Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средневековье и в эпоху Возрождения



2015-11-27 309 Обсуждений (0)
Средневековье и в эпоху Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Классики мировой философии о политику, государстве и праве.

1. Гераклит о триедином источнике законов: божественная справедливость, всеобщий логос, всеобщий огонь.

2. Противопоставление Гераклитом аристократического права и государства справедливым законам, за которые «люди должны биться как за стены родного города».

Гераклит(ок.544 — ок.483 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист и диалектик. По Гераклиту, первовещество природы — огонь, из которого произошёл мир и который наиболее изменчив и находится в постоянном движении. Эти изменения — есть борьба противоположностей, в которой война играет огромную обновляющую роль. Война для Гераклита -это «отец всего, царь всего».

Анализ правовой проблематики, как и всех земных человеческих дел и отношений, проводил во взаимосвязи и единстве с глобальными космическими процессами.

3. Демокрит о различии наличного законодательства, «дурного
изобретения», с требованием «природной правды».

Демокрит(ок.470 — 366 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист, «первый энциклопедический ум среди греков». Разработал атомистическую теорию. За свою долгую жизнь написал около 70 философских, естественно —- научных и математических трудов. Но его сочинения почти не сохранились. Рассматривал закон и государство как искусственные человеческие образования, возникшие в процессе эволюции от первобытнообщинного строя к цивилизации.

4. Сократ о политической добродетели и нравственной природе
закона, в основе которых лежит знание.

Сократ(469 — 399 гг.до н.э.) — древнегреческий философ. Центральное место в его философии занимает учение о сущности человека, которое Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Пропагандировал идею создания разумных и справедливых законов во взаимосвязи с полисной свободой, со справедливостью. Учение о добродетели, в основе которой лежит знание.

Платон(427 — 347 гг. до н.э.) — крупнейший древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Пытался внушить идею об идеальном государстве, в котором правят философы. Тираном О. Дианисием I был продан в рабство. По освобождению основал академию. Платон оставил

 

после себя большое рукописное наследие. Разработал учение о взаимосвязи философии и политической деятельности. Идеальное государство и разумные, справедливые законы, как результат воплощения мира идей в земной, политической и правовой жизни. Четыре свойства государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Структура государства.

5. Платон о взаимоотношении правителей и народа в идеальном государстве.

6. Платон об «извращённых» формах государственного устройства: тгшократия, олигархия, демократия, тирания.

7. Система воспитания в идеальном государстве Платона.

8. Аристотель о трёх слоях граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между теми и другими.

9. Противопоставление Аристотелем правильных государственных устройств и с отклонениями: монархия - тирания, аристократия олигархия, полития демократия.

Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ и учёный, систематизировавший практически все известные к тому времени знания. Учился в академии Платона. Был наставником Александра Македонского.

Разработал теорию возникновения и существования государства «ради достижения благой жизни». По его мнению, основа государства в восприятии человеком таких понятий как добро и зло, справедливость и т.д. Наивысшая форма государственной власти, по Аристотелю, та, которая служит всему обществу. Рассматривал человека как политическое существо, которое несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

10. Эпикур о трёх видах страха: перед Богом, перед небесными
явлениями, перед смертью.

Эпикур(341— 270 гг. до н.э) — греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души. Наиболее разумным для человека, по его мнению, является не деятельность, а покой, атараксия.

Государство и право по Эпикуру — результат договора между людьми для обеспечения их взаимной безопасности и преодоления страха. Роль законов заключается по его мнению в ограждении и защите «мудрых» от «толпы», ибо они «изданы ради мудрых не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла».

 

Влияние античных мыслителей на развитие политический философии в

средневековье и в эпоху Возрождения.

1. Фаталистическое развитие христианской концепции всемирной

истории Августином Блаженным.

Августин Аврелий(354 — 430 гг.) — крупнейший христианский богослов и философ. Он сформулировал основные принципы христианской политической доктрины.

Противопоставление «государства Божьего» «государству земному». «Град земной» - государственность, которая основана на любви к себе, доведённой до презрения к Богу. «Град Божий» основан на любви к Богу, доведённой до презрения к себе. «Граждан в земном Граде рождает, по Августину, испорченная природа, а граждан Града Небесного рождает благодать».

2. Классификация законов Ф.Аквинским: вечный закон, естественный
закон, человеческий закон, божественный закон.

Фома Аквинский(1226 — 1274 гг.) — выдающийся философ европейского средневековья, идеолог католической церкви, родоначальник философского религиозного направления — томизма.

Дал трактовку проблем права и закона в контексте христианской догматики. Опирался на учение Аристотеля о политике и о человеке как «политическом существе» (у Фомы «общественное существо). Закон, как считал великий богослов, «есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». «Право — это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития».

3. Осуждение Т.Мором закона о казни.

Томас Мор(1478 — 1535 гг.) — английский философ, гуманист, политолог, общественный деятель, лорд-канцлер. Казнён по политическим обвинениям.

«Утопия» — главное философское произведение Мора об идеальном государстве, в котором нет частной собственности, где все трудятся, где нет власти денег. О несовместимости равенства и собственности.

4. Проблема государственного устройства в «Городе Солнца»
Т.Кампанеллы.

Томас Кампанелла (1568 — 1639 гг.) — итальянский философ. Представитель раннего утопического коммунизма. Выступал против

схоластики. За свободомыслие был заточён в тюрьму, где провёл 27 лет. Там он написал свою утопию «Город Солнца».

Много мыслей он высказал о государстве, основу которого составляют законы природы, выражающие волю Бога. Изложил комплекс социальных идей: полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественная организация производства и распределения, система образования.

5. Труд и воспитание в произведениях Т. Мора и Т.Кампанеллы.

6. Взаимосвязь теории платоновского государства «правления мудрых» с учением Т.Кампанеллы о государственном устройстве, основанном на принципе демократии.

7. Макиавелли о государстве «одновременно похожем на льва и лису».

8. Скариновская классификация права.

Франциск Скорина(1490?— 1541? гг.) — белорусский мыслитель— гуманист эпохи Возрождения, бакалавр философии. Политический идеал — светская, гуманная и мощная монархическая власть. Право, как считал Скорина, — необходимый механизм управления обществом. Дал анализ различия неписанных и писаных законов, обязательного критерия законов и права. Законность — «величайшее общественное благо». «Справедливость и общее благо» — универсальные юридические категории, определяющие «кодекс чести судьи».

Николай Гусовский(ок.1480 — после 1533 гг.) — представитель белорусской философской и гуманистической мысли эпохи Возрождения. Описал идеал руководителя государства на примере князя Великого княжества Литовского. Мощь государства в добродетели, образованности народа, в справедливом государстве. Оправдывал права угнетённых (затем позднее и английский мыслитель Гоббс) на сопротивление, вплоть до восстания, когда попираются естественные права человека.

9. Различие позиций Гераклита и Н. Гусовского о роли войн в решении
социально-политических и государственных проблем.

 



2015-11-27 309 Обсуждений (0)
Средневековье и в эпоху Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средневековье и в эпоху Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)