Самостоятельная работа № 4.5
Задание 1. Дайте письменно определение понятию «морфемика». Задание 2. Расставьте ударение в словах, в случае затруднения справляйтесь по словарю: портфель, псевдоним, соболезнование, комбайнер, индустрия, медикаменты, осведомиться, километр. Задание 3. Разберите слова по составу (выделите морфемы): перестрелка, размышление, возиться, отворила, полезащитный. Задание 4. Определите количество звуков и букв в слове, запишите: зеленая, двигаться, таять, колобок, вьюжный, юность, статуя, щавель. Задание 5. Объясните лексическое значение фразеологизмов и составьте с любым из них предложение: через пень колоду; собаку съел; белены объелся; почивать на лаврах; крокодиловы слезы; без царя в голове. Задание 6. Определите род существительных, с 2-3 из них составьте и запишите предложения: кофе, пальто, интервью, Миссисипи, шоссе, рагу. Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания: Всякая книга результат писательских усилий. Усилия (же) эти бывают чрезвычайно плодотворными бывают ск…льзящими су…тными поэтому и духовные це(н,нн)ости (не)однородны. Мы должны боя(ться,тся) девальвац(ы,и) и читательского вкуса предлагая и выдавая ему вещ… (не)первосортной пробы за жемчуж…ну изящной слове(ст,с)ности. Есть книги (под)час возведе(н,нн)ые по разным стечен…ям обстоятельств в высокий ранг (без)упречности книги увеш…(н,нн)ые лаврами но (не)выдерживающие строгой проверк… правдой этим единстве(н,нн)ым (без)отказным мерилом художества. И есть книги скромные то есть (не)возведе(н,нн)ые в чины однако предельно искр…(н,нн)ие чистые мудрые наскво…ь прониза(н,нн)ые благородной силой. Заботясь о вкусе читателя мы а не время должны делать о(т,д)бор ибо время хоть и справедливый судья но судья (не)скорый. Задание 8. Перепишите, заменяя цифры словами: Один такой снаряд заменит труд 5790 рабочих-землекопов. Сколько метров содержится в 278 километрах?
Самостоятельная работа № 4.6 Задание 1.Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие. Задание 2. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов. Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ. Задание 3. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения. Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) Задания к упражнению 4 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012. Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998. СЛОВАРИ Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |