большее место в современной философии науки.

Тема 4



2015-11-27 1493 Обсуждений (0)
Основные этапы познавательной деятельности в теории познания Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы познавательной деятельности в теории познания Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)